В прошлом году собаки прихватили "семью": бык, корова, телок. При моём подходе лоси стронулись и отошли метров на двести в урочище, плотно заросшее ивняком. Подойти к ним в этом месте было нереально. Я решил зайти "на ход", опередив лосей в направлении их движения и подстроившись под их ход. Однако лоси опередили меня и переместились к краю урочища, встали в плотном мелятнике-березняке возле самого края хвойного массива. С великой осторожностью, передвигаясь по краю хвойного массива, обходя по дуге заросшее урочище, минут через сорок мне удалось подойти к стоящим в мелятнике зверям на расстояние около двадцати метров. Погода была абсолютно безветренная, сырая, с температурой примерно 0 - +1 . За время подхода я сильно вспотел и приходилось вытирать текущий с гловы пот. Разглядеть стоящих зверей даже с такого расстояния в непроглядном "частоколе" березняка было невозможно. Выбрав наиболее удобную для возможной стрельбы позицию, стал внимательно ожидать пока звери, переминаясь, не подставятся под выстрел. Однако лишь единожды в прогале показалась шея с головой, да и то коровы. Коров я не трогаю. Моё ожидание заняло около 20 минут. Всё это время звери спокойно оставались на месте, лишь переминаясь и поворачиваясь на месте, реагируя на присутствие собак. Ситуация была спокойной, звери меня не видели и не слышали, хотя я был в непосредственной близости от них. Я стоял на небольшом бугорке, возвышающемся примерно на метр над уровнем окружающей местности. Но неожиданно, совершенно безпричинно, звери вдруг ломанулись прочь, через чащобу мелятника, в направлении перпендикулярном прежнему направлению своего движения, прямо противоположно от меня. Я отнёс это на счёт того, что источаемый мною запас пота за время моего неподвижного стояния "дотёк"-таки до лосиных ноздрей. Мой запах, запах человека - запах врага, запах реальной опасности. Реакция на него у зверей однозначная. Запах же дыма от костра вряд
ли воспринимается лосями столь же однозначно. Более того, допускаю, что он может восприниматься ими как некоторый элемент привлекательности. На разрабатываемых лесозаготовительных делянках костры горят постоянно, но для лося результатами подобной активности людей можетт быть большое колличество лакомого веточного корма. Потому думаю, что запах - запаху в лосином сознании - рознь и реакция на них так же рознятся. Думаю дело в ассоциациях с запахом.
Ещё интересный момент:
В прежние времена иногда случалось посидеть на переходах. В тех местах лоси кормились на старой вырубке и проходящей тут же ЛЭП, а на днёвку уходили в запретную зону, за колючку огораживающую эту ЗЗ. В колючке, в местах падения деревьев, образовались проходы, через которые и пролегали набитые лосями тропы. Придёшь загодя, сядешь поудобнее и застынешь в ожидании. Идущего зверя услышишь издалека. Сердце начинает колотиться так, что готово выпрыгнуть из груди. Слышно, что зверь подходит к проходу метров на 50 и встает. Ты весь в напряжении, минута тянется за минутой, напряжение не спадает, а зверь всё стоит. И вдруг, спустя несколько минут, слышишь уже на значительном удалении шаги удаляющегося зверя. Зверь постоял перед проходом, тихо развернулся и бесшумно пошёл прочь,. Отойдя на безопасное расстояние, пошёл обычным шагом. Что это: шестое чуство, или ещё какая экстросенсорная чуйка?