Сразу оговорюсь, чтобы не было кривотолков, ВСЕ, что здесь появится от моего имени является ЧАСТНЫМ мнением и ни в коем разе не претендует на ИСТИНУ В ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ.
Все моторные лодки (и катера) производимые в СССР имели свои достоинства и недостатки. У некоторых было больше достоинств у некоторых недостатков. В СССР был очень развит водномоторный туризм, что и сказывалось на выпуске мотолодок. Обводы корпусов, грузоподъемность и т.д. проЕктировались с учетом хождения по внутренним водоемам и береговой черте моря с удалением от берега 3-5км и высоте волны от 0.75-1.25 м. с учетом выпускаемых моторов. Это было хобби, как и охота, рыбалка и т.д. В помощь водномоторникам был журнал «Катера и яхты» за новым номером, которого гонялись каждый месяц. В подписке сначала его просто не было. Все новинки, доработки, усовершенствования мотолодок и моторов, а так же чертежи самостроек можно было найти на страницах журнала. Помню, какой шум произвел проект мотолодки Радуга Ю.Зимина и трех цилиндрового Вихря. Стоимость мотолодок (катеров) в 70гг в СССР была солидной от 450 до 2100 рублей. Помню, в Апраксином дворе в магазине был небольшой выставочный зал. В 1976г там выставили 4 новинки (катера) Москва 2, Ладога 2, Нептун 3, Крым 3 и новая Пелла. Как всегда обсуждения и заполнение почтовой открытки на приобретение кто хотел……очередь. После всей «мелочевки» впечатление произвели сильное! Цена была тоже «сильная» Нептун3 стоил 900рублей, в темно синем цвете смотрелся классно, (выпускали в двух цветах - ярко оранжевый и темно синий), а когда пришла открытка по почте цена уже была 1400рублей. Это было маленькое лирическое отступление. Ходили с друзьями и на Ладогу и на Онегу и в Баренцево море. Цена бензина на трассе в те времена 50коп. за 20ти литровую канистру. За сезон сжигали 500-700л. Теперь по существу вопроса.
Arxangel Александр, первые Прогрессы комментировать не буду (до 1975г). С середины 70-х годов в производство пошла модель "Прогресс-2М", у которой уже был самоотливной рецесс, однако транец по-прежнему был рассчитан на один мотор. "Прогресс-3М", модель 80-х годов, отличается от "Прогресса-2М" наличием релинга на носовой палубе и некоторыми незначительными деталями оборудования. Основное достоинство "Прогрессов" - большая вместимость по сравнению с большинством массовых лодок, выпускаемых позже. Благодаря большой вместимости "Прогресс" прозвали "семейной" лодкой. Благодаря большой ширине корпуса и полноте носовых обводов "Прогрессы" не опрокидывались на волнении, несмотря на то, что имели "закрученные" обводы. "Прогресс-4", имевший более высоко поднятую скулу, большую килеватость днища в носовой части( на мидале) и самоотливную подмоторную нишу, имел преимущества перед двойкой. Угол килеватости днища на транце у них одинаковый -7° В среде водномоторников «Прогрессы» называли утюгом. На попутной волне роют носом, валятся, приходиться сбрасывать скорость. На встречной брызгаются, перегрузки на днище заставляют снижать скорость. Все зависит от опыта капитана.
Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки — повышение её экономичности и скорости за счет применения «грузовых» гребных винтов, установки двух моторов или одного мощного ,а так же подводных крыльев. Все проблемы было озвучены в журнале «Катера и яхты»
«Казанка-2М»,"Казанка-5", "Казанка-5М", "Казанка-5М2", "Казанка-5М3", "Казанка-5М4"
Обводы мотолодки «Казанка-2М», именно с этой модели, продукция КАПО обрела фирменные изогнуто-килеватые «туполевские» обводы, заимствованные у довоенных торпедных катеров. «Казанка-2М» - самая крупная и вместительная из выпускавшихся отечественной промышленностью мотолодок Корпус лодки клепаной конструкции из дюралюминия имеет остроскулые глиссирующие обводы с «закрученным» днищем. Подвесные моторы устанавливаются на выносном кронштейне за транцем мотолодки. И как следствие ,затруднения с ремонтом мотора( скажем, замена шпонки на винте), заливание моторов на попутной волне ит.д. При подкреплении корпуса и уменьшении пассажировместимости до 4 чел. на «Казанке-2М» может быть установлен автомобильный двигатель, что помимо повышения скорости улучшает мореходные качества и повышает надежность механической установки.(«Катера и яхты»)
"Закрученные" вогнуто-килеватые обводы "Казанок-5" давали также и главный недостаток этих мотолодок: при ходе на значительном попутном или попутно-боковом волнении "Казанки-5" сильно зарыскивают и часто переворачиваются через скулу. Из всех мотолодок с такими обводами "Казанки-5" в наибольшей степени подвержены зарыскиванию. Самая первая модификация, собственно "Казанка-5", имела слабоватый набор, который трескался при ходе против крутой волны под мотором мощностью 30 л.с. У следующей модификации, "Казанки-5М", набор и выносной транец усилены, и допустимая мощность моторов увеличена до 55 л.с. Однако, для корпуса "Казанки-5" такая мощность чрезмерна. Результаты не замедлили себя ждать: в морской гонке на приз журнала "Катера и Яхты" выносной транец "Казанки-5М" оторвался вместе с моторами! Эта неудача заставила завод начать выпуск лодки "Казанка-5М2" с установкой моторов на транце и обычным рецессом вместо выносного подмоторного кронштейна. На следующей модификации "Казанка-5М3" был несколько подкреплён корпус и допустимая мощность увеличена до 60 л.с. На"Казанке-5М3", "Казанке-5М4" не ходил и ничего сказать не могу. Эти лодка при тех же размерах и планировке получила совершенно новые выпукло-килеватые обводы, причём угол килеватости на транце повышен до 8.5°,в ранних моделях 5°.
Желаю удачи в правильном выборе!
"Днепр"- по своим мореходным качествам обладал явным превосходством перед другими "дюральками". Никогда, ни при каких обстоятельствах "Днепр" не зарывается в волну и опасно не зарыскивает, но немного забрызгивался. С учетом килеватости на транце, тормозил при выходе на глиссирование, но проблема была решена установкой «крылышек» ж. «Катера и яхты.»
И последнее. Все советские моторы только на кожухах имели мощность 2, 8, 12, 20, 23, 25, 30….., а вот что они выдавали на винте……..А это уже совсем другой разговор и тема.
А такие высказывания кроме улыбки не вызывают НИЧЕГО.
Прогресс 2 хорошая лодка. Гружёный хорошо идёт. По волне нормально. А по каким водоёмам плавать собираетесь ? М СЕРГЕЙ
Тридцатки мотора под такие водоёмы вполне достаточно. Если Казанку то с булями нужно(более устойчивая),но и более тяжелая. Ковалник
Прогресс 2. Хотя и Казанка 5 владельцы говорят хорошая лодка. Я на ней три раза всего рыбачил на Ладоге под маленьким мотором, так что могу судить только со слов знакомых владельцев. М СЕРГЕЙ
На Прогресс надо мотор 40, а лучше 50 сил. Тяжелая посудина. Лучник
Казанка2 и под 40кой-то едва поедет))
А так, по сути, всё вышеперечисленное-гавно))Так, по речке пошариться... Alex78Hunt
Проги-они больше "грузовые",хозяйственные.Прог 2-вообще непревзойденный лидер по параметру грузоподъемность(имею ввиду глиссер)/мощность ПЛМ. Кухтиев Вадим
Вы можете взять ПВХ~450м С 30кой на транце,это будет ЛОДКА,которая позволит особо не оглядыватся на погоду,шарится там,где захотите.Размеры кокпита будут не многим меньше той же Козы/Прога,но судно будет в разы безопаснее,остойчивей,мореходнее! Кухтиев Вадим
Прогресс 2 или Прогресс 4 ? Я за прогресс 2 для тридцатки.. М СЕРГЕЙ
Зачем 2 по 30? Понятно, что управляемость лучше. Только ради это вешают 2 мотора? Yroslav
Но соглашусь, надувнуха намного безопасней для плавания на водоёмах перечисленных автором темы. Имхо М СЕРГЕЙ
Но Прогресс-2 - не для Ладоги лодка. Да и четвертый тоже с оговоркой. Grek
2х двигательная установка на Проге имеет только один плюс-любая из этих тридцаток,поднимет его на глисс-резко возрастает живучесть. В остальном-только минусы. Кухтиев Вадим