Телевизионный ролик, в котором улыбчивая мамаша утверждает, что приготовить она может любое блюдо, но семья почему-то предпочитает лапшу из коробки, мог бы быть идеальной рекламой курсов «кулинария для чайников». Но он рекламирует «Доширак» - а заодно и услуги врачей, которым предстоит бороться с последствиями питания «быстрыми» макаронами.
Лапша быстрого приготовления в характерных пластмассовых коробочках впервые появилась в России в 1994 году. Ее завезли из Китая на Дальний Восток - на радость студентам и обитателям плацкартных вагонов поезда «Находка-Москва». Кстати, в то время она называлась не слишком благозвучным словом «Досирак».
К 1998 году китайская лапша, сменив букву в названии, прочно обосновалась в магазинах европейской части России. Здесь она также пришлась по вкусу гражданам: тем же студентам, гастарбайтерам и офисному люду, работающему в конторах без штатных «столовок».
Семь лет спустя благосостояние студентов, судя по всему, начало расти. Иначе как объяснить тот факт, что «Доширак», а точнее, компания Koya, его производящая, затеяла широкомасштабную рекламную кампанию на центральных каналах телевидения. Главный аргумент, которым предполагается убедить зрителей покупать растворимую лапшу,- это ее восхитительные вкусовые свойства, а также то, что «Доширак» делается из «натуральных высококачественных продуктов».
«Эта реклама рассчитана на людей с невысоким достатком - до $600 в месяц,- говорит менеджер PRагентства SPN Ogilvy Назели Атабекова.- Для привлечения интереса к товару производитель сделал упор на «натуральность», что поднимает покупателей такой лапши на ступень выше: мол, не химию какую растворимую едим, а натуральный продукт. Это старый рекламный ход».
Реклама «Доширака», однако, умалчивает о ряде важных подробностей. И дело тут даже не в том, что фраза о «натуральных продуктах» не совсем соответствует действительности. Входящие в состав лапши эмульгатор-загуститель, премикс (биохимическая минеральная добавка), ароматизатор Е261 (глутамат натрия - улучшитель вкуса) и сахарный колер (краситель Е-150) это успешно доказывают. Проблема в другом: быстрорастворимая лапша, особенно в большом количестве, может нанести вред здоровью.
«Состав «Доширака» агрессивен по отношению к слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта, и постоянное его употребление (две-три упаковки в неделю) может привести в лучшем случае к гастриту, а в худшем - к язвенной болезни желудка, колитам и прочим обострениям»,- рассказала ИП гастроэнтеролог Людмила Панова.
Питаться «Дошираком» редко, но помногу также небезвредно для организма. По утверждениям диетологов, это может спровоцировать превышение нормы содержания в организме глутамата натрия. Характерные симптомы: головная боль, учащенное сердцебиение, тошнота, боль в груди, сонливость и слабость.
По словам ученых, злоупотребление лапшой быстрого приготовления может привести и к полноте. «Доширак» - достаточно калорийный продукт: согласно надписи на упаковке, на 100 г лапши приходится 455 ккал (для сравнения: на 100 г стандартного майонеза приходится всего лишь на 100 ккал больше). Но, несмотря на столь высокую питательность продукта, после него очень быстро снова возникает чувство голода.
Все очень просто: для изготовления лапши используется мука самого мелкого помола: она дешевле и, главное, усваивается моментально. Человек снова ощущает голод и заваривает еще одну упаковку «Доширака».
Подобный ход, кстати, впервые использовали составители рецептов McDonald's, разработав гамбургеры, которые быстро вызывают насыщение и также быстро заставляют его исчезнуть. Логика железная: чем быстрее проголодается человек, тем быстрее он купит новый гамбургер. Или упаковку лапши.