Министру природных ресурсов и экологии РФ Донскому С.Е.
Уважаемый Сергей Ефимович!
15 июня 2012 года вступил в силу приказ Минприроды России «Об утверждении Правил охоты» от 16.11.2010 № 512 (зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 № 19704) в редакции приказа от 10.04.2012 № 98, зарегистрированного в Минюсте России 30.05. 2012 № 24394.
Центральное правление Росохотрыболовсоюза в соответствии с пунктами 6.5.5, 6.5.6 Устава, полагает, что отдельные положения Правил охоты могут привести как к резкому росту браконьерства, так и породить значительные проблемы, включая необоснованное привлечение к ответственности охотников по формальным основаниям.
Так, весенняя охота (пункт 39 в ред. приказа № 98) необоснованно сокращена до 10 дней, а пунктом 39.1. для большинства регионов Европейской части РФ и Еврейской АО еще и единым сроком для охоты на водоплавающую дичь и вальдшнепа.
Кроме того, в настоящее время Правила не определяют ответственность для неопределенной группы лиц за их нарушение, не запрещена охота при отсутствии или использовании недействительных документов, перечисленных в пункте 3.2. Общая норма части 1 статьи 57 ФЗ «Об охоте...» также не регламентирует этот вопрос.
Пункт 2 Правил не разрешает коллизию, созданную Законом в вопросе «охоты в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания».
Пункт 3.3. Согласно статье 33 (ч.1 п.10) федерального закона полномочия по осуществлению федерального государственного надзора на территории субъекта РФ переданы органам государственной власти субъектов РФ (кроме особо охраняемых природных территорий федерального значения). В связи с этим, включение в данный пункт территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования без конкретного определения сферы их полномочий (в т.ч. территориальной), по нашему мнению, будет противоречить ФЗ «Об охоте...».
Пункт 3.4. следует дополнить «сроков охоты».
Исключение пункта 3.5. (при его прежней крайне неудачной редакции) без регламентирования этого вопроса может создать условия поголовного привлечения к ответственности граждан, перемещающихся в охотничьих угодьях не только с огнестрельным оружием, но даже с охотничьим ножом, при соблюдении условий перевозки оружия, установленного законодательством об оружии. Норма части 2 статьи 57 ФЗ «Об охоте...» носит общий, не конкретный характер. В Правилах охоты возможно конкретизировать ее, указав каким образом охотник должен перемещаться в охотничьих угодьях, иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, если он следует для приобретения разрешения на добычу охотничьих ресурсов и/или путевки или следовать к месту охоты при наличии разрешительных документов,но до открытия охотничьего сезона. То же следует сделать и в отношении собак охотничьих пород, тем более, что перечень таких пород нормативно не установлен.
Пункт 5 охоту двух и более охотников квалифицирует как коллективную. Соответственно на охотников автоматически распространяются требования пункта 8 (8.1. - 8.7.), за невыполнение которых наступает ответственность в соответствии со статьей 57 ФЗ «Об охоте...». Из этого следует, что понятие «коллективной» охоты должно быть более корректным.
Пункт 9 после слов «разрешения на добычу охотничьих ресурсов» дополнить «и путевка», т.к. коллективные охоты проводятся и на закрепленных охотничьих угодьях.
Пункты 11, 23, 29, 33, 37 имеют противоречия между собой.
В соответствии с пунктом 46 натаска и нагонка собак охотничьих пород осуществляется без применения охотничьего оружия (следует понимать без добычи), в тоже время вопрос с борзыми (притравка) не урегулирован. Кроме того, согласно пункта 48 при натаске и нагонке требуется перечень документов в соответствии с пунктом 3.2. Правил, значит требуется разрешение на добычу охотничьих ресурсов с уплатой госпошлины. Из содержания пункта 46 следует, что в общедоступных охотничьих угодьях без определения конкретных участков возможна натаска и нагонка собак в течении всего календарного года даже во время гнездования и вывода молодняка.
Пункты 50 и 55.1. противоречат друг другу.
Пункт 52.3. запрещающий использование любых плавательных средств (даже без мотора) при весенней охоте для преследования, выслеживания и поиска пернатой дичи дает большую свободу для необоснованного массового привлечения к ответственности охотников при подъезде к местам охоты, т.к. любое передвижение по водоему можно квалифицировать как поиск дичи, при отсутствии критериев по которому, можно отнести передвижение на плавательном средстве к поиску дичи.
Необходимо уточнение редакции пункта 52.8. При наименовании Раздела «Требования к отлову и отстрелу охотничьих животных», данный
пункт запрещает применение перечисленных в нем орудий охоты только потому, что они «способны нанести вред человеку».
Пункт 52.13. запрещает применение световых устройств только для добычи пернатой дичи. Следовательно, при других видах охот их можно применять, в том числе и при охоте на копытных животных.
Пункт 53.1. запрещает стрельбу с механических и летательных аппаратов, но не запрещает иметь в них заряженное оружие, другие орудия охоты, а также осуществлять выслеживание и преследование животных, т.е. фактически нагонять, загонять или распугивать с определенной целью.
Пункт 53.5. Законодательством об оружии не запрещено приобретать и иметь магазины на более чем 5 патронов. Настоящими Правилами тоже, кроме коллективной охоты, которая производится в основном на крупного зверя. Без изменения законодательства об оружии решать этот вопрос, в целях сохранения охотничьих ресурсов, имея ввиду только коллективную охоту, полагаем преждевременно.
Пункт 53.7. применение пневматического оружия ограничено безосновательно.
Пунктом 54.3. практически во всех водоемах и ближе 200 метров от уреза воды запрещена охота на гуся в Европейской части России. Причем мера эта явно не временная. По нашему мнению, данный запрет может породить только массовое привлечение охотников к ответственности и соответствующую реакцию с их стороны, тем более, что установить это расстояние на местности затруднительно.
Исключение пункта 60 приведет к тому, что волка и шакала можно будет добывать только при регулировании численности (п.59). Сроки охоты на эти виды не установлены. В разделе IV «Требования к охоте на пушных зверей» пунктом 31.1. разрешается разрушение нор и других убежищ волков и шакалов с изъятием щенков. Взрослые животные как объект охоты выпали из Правил.
По-прежнему остается необоснованным, даже с позиций охраны медведиц с медвежатами, ограничение охоты на бурого медведя по 30 ноября.
Правила не содержат требований к орудиям добывания в отношении пушных видов животных. Следовательно, например, при добыче белки или других мелких животных возможно применение оружия с нарезным стволом любого калибра.
Обращаем Ваше внимание, что данные Правила устанавливают не только требования к осуществлению охоты, но и требования к сохранению охотничьих ресурсов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие охотничье хозяйство, при закреплении охотничьих угодий берут обязательства по сохранению охотничьих ресурсов. Исходя из этого, необходимо в Правилах прописать права указанных лиц по ограничению охоты на закрепленных за ними охотничьих угодьях в указанных целях. Многолетняя практика создания воспроизводственных участков или внутрихозяйственных заказников, зон покоя и др. себя оправдала.
Также в данных Правилам, по нашему мнению, по аналогии с Типовыми правилами охоты в РСФСР, формально не отмененными, нужно решить вопрос о праве штатных работников охотничьих хозяйств на ношение личного охотничьего огнестрельного оружия в охотничьих угодьях при исполнении служебных обязанностей, тем более что законодательство об оружии запрета по этому поводу не содержит.
К большому сожалению, обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами (ч.З ст.23) Правила охоты, утвержденные приказом Минприроды России «Об утверждении Правил охоты» от 16.11.2010 № 512 (зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 № 19704) в редакции приказа от 10.04.2012 № 98, зарегистрированного в Минюсте России 30.05. 2012 № 24394, нельзя считать окончательным правовым актом, устанавливающим требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов.
В соответствии с частью 5 статьи 23 ФЗ «Об охоте...» и пункта 12 настоящих Правил высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на их основе определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих угодьях. Однако, до настоящего времени отсутствуют критерии, что относить к параметрам охоты, поэтому произвольное установление параметров охоты высшими должностными лицами субъектов РФ приведет к тому, что многие нормы федеральных Правил не будут действовать.
Правила охоты - достаточно объемный и сложный правовой акт поэтому нормы и формулировки, заложенные в нем, должны иметь четкий, однозначный характер, не допускающий вольного толкования. К сожалению, в указанной редакции Правил это возможно.
Центральное Правление Росохотрыболовсоюза считает, что подобных ошибок можно было бы избежать, если бы данный проект был предметом обсуждения на Общественном Совете по охоте и охотничьему хозяйству Минприроды России.
Первый заместитель Президента Росохотрыболовсоюза Арамилева Т.С.