Уничтожение волков с помощью авиации

 

Способ уничтожения волков при помощи авиации вполне себя оправдал.

Хорошая видимость с высоты 300—500 м в открытой степи и в тундре позволяет с большим эффектом использовать самолеты для очистки наших угодий от волков.

Как показала практика, лучшим самолетом для этих целей является одномоторный самолет «ПО-2» (С).

Пробные полеты с целью истребления волков, произведенные в Калининской области, доказали полную возможность применения самолета и в лесостепной полосе, так как чернолесье и даже мелкий сосняк в зимних условиях достаточно хорошо просматриваются, что позволяет разыскивать волков и с успехом производить их отстрел.

В условиях лесостепи розыск волков особенно хорошо производить в солнечные дни по следам, С высоты 150—200 м свежие следы волков при ясной погоде видны очень хорошо.

Приваживание волков и организация наземной разведки. Где бы ни производилась работа по уничтожению волков с самолетов, необходимо приваживать зверей в наиболее открытой местности и тщательно вести наземную разведку.

В условиях тундры для привады выкладываются зарезанные волком олени или привязываются в наиболее открытой местности отбракованные олени.

Необходимые затраты на приваживание волков с лихвой окупают те убытки, которые волки наносят оленьему хозяйству в условиях тундры.

Связь экипажа самолета с охотниками, следящими за волками в тундре, осуществляется посредством рации и оленьих упряжек, на которых доставляются данные о нахождении волков в том или ином районе.

В лесостепной и степной местностях привада выкладывается так же, как и перед облавной охотой.

Связь окладчика с экипажем самолета на аэродроме осуществляется по телефону или посредством рации.

Наиболее продуктивны полеты для уничтожения волков в радиусе до 50—60 км от места стоянки самолета.

Лучшее время для проведения кампании по истреблению хищников с самолета, как показала практика, — это период волчьих свадьб. Как известно, звери в это время мало лежат на одном месте и часто держатся в открытой местности, что особенно важно.

Материальная часть экипажа самолета, производящего уничтожение волков. На самолете «ПО-2» (С) с кабины снимается половина гаргрота (половина крыши). Всю же крышу снимать не следует, так как без нее во время полета получается сильное завихрение, стрелок быстро остывает, и качество его стрельбы резко понижается. Сиденье в задней кабине, где помещается стрелок, убирается.

Для выпугивания волков из кустарников с успехом применяются ракетницы. На один вылет рекомендуется брать с собой не менее двадцати ракет.

С помощью ракет при желании можно изменить и направление бега волков, заставить их выскочить в открытую степь или в тундру. Главное — это обнаружить их дневку и умело стронуть с лёжки.

Для того, чтобы легче было разыскать в степи или в тундре убитых волков, на это место сбрасывают красный флаг, прикрепленный к палке длиной 1—1, 25 м. Чтобы палочка падала отвесно и втыкалась в снег, на конце ее прикрепляется груз весом 300—400 г.

При вылете нужно иметь не меньше шести-восьми таких флагов.

На случай вынужденной посадки в тундре или вдали от населенных точек в открытой степи в самолете нужно иметь два спальных мешка, две пары охотничьих лыж, необходимый запас пищи на два-три дня, термосы с горячим какао и аптечку.

Необходимые требования, предъявляемые к стрелку. Его снаряжение и костюм. Стрелок, отправляющийся на самолете для стрельбы волков, прежде всего должен быть физически здоровым и выносливым, легко переносить неизбежную в полете качку самолета.

Из этих соображений бывает целесообразнее комплектовать стрелков на самолеты из состава летного персонала.

Стрелок должен обладать хорошим зрением и отлично стрелять по движущейся мишени.

Стрельба с летящего самолета по волкам, бегущим в различных направлениях иногда со скоростью до 60 км в час, считается нелегкой.

Состав экипажа утверждается приказом начальника соответствующего территориального управления гражданского воздушного флота (ГВФ).

Желательно, чтобы вооружение стрелка состояло из полуавтомата «Браунинг» 12-го калибра.

Патроны для стрельбы волков с высоты 40— 50 м надо снаряжать усиленными зарядами бездымного пороха «Сокол» (вес зарядов не менее 2, 2 г) и согласованной картечью, укладывающейся в патроне по семь штук в ряд (всего двадцать восемь картечин). Таких патронов нужно иметь не менее шестидесяти-семидесяти штук, так как зачастую стрелять приходится много.

Костюм стрелка должен быть легким, удобным и достаточно теплым.

Летный комбинезон, надетый поверх шерстяного белья и лыжного костюма, с плотным шерстяным свитером будет достаточно теплым и удобным для этих целей.

На голову следует надевать теплый меховой шлем, а на глаза летные очки (в солнечный день — дымчатые «консервы»).

На руки нужно надевать плотные шерстяные перчатки, а поверх их собачьи или двойные оленьи (из пыжика) варежки.

Шейку ложи ружья рекомендуется обшить тонкой замшей или сукном. Это позволяет на время стрельбы снимать с правой руки перчатку.

Разыскивание волков с самолета. По получении извещения с места, где обнаружены наземной разведкой волки, лететь до места следует по прямой.

Разыскивание волков производится путем полета по спирали или челноком. Пилот при этом придерживается высоты 200—300 м. С такой высоты в открытой местности волки легко обнаруживаются на расстоянии до 1, 5 км. В первую очередь следует осматривать русла рек и заросшие кустарником бугры. Осмотр местности производится одновременно и пилотом и стрелком.

Полеты рекомендуется совершать не более двух с половиной — трех часов, осматривая за один час до 200—300 км2.

Отстрел волков. Обнаружив волков, прежде всего необходимо шумом самолета отрезать их от леса или оврагов и направить в открытую степь или тундру.

Согласно инструкции, самолет при заходе на хищников снижается до 30 м и настигает одного из волков. При приближении к цели стрелок должен подготовиться* встать на колени на дно кабины, затем зарядить ружье, направленное стволами в сторону от кабины пилота, и ждать сближения самолета с волками. При подлете к намеченному зверю или стайке пилот несколько отворачивает самолет в сторону и проходит на 10—15° справа. Это и создает удобное положение для стрельбы на близкой дистанции.

В связи с тем что скорость самолета значительно превышает скорость бегущего волка, создается впечатление, что цель движется навстречу летящему самолету. Поэтому при стрельбе настигаемого волка нужно брать упреждение не впереди головы, а позади фигуры зверя. Размер упреждения зависит от скорости самолета, быстроты бега и угла направления мчащегося волка.

Ниже приводится примерная таблица упреждения при стрельбе по стоящему волку с расстояния 30 м. Под углом в таблице подразумевается угол между линией движения самолета и линией прицеливания в момент выстрела при условии стрельбы с поводкой.

Угол (в градусах)
Величина упреждения (в м)
Угол (в градусах)
Величина упреждения (в м)
90
3
25
1.25
45
2.1
20
1.0
40
1.9
15
0.75
35
1.7
10
0.5

 

 

В связи же с тем что стрелять с самолета с поводкой почти невозможно, упреждение должно быть почти удвоено, и только при движении волка по ходу самолета со скоростью 50—60 км в час, т. е. на полном ходу, указанные в таблице размеры выноса стволов ружья будут верны для стрельбы без поводки.

При углах менее 10° и более 90° вследствие того, что в секторе обстрела будут находиться винт, плоскости самолета или растяжки, стрельба невозможна.

Стрелок не должен упускать наиболее удобного момента для выстрела, когда зверь бежит на расстоянии не более 50 м от самолета при угле 15—20°.

Необходимые меры предосторожности при стрельбе с самолета.

1. Стрелок прикрепляется ремнем, который не сковывает свободу его действий во время стрельбы и предохраняет от опасности вывалиться за борт.

2. Перед вылетом внимательно проверяется исправность ружья. Двуствольное ружье в собранном виде направляется стволами вверх.

3. Зарядка двуствольного ружья производится лишь перед заходом на волков. Стволы ружья при этом направляются в сторону обстрела.

4. В пятизарядные полуавтоматические ружья заранее вкладываются четыре патрона в магазин, а пятый досылается перед заходом самолета на волков.

5 Ружья остаются на предохранителях до тех пор, пока самолет не приблизится к волкам на 100—150 м.

6. Стрельба по волкам производится только вперед между плоскостями и Н-образной стойкой, но не в бок, чтобы не повредить самолета.

7. Стрельба ракетой для выпугивания волков из крепей производится в сторону и вниз, в промежуток между плоскостью и стабилизатором с соблюдением всех предосторожностей.

На те места, где остались убитые волки, сбрасываются флаги, после чего пастухам ближайшего оленьего стада в тундре, а в степи ближайшему колхозу сбрасывается вымпел с указанием мест, где остались убитые хищники.