• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

С GPS переходим на ГЛОНАСС?

  • Автор темы Автор темы Sipa
  • Дата начала Дата начала
Мих-Мих,
Два таких разных мнения..
Но подавляющее большинство пользователей изменений не заметят.
Погрешность в позиционировании может достигать километра, полагает глава аналитического агентства TelecomDaily
Ничего себе...:ai: И кому верить?


А мне скоро работать в дельте вот такой
и у меня единственная надежда не заблудиться а рукавах проток только на ЖПС возлагалась..

28dab012cbe0bfc3704c42ff2af54b98.jpg
 
единственная надежда не заблудиться а рукавах проток только на ЖПС возлагалась.
В таком слУчае,придеться глонасс с собой брать...На всяк пожарный:ap:Заодно и точность работы в полевых условиях проверить.
 
- станции которые он хочет разместить на территории США относятся к наземному сегменту ГЛОНАСС;
- американцы аналогичных станций на нашей территории не имеют, и поэтому не разрешают;
-станций, принимающих сигнал ГЛОНАСС со свободным доступом к их данным на территории США на порядок больше чем у нас;
-на что Рогозин и Роскосмос пытаются запретить совсем другие станции международного ГНСС сервиса IGS используемые в первую очередь для оценки движения тектонических плит, поддержки систем координат IGS/ITRF.
Бред. Извините.

--- Добор поста---

Если уж переживать, то уж за такие фортели от наших "партнеров"

...осетинские отряды и даже Российская армия не имели на своем вооружении средств надежного позиционирования, и тем более – средств сетевого отображения тактической обстановки, что затрудняло координацию действий подразделений. Поддерживая своего союзника, Пентагон снизил точность открытого сигнала своей системы спутниковой навигации GPS в районе Кавказа. В результате приемники GPS Российской армии и осетинских сил начали давать сбои, в то время как использующие кодированный сигнал американские приемники GPS грузинских сил продолжали выдавать точные координаты для привязки к местности огня своих подвижных батарей.
Не было этого. Фейк.

Вообще - "ошибки" навигаторов у пользователя имеют достаточно тривиальные причины:
- если у вас в настройках стоит Вашингтонская система (W...), а не Пулково-42 (эллипсоид Красовского) - ошибка в 20-400 метров на территории России вам гарантирована.
- если производитель софта (Навстар, Яндекс и т.п.) неточно привязал оцифрованную карту данного региона (для медвежьих углов обычное дело).
- чем больше перепад высот - тем больше ошибка (координаты проецируются на плоскость).

В общем же случае ошибка (сигма) бытового варианта ЖПС - 10 м, значит максимальная допустимая ошибка (3сигмы) - 30 м.
 
слоупоки не сдаются.
 
что за паника, точность пострадает, а сигналы спутников как были так и останутся. будет не +/- 1-2 метра, а 50-60. Все равно какчество будет на уровне.
в точку !!! на бытовых приборах это не отразиться... только на спец технике...
 
А мне скоро работать в дельте вот такой

Да бросьте Вы роль Джипиэса преувеличивать! А как до этого аппарата жили и охотились, трудились? С появлением этого агрегата заметил что меньше стал запоминать и обращать внимание на дорогу, ориентиры и т.д. Так что если Джипиэсы перестанут работать (что вряд ли) то хоть меньше маразматиков будет в лесу, и сами медленней будем в них превращаться:an:
 
У меня такое впечатление что в начале 90 навигатор был только у меня ))))
Старый добрый гармин 12
Так вот в те годы законодательно сша запрещало точность определения точнее 300 метров
Обычно ошибка была 150-200 метров , редко около 50 это была норма , в общем то мирились . Потом вышел закон и увеличили точность сняли ограничения для гражданских
Система навтар ( это и есть натовский гпс) работает на двух частотах гражданских и военных грубо говоря , так что отключить бытовое оборудование как нефиг делать над нашей территорией при этом военные самолеты и прочее проф оборудование которое работает на другой частоте не пострадает . Кроме того можно еще и вводить помехи в точность сигнала или вообще его закодировать , в общем методы есть оставить курьеров пицы без быстрой доставки ))))

Нормального оборудования под глонасс аналог гармин 60 что то не наблюдаю , а не самые лучшие етрексы стоят как запчасть от мкс ((((
 
Ничего себе... И кому верить?
Если без шуток, то при отключении наземных станций системы NAVSTAR (в простонародье GPS ), находящихся на территории РФ, "работу" за них сделают соседние станции. В плане навигации проблем не должно возникнуть. Будет страдать качество высокоточных измерений т.к. чем гуще сеть станций тем выше качество поправок передаваемых на специализированные приборы.
Ну а чтобы спать спокойно можно приобрести такую мандулу...

На фотографии два ГЛОНАСС/GPS навигатора ОАО "НИИ космического приборостроения": справа - аппаратура предыдущего поколения 14Ц822 "Грот-М", слева - новый образец, который имеет то же название, что и предыдущий, - “Грот-М”, но является глубочайшей модернизацией младшего собрата.


Первый "Грот", выпущенный в 2003 году, состоит на вооружении российской армии, а также ряда стран Африки и Латинской Америки (меню навигатора имеет английскую, французскую и испанскую локализации) и произведен тиражом порядка 10 тысяч экземпляров. В наших вооруженных силах применяется, в основном, командирами артиллерийских подразделений, разведкой, горными стрелками и частями специального назначения. По штату его положено иметь и в мотострелковом батальоне, а также ротным тактическим группам, действующим в отрыве от основных сил.
Корпус навигатора изготовлен из цельного бруска алюминия методом фрезеровки, что обуславливало высокую прочность изделия, но одновременно значительно утяжеляло его (вес прибора составлял 800 граммов). Поскольку прибор первоначально предназначался только для определения координат и решения задач в артиллерии, то он получил маленький экран и не поддерживал отображение карт. Для удобства работы в сильный мороз, когда руки в перчатках, навигатор оснастили большими кнопками, которые очень нравились конечным пользователям - военным
п.с. Жаль ссылка не вставляется. Интересная статья.
 

Вложения

  • image.jpg
    image.jpg
    70,3 KB · Просмотры: 145
  • image.jpg
    image.jpg
    123,8 KB · Просмотры: 140
Мой смартфон от НТС работает и с ЖПС и с Глонасс. Мне этого достаточно.
 
Онегин, я лично не раз сталкивался с явлениями вами описанными.Снимаем лесонарушение, мы слева от ж д дороги а кажет справа.Или стоим на слиянии показывает метров 100 в стороне.Иииии.Замеряш по навигатору переносиш на карту и разница метров 700-----1200.
 
Мдя...
Ещё бы знать ,что Вы навигатором называете. :cc:
 
Если без шуток, то при отключении наземных станций системы NAVSTAR (в простонародье GPS ), находящихся на территории РФ, "работу" за них сделают соседние станции. В плане навигации проблем не должно возникнуть.


что значит в плане навигации ? если плюс минус 500-600 метров не проблема , то да , а вот бытовые навигаторы автомобилистов чудить будут по полной .

На фотографии два ГЛОНАСС/GPS навигатора ОАО "НИИ космического приборостроения": справа - аппаратура предыдущего поколения 14Ц822 "Грот-М", слева - новый образец, который имеет то же название, что и предыдущий, - “Грот-М”, но является глубочайшей модернизацией младшего собрата.

как бы без мата выразиться по этому поводу ? в общем данная техника имеет такую стоимость и редкость , что обычно закрывается в сейф или прикрепляется стальной цепью. Пользуются обычно 60 гармином. :) дабы избежать как говориться.

в общем пока массово не начнут делать толку ноль.
PS: считаю массово- это когда уже не то что можно на потери списать , а на рынке "спи... саные" продавать будут.

и вообще непонятно почему нельзя тупо заполонить рынок носимыми навигаторами глонасс ? только спец и возимые
 
  • Like
Реакции: Sipa
LSA, да наверно что и все.Задача проста. Привязатся, прорубить границы полигона( лесосеки, площади под лесные культуры)Нанести на карты.Вот тогда и вылазят все эти МДЯ.Или по карте определил куда надо прийти( азимут , дистанцию,Точку отсчета) пошел , приходиш а там уйх .И начинаеш искать ошибку и определять расхождение.
 
Мих-Мих,
Два таких разных мнения..
Виктор, это не мои. Это "экспертов" :ag:
Только себе любимому:ad:
Простым и доступным языком работа GPS описана много где, вот например статья:
GPS-навигаторы. Часть 1 - принципы работы.

(С. Бояр - Рыбацкое подворье - №2 -2005)​
Принцип действия GPS-навигаторов. GPS-навигаторы для начинающих.
Работая заведующим отделом в одном из магазинов, торгующим снаряжением для охотников и рыболовов Санкт-Петербурга, мне часто приходится стоять за прилавком и консультировать покупателей. Очень многие «продвинутые» рыболовы и охотники не только не пользуются навигаторами, но даже не представляют, на каком принципе основана их работа. Все дело в том, что информации по навигаторам в печати очень мало, а та, что есть, носит, в основном, рекламный характер.Имея большой опыт общения с навигаторами, я попытаюсь наиболее доходчиво, не очень вдаваясь в сложные технические подробности, рассказать об их возможностях, наиболее популярных моделях, применении и системе GPS в целом.Изобретение спутниковых систем навигации по своей значимости можно сравнить с изобретением мобильной связи, спутниковых телевидения и телефонии. Человек, который хоть один раз в жизни оказывался в незнакомой местности, вдали от дорог и других ориентиров, по достоинству оценит это величайшее изобретение 20 века.Сегодня GPS - навигация становится чрезвычайно популярной среди любителей пешего, горного, водного и лыжного туризма, охотников и рыболовов, велосипедистов и многих других любителей активного отдыха. Тому, кому нужно знать, где он находится, откуда пришел, как ему добраться до нужного места, с какой скоростью он движется и когда доберется до цели - можно посоветовать воспользоваться преимуществами, предоставляемыми GPS.Навигация, в современном своем виде, основана на таких дисциплинах, как астрономия, картография, геодезия. Работа штурмана требует множества специальных знаний, навыков работы с навигационными приборами, картами, справочниками. Недаром на судне штурман является вторым человеком после капитана. Ошибки штурмана нередко приводят к трагическим последствиям.Основные задачи, решаемые навигацией - выбор безопасного и кратчайшего пути, определение места, скорости и направления движения, оценка точности этих определений. Со всеми этими задачами с легкостью справится грамотный пользователь спутникового навигатора, не обремененный тем огромным объемом зна*ний, необходимых профессиональному штурману в его работе.

Система GPS (Global Positioning System - всемирная система определения координат) является наиболее ярким примером конверсии, и была разработана по заказу Министерства обороны США в конце семидесятых годов 20-го столетия. В восьмидесятых годах систему GPS (официальное название - NAVSTAR - NAVigation System with Timing And Ranging - навигационная система определения времени и дальности) открыли для гражданского использования.
Система GPS работает при любых погодных условиях по всему миру 24 часа в сутки. С ее помощью можно с высокой степенью точности определять координаты и скорость подвижных объектов. За пользование услугами системы GPS не взимается ни абонентская плата, ни плата за подключение. Все, что нужно для пользования системой GPS - это приобрести GPS-приемник (спутниковый навигатор).Система состоит из 24 спутников (на самом деле спутников больше, но некоторые из них находятся в резерве), вращающихся по б орбитам на высоте около 20 000 км с периодом обращения 12 часов, нескольких наземных станций слежения, систем связи и центрального пункта управления. Наклон орбит к земному экватору - 55 градусов, угол между плоскостями орбит - 60 градусов.Каждый спутник весит меньше 1 т и имеет размер около 5 м (с раскрытыми солнечными батареями). Мощность радиопередатчика - не более 50 Вт. Спутники рассчитаны на работу примерно в течение 10 лет. Новые спутники изготавливаются и запускаются на орбиту по мере необходимости. Спутники GPS способны передвигаться по орбитам, заполняя бреши в системе (если один из них вышел из строя). Важным элементом спутника являются атомные часы, рубидиевые и цезиевые, по четыре на каждом.Орбиты спутников располагаются примерно между 60 градусами северной и южной широты. Этим обеспечивается устойчивый прием сигнала от нескольких спутников повсеместно в любое время. "Увидеть"спутники можно даже на полюсах, правда, они не будут пролетать прямо над головой.Наземная часть Системы GPS состоит из 4 станций слежения, расположенных на тропических островах. Они отслеживают видимые спутники и передают данные на Главную станцию управления и контроля на авиабазе в Колорадо-Спрингс для обработки на сложных компьютерных программных моделях. Эти наборы данных называются эфемеридами. Через наземные станции данные передаются обратно на спутники, а затем спутник передает их приемникам GPS.Определение местоположения GPS приемника основано на измерении задержки прохождения радиосигнала от нескольких спутников и вычисления на основе этих измерений географических координат и высоты над уровнем моря.Сигнал каждого спутника содержит псевдослучайный код (PRN - PseudoRandom Number code), эфемериды (ephimeris) и альманах (almanach).
Период повторения кода очень велик, а каждый GPS-приемник имеет собственный генератор, работающий на той же частоте и модулирующий сигнал по тому же закону, что и генератор спутника. Таким образом, по времени задержки между одинаковыми участками кода, принятого со спутника и сгенерированного самостоятельно, можно вычислить время распространения сигнала, а, следовательно, и расстояние до спутника.Одной из основных технических сложностей описанного выше метода является синхронизация часов на спутнике и в приемнике. Даже мизерная, по обычным меркам, погрешность может привести к огромной ошибке в определении расстояния. Каждый спутник несет на борту высокоточные атомные часы. Понятно, что устанавливать подобные часы в каждый приемник невозможно. Поэтому для коррекции ошибок в определении координат из-за погрешностей встроенных в приемник часов используется некоторая избыточность в данных, необходимых для однозначной привязки к местности.Псевдослучайный код служит также для идентификации передающего спутника. Все спутники пронумерованы от 1 до 32, и этот номер показывается на экране GPS-приемника во время его работы. Количество номеров больше, чем число спутников. Это облегчает обслуживание GPS-сети: новый спутник может быть запущен, проверен и введен в эксплуатацию еще до того, как старый выйдет из строя. Такому спутнику просто будет присвоен новый номер (от 1 до 32). Данные эфемерид, постоянно передаваемые каждым спутником, содержат важную информацию: точные параметры орбиты, текущую дату и точное время, прогноз задержки распространения радиосигнала в ионосфере (скорость света меняется при прохождении разных слоев атмосферы), а также сведения о работоспособности спутника.Данные альманаха содержат служебную информацию о том, где в течение дня должны находиться все GPS-спутники и их состояние (рабочее или нерабочее).Ваш GPS-приемник получает сообщение от спутника и запоминает эфемериды и данные альманаха для дальнейшего использования. Эта же информация используется для установки или коррекции часов приемника.Для определения своего местоположения GPS-приемник сравнивает время отправки сигнала со спутника со временем его получения на Земле. Эта разница во времени говорит приемнику о расстоянии до конкретного спутника.Основой идеи определения координат GPS-приемника является вычисление расстояния от него до нескольких спутников, расположение которых считается известным, (эти данные содержатся в принятом со спутника альманахе). В геодезии метод вычисления положения объекта по измерению его удаленности от точек с заданными координатами используется для триангуляции.Если известно расстояние XI до одного спутника, то координаты приемника определить нельзя (он может находиться в любой точке сферы радиусом XI, описанной вокруг спутника). Пусть известна удаленность Х2 приемника от второго спутника. В этом случае определение координат также невозможно - объект находится где-то на окружности, которая является пересечением двух сфер с радиусами XI и Х2. Расстояние ХЗ до третьего спутника сокращает не*определенность в координатах до двух точек. Этого уже достаточно для однозначного определения координат - дело в том, что из двух возможных точек расположения приемника лишь одна находится на поверхности Земли (или в непосредственной близи от нее), а вторая, ложная, оказывается либо глубоко внутри Земли, либо очень высоко над ее поверхностью. Таким образом, теоретически для трехмерной навигации достаточно знать три расстояния от приемника до трех спутников. Однако, в жизни все не так просто.Приведенные выше рассуждения были сделаны для случая, когда расстояния от точки наблюдения до спутников известны с абсолютной точностью. Разумеется, как бы ни изощрялись инженеры, некоторая погрешность всегда имеет место (хотя бы из - за неточной синхронизации часов приемника и спутника, зависимости скорости света от состояния атмосферы и т.п.). Поэтому для определения трехмерных координат приемника привлекаются не три, а минимум четыре спутника.Получив сигнал от четырех (или больше) спутников, приемник ищет точку пересечения соответствующих сфер. Если такой точки нет, процессор приемника начинает методом последовательных приближений корректировать свои часы до тех пор, пока не добьется пересечения всех сфер в одной точке.Следует отметить, что точность определения координат связана не только с прецизионным расчетом расстояния от приемника до спутников, но и с величиной погрешности задания местоположения самих спутников. Для контроля орбит и координат спутников существуют четыре наземных станции слежения, системы связи и центр управления, подконтрольные Министерству Обороны США. Станции слежения постоянно ведут наблюдения за всеми спутниками системы и передают данные об их орбитах в центр управления, где вычисляются уточнённые элементы траекторий и поправки спутниковых часов.Указанные параметры вносятся в альманах и передаются на спутники, а те, в свою очередь, отсылают эту информацию всем работающим приемникам. Кроме перечисленных, существует еще масса специальных систем, увеличивающих точность навигации. Отметим здесь, например, особые схемы обработки сигнала, которые снижают ошибки от интерференции (взаимодействия прямого спутникового сигнала с отраженным сигналом от зданий, сооружений и тому подобных объектов).

Каковы факторы, вносящие ошибку в определение местоположения, не позволяющие получить наилучшую точность?
Первым и наиболее существенным из них является т.н. "Режим Избирательного Доступа" (SA - Selective Availability). SA - это преднамеренное уменьшение точности гражданских GPS-навигаторов, осуществляемое Министерством обороны США. SA приводит к уменьшению точности максимум до 100 метров. Почему существует SA? Первоначально GPS была разработана и создана для военных целей. По мере ее внедрения стало ясно, что она может успешно применяться и для ряда гражданских задач. В начале 80-х годов в своей президентской речи Рональд Рейган заявил, что GPS будет доступна каждому- с тем только исключением, что наилучшая точность будет оставлена для военных. С этого времени начался регулярный запуск спутников с возможностью SA. Рациональное зерно в SA- не дать военному противнику или террористическим организациям использовать максимальную точность GPS. В 1996 г. Президент Клинтон подтвердил, что система, работающая на деньги американских налогоплательщиков, и в следующем столетии будет предоставлять свои услуги гражданским пользователям во всем мире.В мае 2000 г. правительство Соединенных Штатов выключило режим SA, что существенно повысило точность гражданских GPS-приемников. (Сегодня все существующие GPS-спутники имеют возможность и все-таки применяют на практике режим SA, правда, не в том виде, в каком он существовал до мая 2000 года.) Президент США сохраняет за собой право снижать точность сигналов GPS в случае угрозы национальной безопасности.Другим фактором, влияющим на точность GPS, является геометрия спутников. Простыми словами, понятие "геометрия спутников" означает то, как они расположены друг относительно друга и GPS-приемника. Идеальной является такая геометрия спутников, когда углы между направлениями на них - наибольшие. Плохой считают такую геометрию, когда спутники располагаются на одной линии или близко к ней.Если, например, приемник "видит" четыре спутника и все четыре расположены в северном направлении, то спутниковая геометрия плохая - ошибка может доходить до 100 -150 метров. Причем вплоть до того, что приемник вообще не сможет определить свое местоположение.Почему?Потому что все расстояния, измеренные до спутников, будут лежать в одном глобальном направлении. Это означает, что триангуляция будет плохой и что область пересечения построенных прямых будет довольно большой (т.е. область вероятного положения будет занимать значительное пространство и точно указать координаты невозможно). В этом случае, даже если приемник выдает некоторые значения координат, их точность не будет достаточно хороша.Если же эти четыре спутника будут находиться в разных направлениях, то точность значительно возрастет. Предположим, что они расположены равномерно по сторонам горизонта - на севере, востоке, юге и западе. Тогда, очевидно, геометрия будет очень хорошей. Область, ограниченная пересекающимися прямыми, соединяющими спутники, будет невелика, что обеспечивает уверенность в правильности рассчитанного местоположения. В этом случае точность может быть наивысшей.Геометрия спутников становится особенно важной при использовании GPS-приемника в автомобиле, среди высоких зданий, в горах или в глубоких ущельях. Если сигналы от некоторых спутников оказываются экранированными, то точность определения местоположения будет зависеть от оставшихся "видимыми" спутников (а от их количества - возможность провести расчеты вообще).Чем большая часть неба заслонена искусственными или естественными предметами, тем более сложно определить положение. Хорошие модели GPS-приемников показывают, и сколько спутников находится в зоне видимости, и где они расположены на небе (направление и высоту над горизонтом), чтобы можно было определить, не экранируется ли сигнал отданного спутника.Другим источником ошибок является переотражение спутникового сигнала от различных объектов. (В быту мы встречаемся с этим явлением в виде появления раздвоенного изображения на экране телевизора.) В случае GPS переотражение возникает при взаимодействии сигнала со зданиями или рельефом местности до того, как он достигнет приемной антенны. Такому сигналу требуется больше времени для достижения приемника, чем прямому. Увеличение времени заставляет приемник считать, что спутник находится на большем расстоянии, чем на самом деле, и это увеличивает ошибку при определении положения. Ошибки переотражения гораздо меньше 100 м, поскольку только близко расположенные предметы способны дать достаточно сильное эхо.Существуют ли другие источники погрешностей? Конечно. Например, задержка прохождения сигнала из-за различных атмосферных явлений, так называемых ионосферных и тропосферных задержек. В космосе радиосигналы распространяются со скоростью света, однако при попадании их в ионизированные слои атмосферы Земли они существенно замедляются, причем неравномерно. Для сигналов от разных спутников задержка времени различна.Ошибки распространения радиоволн зависят от состояния атмосферы и высоты спутника над горизонтом: чем ниже спутник, тем больший путь проходит его сигнал через атмосферу и тем больше искажение. Атмосферные помехи зависят от времени суток: после захода солнца плотность ионосферы и ее влияние на радиосигналы уменьшается (явление, хорошо знакомое радистам-коротковолновикам).Система GPS использует встроенную модель, которая определяет среднюю величину задержки для частичной коррекции ошибок этого типа.
Бывают также ошибки хода часов приемника. Встроенные часы GPSприемника уступают в точности атомным часам, находящимся на борту спутников. Это может стать причиной небольших ошибок в определении времени прохождения сигнала. Однако GPS-приемники и вся система в целом спроектированы так, чтобы, по возможности, компенсировать эти ошибки и, надо сказать, что решается эта задача вполне успешно.Существуют также системные, так называемые орбитальные и эфемероидные ошибки, связанные с неточным определением координат спутников наземными станциями слежения. После отмены описанного выше режима селективного доступа гражданские GPS-приемники «привязываются к местности» с погрешностью 3-5 метров (высота определяется с точностью около 10 метров). Приведенные цифры соответствуют одновременному приему сигнала с 6-8 спутников, (большинство современных аппаратов имеют 12 - канальный приемник, позволяющий одновременно обрабатывать информацию от 12 спутников).Качественно уменьшить ошибку (до нескольких сантиметров) в измерении координат позволяет режим дифференциальной коррекции (DGPS - Differential GPS). Дифференциальный режим состоит в использовании двух приемников - один неподвижно находится в точке с известными координатами и называется «базовым», а второй, как и раньше, является мобильным. Данные, полученные базовым приемником, используются для коррекции информации, собранной передвижным аппаратом.
Закрыть

Прочитав и проанализировав её легко понять насколько "страшным" будет планируемое отключение.:ad:
 
Или по карте определил куда надо прийти( азимут , дистанцию,Точку отсчета) пошел , приходиш а там уйх .И начинаеш искать ошибку и определять расхождение.
Судя по этой фразе, навигатор для Вас нечто иное...
То чего, Вы и в руках не держали.
Ну в общем на "горнаки" это совсем не похоже.
 
Прочитав и проанализировав её легко понять насколько "страшным" будет планируемое отключение.

Какое то очень общее описание.
если отключат над нами сигнал L1 то про навигацию совсем забыть можно будет. :rolleyes:
хотя проще над определенной территорией вводить корректируемые ошибки.

так было иране , афгане , анголе , грузии да много где было . Гражданские навигаторы то нормально показывают ( более менее ) то тоя на месте показывает разброс в 600 метров и это на открытой местности , а если горки и спутников видно например 4 то и на 800 метров не совпадения нормально :ah: хреновастенько что глонассов в исполнении тех же 60 гарминов нет , были бы , взял бы не думая

PS: будем маяки и пеленгаторы покупать что бы домой вернуться :ag:
 
будем маяки и пеленгаторы покупать что бы домой вернуться
И как наши предки такие просторы без спутниковой навигации освоили?!! Прям уму непостижимо?... :ai:
 
к хорошему, быстро привыкаешь.
Да, зато отвыкать плохо и трудно. Навыки ориентирование теряются очень быстро, ослабляется внимание и прочие прелести...
Начитавшись инета, тоже возникло желание приобрести такую игрушку, но всё жаба не давала, так как вещь не самой первой необходимости, а теперь и вовсе вычёркиваю нафигатор из списка возможного приобретения. Сколь лет хожу по Саянам, и ни разу более-менее серъёзно не блудил, значит и впредь обойдусь.
 
Назад
Сверху Снизу