бросьте ругаться...
Лайки.
У обских угров известны мифы о прежнем проживании собаки на небе. По одной версии ее создал сын верхнего духа, потерев друг о друга камешки. По другим данным, собака вместе с медведем были спущены на землю самим Нуми-Торумом . Прощаясь, он сообщил собаке, что ей предстоит жить вместе с человеком, но та не расслышала. Рассерженный Бог изменил решение, сказав: будешь есть то же, что и человек, но отдельно от него. Существует также миф о том, что собака жила на земле вместе с людьми и не подпустила к ним черта. Она тогда не имела теплой шкуры, черт дал ей шкуру, но оскорбил людей.
В мифологии манси существует немало упоминаний о связи собаки с миром духов. Повсеместно признается, что собаки видят духов и могут уберечь от них человека. Кондинские манси полагали, что собаки громко лают при появлении сверхъестественных существ йэлсэль, эйэ «дьявола, черта», пауль-йорута и др. Для получения дара провидца следовало часто смотреть между ушей черной собаки. Собачьей шкурой манси могли обтягивать шаманский бубен.
Собаки связаны с миром болезней и мертвых: заболевание – дело рук «собакоподобных демонов нижнего мира» (по Б. Мункачи). Собака способна распознать собаку-болезнь, посланную злыми духами, и отогнать ее.
По материалам А. Каннисто, для успешного поиска клада собаку приносили в жертву, наряду с человеком и лошадью.
Почитание собаки в качестве тотемного предка известно на Малой Оби (с. Теги) и у ляпинских манси (селения Ясунт, Манья, Ханглы). В Ясунте собак хоронили в специальных срубах. Подобные сведения от верхотурских вогулов приводил еще Н. Витзен: собаку хоронили в небольших домиках, установленных на четырех опорах; после разрушения сруба, останки собаки зарывали в землю, положив ей под голову палку. В середине XX в. собачье кладбище еще функционировало у с. Щекурья. Здесь погибших собак зарывали в специально вырытую для каждой ямку. У манси существует обычай «помогать» старым собакам перебираться в мир иной, для чего их душат специальной удавкой, не прикасаясь к животному руками.
Литература: Гондатти, 1888; Мошинская, Лукина, 1982; Носилов, 1904; Перевалова, 1996.
Мансийская легенда.