https://zen.yandex.ru/media/mmariya...sajirov-vnedorojnika-5e2323c1ba281e00b2b8a562
Краш-тест УАЗ-469: что ждет непристегнутых пассажиров внедорожника
Часто приходится слышать, что настоящий внедорожник – рамный, «железный» – крепкий, как танк, а потому обеспечивает своему экипажу очень высокую безопасность. Порой владельцы таких машин свысока смотрят на «консервные банки», то бишь легковые машины, легко мнущиеся даже при легких инцидентах. И, чувствуя себя «в броне», даже не пристегиваются. Что ж, если «железный» внедорожник, не дай бог, повстречает на своем пути именно такую легковушку, то вполне вероятно, что владелец «железяки» лишь укрепится в своем мнении. Ибо всю тяжесть удара возьмет на себя именно «консервная банка». А вот что случится, если на пути «олдскульного» рамного внедорожника окажется что-то более крупное, да еще и такое же несминаемое? Можем ответить на этот вопрос на примере краш-теста опытного образца УАЗ-469, отправленного в бетонный куб на Автополигоне НАМИ солнечным декабрьским днем 1969 года.
В этом эксперименте – всё, как нам и надо: «дуболомный», практически несминаемый автомобиль и непристегнутый экипаж (ведь уазики много лет не имели ремней безопасности вовсе). С позиции сегодняшнего дня материально-техническое обеспечение того краш-теста слабенькое: манекены – простые массо-габаритные аналоги человека, минимум простейшей аппаратуры… До конца еще даже не были отработаны методики проведения подобных испытаний, ведь это был всего лишь десятый краш-тест, проведенный на автополигоне вообще. Но даже он дает много ценной и наглядной информации!
Итак, в салон уазика посадили двоих «пассажиров»: одного – на переднее правое сиденье, второго – на заднее правое место. Вес автомобиля с манекенами и аппаратурой перед ударом составлял 1875 кг. УАЗ разгонялся, будучи прицепленным тросом к «Волге», а на расстоянии пары метров от препятствия происходила расцепка, и объект испытаний двигался дальше по инерции со скоростью около 50 км/ч.
Бах! Приземлились стеклянные брызги, осела пыль. Ого, а машина действительно неплохо сохранилась! Конечно, «стряхнуть пыль и ехать дальше» уже не получится, но салон не деформировался вообще, двери не открылись, бензин из баков не выплеснулся. Даже полы в салоне практически не помялись. Да и остаточная деформация кузова – совсем смешная: по результатам замеров, габаритная длина уменьшилась на смешные 20 мм. В общем, да: танк – он и есть танк. Но вот что сталось с пассажирами?
А ничего хорошего, разумеется. Поскольку никаких сминаемых элементов в конструкции автомобиля не предусматривалось, то уже в начальной фазе столкновения на манекены обрушились сильнейшие перегрузки. Как только лонжероны рамы посредством стального бампера уперлись в бетон, закрепленные в салоне датчики зафиксировали замедление на уровне 110g на протяжении 0,017 секунд. Эта перегрузка значительно превысила допустимый для человека порог. Дальше уровень перегрузок чуть снизился за счет того, что кузов начало срывать с рамы, и он продвинулся по инерции на 25 мм вперед, до контакта с бетоном. Попутно часть энергии ушла на разрушение подушек двигателя: силовой агрегат оторвался от рамы и также продвинулся по инерции вперед. В последнем периоде столкновения некоторую часть энергии наряду с рамой все-таки взяли на себя мнущиеся детали кузова: капот, передняя панель, крылья, брызговики.
Пока снаружи мялось железо, оба манекена начали свой полет по мгновенно остановившемуся салону с прежней скоростью порядка 50 км/ч. Манекен переднего пассажира ударился грудью и коленями в панель приборов. Под действием сил инерции у него разрушилось крепление головы к туловищу, каркасы груди и ног получили сильные деформации. Первые два повреждения были, безусловно, смертельными для человека. В то же время задний манекен коленями и грудью снес спинку переднего сиденья, затем пролетел над передним пассажиром и ударился головой в противосолнечный козырек на рамке ветрового стекла. Каркас его головы получил серьезную вмятину, а колени разрушились. Для реального человека – тяжелые травмы как минимум, а скорее всего – тот же летальный исход. И на этом фоне уже мало практического интереса несла та информация, что рулевая колонка задралась всего на 95 мм, что с запасом укладывалось в нормативы того времени.