НА УАЗАХ — ЧЕРЕЗ ВЕЛИЧАЙШУЮ ПУСТЫНЮ https://dzen.ru/a/ZVTS95HJ4X8YmPv-
Да, еще в 1975 году четыре УАЗ-469Б дважды проехали из конца в конец величайшую пустыню мира. Организаторами экспедиции стали братья Марторелли — представители итальянской династии автогонщиков и бизнесменов, главные популяризаторы УАЗ в Европе. Мы обязательно еще расскажем о них на нашем канале. Выступая инициаторами экспедиции, итальянцы хотели доказать, что правильная подготовка и помощь надежных автомобилей позволяют любому человеку уверенно путешествовать по самым гиблым местам планеты. Кроме того, это была яркая рекламная кампания продукции Ульяновского завода, дилерами которого фактически и являлись синьоры Марторелли.
В январе 1975 года из Туниса стартовала на юг экспедиция, в состав которой входили один УАЗ-469, оснащенный дизельным двигателем европейского производства, и три заводских УАЗ-469Б. Автомобили были тщательно подготовлены к путешествию по пустыне, при этом роль единственной несерийной детали на них выполнял дополнительный бензонасос. Спутником внедорожников стал советский «Днепр» — первый мотоцикл с коляской, пересекший Сахару. УАЗы нагрузили не хуже верблюдов в караване — помимо путешественников, каждый вез несколько центнеров припасов и запасных частей. Среди 14 участников экспедиции только двое имели опыт рейдов по пустыне, но вера в свои автомобили поддерживала их решимость.
Первую часть пути до столицы Нигера города Ниамея можно было проделать по асфальтированной дороге, но команда предпочла путь по античному маршруту через Тояуне, полному обрывов, крутых подъемов и рискованных спусков. Тысячи лет эксплуатации не пошли древней дороге на пользу, и она изобиловала глубокими трещинами и следами недавнего наводнения. УАЗы легко справились с разминкой и вышли на асфальтовый участок, который тоже оказался коварным. Дорогу, идущую по пустыне, часто заносит песком, и вылететь на песчаный язык с разгона ничем не лучше, чем оказаться на скользком льду. Впрочем, эти испытания тоже не стали препятствием для «козликов».
За пустынным городом Хасси Бел Гуебоур начинаются настоящие пески. Алжирские полицейские сначала не хотели пропускать экспедицию дальше, предупреждая о смертельной опасности. Но, внимательно осмотрев автомобили, дали добро и пожелали удачи.
Дальнейшая дорога напоминала океанскую поверхность, по которой перекатываются песчаные волны. На поиски занесенной песком тропы (дорогой это не назовешь) изобилующей скрытыми от глаз ямами, камнями и трещинами, порой приходилось тратить по несколько часов. Всё внимание уходило на то, чтобы следить за дорогой. Во время одного из перегонов потерялись запасные колеса от мотоцикла — никто не заметил утраты до самой вечерней стоянки. Возникло опасение, что одну из транспортных единиц придется бросить. Но сработал «телеграф пустыни» — навстречу двигались алжирские автомобили, и водителей попросили посмотреть пропажу по дороге. Случилось чудо — алжирцы нашли пропажу и отправили самолетом в следующий город на маршруте экспедиции УАЗ.
Караван продолжал свой путь через безлюдные просторы и песчаные бури. На севере Нигера перегруженный дизельный УАЗ на всей скорости влетел в огромную яму, закрытую тенью пустынного дерева, откуда он вылетел с приподнятым от земли передком. И тут же упал во вторую. Передний мост раскололся, как гранат. Многие другие автомобили так и остались бы на том месте, но через шесть часов ремонта с помощью подручных средств и крепкого словца автомобиль продолжил движение — и с перемотанным стальным тросом мостом проехал еще 1500 км до самого Ниамея!
В ожидании ремонта товарища остальные УАЗы двинулись на осмотр африканских заповедников. Тропы, по которым ходят животные, оказались не по нутру людям — как говорили участники, от постоянной тряски начинало сводить внутренности. Зато автомобилям все было нипочем! Покинуть заповедник пришлось по другой причине — шум двигателей рассердил стадо слонов, от которого пришлось удирать на приличной скорости.
Когда ремонт поврежденного автомобиля завершился, время уже поджимало — до отхода из Туниса судна, на котором автомобили должны были покинуть Африку, оставалось совсем немного дней. И УАЗы совершили очередное чудо — экспресс-пробег в обратном направлении. Снова зловещие пески, опасные горные тропы и устранение на ходу мелких механических проблем. В результате экспедиция без каких-либо потерь была на месте за сутки до назначенного срока! Преодолев одиннадцать тысяч километров (из них семь тысяч по пескам), все участники чувствовали усталость, гордость и… желание попробовать еще раз!
Вот так наши УАЗы в компании итальянских путешественников дружно преодолели самую большую на свете пустыню и стали одними из первых предшественников легендарного ралли «Париж-Дакар», которое впервые стартовало только четыре года спустя!