Коллеги, давайте вернемся к угонам авто.
Весь деловой мир, в том числе теневой и преступный, живет по одному закону - есть спрос, есть предложение.
И если "завтра" в Белоруссии появится спрос на угнанные авто - ситуация там поменяется резко.
В качестве примера. В начале 90-х в нашем Питере в сутки в среднем совершалось 63 кражи из квартир. Это в среднем. Хотя с учетом праздников и выходных в зимне-осенний период, цифирь была примерно около 80 краж в сутки, рекорд был дай Бог памяти 92 кражи. Сейчас в сутки регистрируется 5-6 краж, иногда доходит до 10-12. И дело не только в том, что повысилась техническая укрепленность жилищ (металлические двери, домофоны и т.п.), хотя и это оказывает определенное влияние, но отнюдь не главное. Главное - это отсутствие широкого спроса на приобретение похищенного имущества. Ведь ни для кого не секрет, что преступники похищают чужое имущество в первую очередь с целью его последующего сбыта, а вовсе не для личного употребления, хотя, разумеется, и это присутствует тоже. И если в начале-середине 90-х у многих и многих людей в домах не имелось мало-мальски нормальной бытовой техники и многие из них приобретали эту технику на рынках, киосках, комиссионках, везде, где она стоила гораздо дешевле официальных дилерских центров, то эти места и были во многом местами куда сдавалось похищенное имущество.
Как только ситуация изменилась, как только горожанам стало выгоднее покупать бытовую технику и другие домашние предметы официально, в дилерских центрах, магазинах - резко изменилась и ситуация с квартирными кражами. Они пошли на убыль. И это не смотря на то, что работа и уровень профессионализма советской/российской милиции в конце 80-х - начале-середине 90-х весьма отличалась от работы и профессионализма нынешних сотрудников полиции.
Сейчас в Питере (да и наверное во многих других крупных городах России) наблюдается бешеный спрос на автомобили. Соответственно и на запасные части к ним. Следовательно криминальный автобизнес выгоден и дает существенные барыши.
В Белоруссии, скорее всего, ситуация иная. Не слишком высокие зарплаты жителей не дают возможность менять авто чуть не каждые три - пять лет, а то и меньше, спрос на автомашины значительно ниже, соответственно и в криминальном автобизнесе прибыль меньше.
Естественно на уровень преступности оказывает влияние и меньший уровень (или его отсутствие) коррупции в правоохранительных органах и судебной системе. Это тоже важное преимущество, но отнюдь не самое главное. Главное - закон рынка - нет спроса - нет предложения.
Что же касается цифры в 83.5 % возвращенных авто в Белоруссии, то у меня эта цифирь вызывает некоторые сомнения...
Во всем развитом мире процент раскрываемости имущественных преступлений в 30 - 35 % считается хорошим, в 50 - 60 % очень и очень хорошим. Ведь кража не зря считается ТАЙНЫМ хищением имущества, т.е. предполагающим, что свидетелей, а быть может и следов преступления на месте происшествия не окажется.
В Советском союзе (во всяком случае на этапе развитого СССР в середине-конце 80-х) процент раскрываемости краж тоже был высок, и тоже был на уровне этих цифр. И не только из-за малого числа преступлений имущественной линии, но во многом и из-за того, что материалы попросту "жали". Нет, граждан не футболили как это часто принято нынче, их выслушивали, брали письменное заявление и-ии.. прятали его "под сукно". И если никакой информации по данному факту не было, заявление это нередко так и оставалось "под сукном". Если же поступала информация, позволяющая его раскрыть, материал тут же появлялся "на свет Божий", регистрировался и впоследствии раскрывался. Разумеется "зажимали" не все преступления. По убийствам речи об этом не было, в основном это касалось самого многочисленного вида - краж. И то "зажимали" не все. Особо крупные, резонансные не жали. Опять же опера всегда были достаточно хорошими психологами. Если опер мог предположить, что заявитель на подаче заявления и последующих слов "ищем.." не успокоится, а весьма вероятно начнет жаловаться начальству, прокурору, то такие "заявы" тоже зачастую регистрировались.
Опять же определенный процент в раскрываемость преступлений имущественной линии вносило и ограниченное число мест сбыта (вспомните как мало было скупок и комиссионок), и они, в большинстве своем были оперативно перекрыты сотрудниками милиции.