• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

"МЫ" и "Союзники"

  • Автор темы Автор темы PlumBum
  • Дата начала Дата начала
Давайте по теме ! Почитал тут на досуге о Курской битве, и высадке союзников на Сицилию. Про Прохоровку сейчас мы многое читали, и к сожалению не совсем то, что нам ранее рассказывали. Мясорубка ещё та была с большими потерями с нашей стороны, опять же из-за" гениальности" советских командующих. Однако несмотря ни на что в конечном итоге, это безусловно была грандиозная победа. Освободили Орёл, Белгород, Харьков, и в результате оказались на берегу Днепра.
Союзники же" репетировали" с Сицилией. Сейчас они говорят, что якобы второй фронт открывали, таким макаром немцев побеждали. При огромном превосходстве на море, земле, и воздухе, высадились не встретив почти никакого сопротивления. Естественно итальянцы быстренько сдались, а немцы, которых там почти не было переправились на континент в Италию.
Нам сейчас пытаются втюхать, что Гитлер прекратил операцию " Цитадель" якобы из-за высадки союзников на Сицилию. В действительности в боях под Прохоровкой выдохлись и немцы, и наши. Наступать не было сил ни у кого. Глупо полагать, что если бы наметился успех под Курском, Гитлер им бы не воспользовался. Сицилия для него была как повод прекратить операцию в России. Оправдывался перед своими генералами, говорил, что не хочет допустить выхода Италии из войны.
 
Последнее редактирование:
Про Прохоровку другое интересно. Нет у немцев, если правильно помню, в эти даты никакого гигантского количества потерянных танков. И это при их-то педантичном учете. Как бы не оказалась Прохоровка выдуманным сражением, чтобы прикрыть наши генеральские задницы и списать потери танков на мифический разгром вражеской танковой армады.
 
Да Прохоровка сражение не выдуманное. Оно было, но контр наступление нашей 5 танковой армии Ротмистрова было крайне спонтанно, не продумано, на авось. Вот оттуда и огромные потери.Был и встречный танковый бой, но с гораздо меньшим колличеством танков, чем мы себе до этого представляли. У немцев согласен потери в технике и людях были гораздо меньше.Они пехоту в наступление под танки не бросали, не наступали танками в лоб на сильно укреплённую оборону противника. Но парадокс не в цифрах потерь, а в результате всего сражения, его последствиях, маштабу, стойкости людей.
 
Последнее редактирование:
PlumBum, Прошу вас переслать мне в личку содержание 3-х постов " не потеме" между 81 и 82 постами удаленных вами для анализа. , Что там не в тему. Благодарю заранее.
 
Был и встречный танковый бой, но с гораздо меньшим колличеством танков, чем мы себе до этого представляли.

И опять же, если правильно помню, немцы и того не знают. У них чуть ли 1-3 тигра пожгли в борт большое количество наших танков и уехали, т.е. картины великого танкового сражения, где все поле в танках, которые наезжают друг на друга, горят, взрываются, фрицы не знают. У них есть дни, когда наличествуют хорошие танковые потери, но это не Прохоровка, т.е. не та дата и не то место.
 
Нет у немцев, если правильно помню, в эти даты никакого гигантского количества потерянных танков.
Так если мне не изменяет память у них была очень хорошо налажена ремонтно-эвакуационная служба. Которая довольно быстро ставила в строй технику. А у нас вся эта техника считалась как невосполнимые потери.
Таким образом десяток подбитых (их) танков становился со временем в сотню учтённых с нашей стороны :)

Вот кстати про их БРЭМ пишет ВиКи
Эксплуатация и боевое применение

Первые «Бергепантеры» начали поступать в войска летом 1943 года, к началу операции «Цитадель» в войска поступило 11 «Бергепантер». Первыми «Бергепантеры» получили 653-й и 654-й тяжёлые истребительно-противотанковые батальоны, вооружённые «Фердинандами» и 39-й танковый полк, вооружённый «Пантерами», использовавшие новые БРЭМ в ходе Курской битвы. В Курской битве, на июль 1943 года «Бергепантеры», помимо 39-го танкового полка, имелись в 51-м и 52-м танковых батальонах. Также «Бергепантеры», хотя и не предусматривавшиеся штатным расписанием, поступили на вооружение 105-й, 106-й, 107-й и 108-й танковых бригад. В дальнейшем «Бергепантеры» использовались вермахтом на всех фронтах, где германские войска применяли тяжёлые бронемашины; фотоматериалы, в частности, демонстрируют применение БРЭМ в боях при Балатоне, Вене, Будапеште и в Восточной Пруссии
Весной 1945 года трофейная «Бергепантера» проходила испытания на полигоне в Кубинке, по результатам которых отмечалось, что надёжная броневая защита, хорошая проходимость, длинный трос и возможность управления лебёдкой из-под брони позволяют производить эвакуацию танков непосредственно из нейтральной зоны, под ружейно-пулемётно-миномётным огнём противника. Тяговые возможности лебёдки в сочетании с наличием полиспаста позволяют производить эвакуацию аварийных и застрявших средних и тяжёлых танков из любых существующих противотанковых рвов, а также болот, рек и т.п
.....
В конце доклада отмечалось, что конструкция лебёдки и сошника могут быть рекомендованы за образец при проектировании собственных БРЭМ, и многие элементы специального оборудования «Бергепантеры» действительно были использованы при создании советской БРЭМ БТС-2 на базе Т-54
Вот таки дела :)



--- Добор поста---

Что там не в тему.
Петрович - не зацикливайтесь, там было про любовь и ненависть к врагам....бывшим. И про вечный срач при полярных мнениях спорщиков.
 
Последнее редактирование:
pomeha78,
Не совсем верно.Просто наши "коробки" при серьезном повреждении было не выгодно тащить на завод ремонтировать.Поэтому то что могли-ремонтировали.А нет-так бросали,до лучших времен.
Что касается немцев,они потому и вытаскивали свои танки на рем,заводы,что их было выгодно ремонтировать,чем сделать новый.....Экономика.....
 
IgorAfgani,
Да,такая проблема была.Поэтому мощные тягачи(почти все) таскали тяжелую артиллерию РГК.
Если сравнить по себестоимости наш Т-34 и немецкий Т-з(или 4).То видно что наш попадает под разряд "штамповка",а "немец"-штучное изделие,хоть и поставленное на поток.
 
PlumBum, Эдик, ты бы потер тут все подряд - тема называется ""МЫ" и "Союзники"", причем здесь Курская битва и немецкие танки?
 
потер тут все подряд - тема называется ""МЫ" и "Союзники"", причем здесь Курская битва и немецкие танки?
Сергей, тут ещё половину можно было бы потереть. Курская битва в сравнении с высадкой союзников на Сицилию как раз причём! Пусть и немецкие танки остаются. Думается следует быть объективным, и говорить не только про замечательные победы, но и про провальные операции как тех, так и других...
 
Гес, я писал не про ремонт на заводах, а ремонт силами полевых мастерских. Эта служба у немцев было хорошо отлажена в виду некоторых особенностей немецких танков :)
Просто касаемо ремонтно эксплуатационных служб очень мало толковой информации. Только периодически "вскользь" проскакивают в мемуарах и д.р. изданиях эпизоды их работы.
К примеру: кажись в книге "Тигры в грязи" проскакивают такие эпизоды как после марша в район развёртывания сил из 6 тяжёлых танков на ходу остался только один. И в течении ночи ремонтники поставили в строй 4 танка. :)
Или эпизод как в ходе боя была подбит пара танков их в ходе боя не смогли эвакуировать с поля из-за разрушения шасси. Но с наступлением темноты танки эвакуировали и в течении суток поставили на колёса.
з.ы. А у наших технику с поля боя вытаскивать было как-то не принято....битую технику как правило собирали с поля боя уже после "занятия" территории.
Тыловое ремонтное обеспечение было слабовато особенно в плане восстановительного ремонта. Основной упор был на текущие ремонты, обслуживание техники и пополнение запасов.
 
Я бы с удовольствием услышал, что считать Прохоровкой? Т.е. столкновение КАКИХ советских частей с какими немецкими.
 
столкновение КАКИХ советских частей
номера соединений и частей, принимавших непосредственное участие в Прохоровском сражении, звания и фамилии их командиров.

5-я гвардейская танковая армия под командованием генерал-лейтенанта танковых войск Ротмистрова Павла Алексеевича в составе:

18-й танковый корпус — генерал-майор т/в Бахаров Б.С.

110 тбр — подполковник Колесников И.М.
170 тбр — подполковник Казаков А И.
181 тбр — полковник Пузырев В.А.
32 мсбр — подполковник Струков Л.А.

29-й танковый корпус — генерал-майор т/в Кириченко И.Ф.

23 тбр — полковник Володин Н.К.
31 тбр — полковник Моисеев С.Е.
32 тбр — полковник Линев А.А.
53 мсбр — подполковник Липичев Н.П.

5-й гв. Зимовниковский механизированный корпус — генерал-майор т/в Слепцов Б.М.

10 гв. мбр — полковник Михайлов И.Б.
11 гв. мбр — полковник Грищенко Н.В.
12 гв. мбр — полковник Борисенко Г.Я.
24 гв. тбр — полковник Карпов В.П.

Армейские части: 1 гв. мцп, 53 гв. ттп; 678 гап, 689 иптап, 1446 сап, а также приданные армии: 1529 сап, 1522 и 1148 гап, 93 и 148 пап, 16 и 80 гв. минп БМ-13,

5-я гвардейская армия под командованием генерал-лейтенанта Жадова Алексея Семеновича в составе:

33-й гвардейский стрелковый корпус — генерал-майор Попов И.И.

95-я гв. стрелковая дивизия — командовал заместитель командира дивизии гв. полковник Ляхов А.И,

284 гв. сп — гв. подполковник Накаидзе В.С.
287 гв. сп — гв. подполковник Соловьев В.И.
290 гв. сп — гв. подполковник Заярный Ф.М.
233 гв. ап — гв, майор Ревин А.П. (погиб 12.7.43)
103 гв. оиптд — гв. майор Бойко П.Д.

9-я гв. воздушно-десантная дивизия — гв. полковник Сазанов А.М.

23 гв. вдп — гв. майор Резун И.В.
26гв. вдп — гв. подполковник Кашперский Г.М.
28 гв. вдп — гв. майор Пономарев В.А.
42 гв. стрелковая дивизия — гв. генерал-майор Бобров Ф.А.
29 зенитно-артиллерийская дивизия — полковник Вялов М.А.
301 аиптап — гв. майор Ионис М. С.
308 гв. аминп БМ-13 — подполковник Гольдин

14-я штурмовая инженерно-саперная бригада —

52-я гв. стрелковая дивизия — гв. полковник Некрасов И. М.
183 сд 69-й армии — генерал-майор Костицин А. С.
285-й стрелковый полк — подполковник Карпов
2 тк 69-й армии — генерал-майор т/в Попов А. Ф.

2-й гв. Тацинский танковый корпус — полковник Бурдейный А. С.

10 иптабр — полковник Антонов Ф. А.,

а также ряд других частей усиления.

Поддерживали и прикрывали с воздуха:

2-я воздушная армия Воронежского фронта генерал-лейтенанта авиации С.А. Красовского в составе:

1 шак — генерал-лейтенант авиации Рязанов В. П.
1 бак — генерал-лейтенант авиации Полбин И. С.
4 иак — генерал-лейтенант авиации Подгорный И. Д.
8 иак — генерал-майор авиации Климов И. Д.
генерал-майор авиации Галуков Д. П.,

а также часть сил 5-й и 17-й воздушных армий Степного и Юго-Западного фронтов.


с какими немецкими.
В состав 4-й танковой армии группы «Юг» входили:

а) пять танковых дивизий, в том числе три танковые дивизии СС: дивизия личной охраны (лейбштандарт) — «Адольф Гитлер», дивизия особого назначения «Райх», добровольческая дивизия «Мертвая голова»(«Тотенкопф») и две танковые дивизии Вермахта: 11-я и 3-я;

б) одна моторизованная гренадерско-танковая дивизия «Великая Германия», комплектовавшаяся наравне с дивизиями СС новейшей техникой и отборным личным составом;

в) четыре пехотные дивизии: 57, 255, 332 и 167-я.

Всего армия имела 11 дивизий, из них только три танковые и одна пехотная были на прохоровском направлении. Остальные вели боевые действия на обояньском направлении и никуда не перегруппировывались. Но и из четырех дивизий правого фланга — 167-я пехотная до 8 июля находилась в резерве. Но большая перегруппировка 8–9 июля была проведена только внутри II-го танкового корпуса СС.

167-я пехотная дивизия сменила на правом фланге танковую дивизию СС «МГ», которая перешла на левый фланг корпуса. Практически ни та, ни другая в боевых действиях против 5-й гвардейской танковой армии участия не принимали.



Я бы с удовольствием услышал, что считать Прохоровкой
Так называемое "Танковое поле"
находилось в полосе, ограниченной рекой Псел и насыпью железной дороги (за ней глубокие овраги урочища Сторожевое), около 6 километров.
Характеристика местности
Район Средне-Русской возвышенности, на котором развернулось Прохоровское сражение, условно можно ограничить:

— на прохоровском направлении справа — Карташевка, хутор Веселый, Красный Октябрь; слева — Грушки, Сторожевое, Беленихино, Тетеревино, Лучки;

— на мелеховском напраалении справа — Провороть, Шахово, Киселево, Шишино; слева — Бол. Подъяруги, Александровка, Шляхово.

Местность всхолмленная, с абсолютными высотами 200–250 метров и относительными — до 30–35 метров. На мелеховском направлении — пересеченная, изрезанная глубокими оврагами с крутыми склонами, ограничивающими действия больших масс танков в меридиональном направлении.

По линии: хутор Лучки, совхозы Комсомолец и Октябрьский проходит водораздел бассейнов рек Днепра и Дона. Естественных препятствий, пересекающих эту гряду пологих возвышенностей, недоступных или ограничивающих действия танков и транспорта повышенной проходимости, нет. Ширина полосы этой доступной местности в самом узком месте по линии Андреевка — урочище Сторожевое (глубокий заросший лесом овраг) около шести километров. На рубеже Прелестное — Ямки — несколько больше (до 7–8 километров).
 
[h=1]Европейские гиены. К 75-летитю Мюнхенского сговора[/h]

В политическом календаре западных демократий время от времени всплывают юбилеи таких событий, о которых в тех же Лондоне, Вашингтоне, Париже или Варшаве предпочли бы не вспоминать. Одно из них произошло 75 лет назад, 30 сентября 1938 года, когда в Мюнхене премьер-министры Великобритании и Франции Н. Чемберлен и Э. Даладье поставили свои подписи рядом с подписями А. Гитлера и Б. Муссолини под соглашением, отдававшим на заклание агрессорам Чехословакию. США поддержали мюнхенскую сделку…

И всё же историческая память народов сильнее чьего бы то ни было желания стереть, затушевать эту позорную страницу западной дипломатии. Мюнхенский сговор, действительно, забывать нельзя – ведь именно из него уже через год выросла Вторая мировая война.

Перелистаем некоторые страницы истории 1938-го. Гитлер задумал уничтожить Чехословакию еще весной того года. В начале апреля он сообщил Муссолини, что намерен прекратить движение Германии в сторону Средиземного моря и приступить к решению проблем Судетской области, где большую часть населения составляли этнические немцы. В директиве по плану «Грюн» от 30 мая 1938 г. фюрер заявил: «Моим твердым решением является уничтожение Чехословакии посредством военной акции в обозримом будущем». По указанию начальника штаба Верховного командования вермахта В. Кейтеля, отданному главнокомандующим видами вооруженных сил, выполнение этой директивы должно было быть «обеспечено самое позднее с 1 октября 1938 г.».

«Остановил» Гитлера Невиль Чемберлен. Проявляя буквально трогательную заботу о том, чтобы военная акция не вызвала у Третьего рейха международных осложнений, премьер-министр Великобритании на встрече 15 сентября 1938 г. с фюрером в Берхтесгадене (Германия) заверил собеседника в своем стремлении к «германо-английскому сближению» и готовности ради этого признать включение судето-немецких областей в состав Германии. Это, бесспорно, развязывало руки Гитлеру, могущему теперь совершенно не опасаться, что стремление расширить «жизненное пространство» за счет чехословацкой территории будет «не так» воспринято западными демократиями. Не случайно во время повторной встречи с Чемберленом в Годесберге Гитлер повел себя по-хозяйски: он потребовал, чтобы были созданы все условия для оккупации Судет не позднее 1 октября. И британский премьер согласился. В качестве посредника на конференции, посвященной решению судетской проблемы, Великобритания избрала известного «миротворца» – итальянского дуче.

Собравшись 29 сентября в Мюнхене, Гитлер, Муссолини, Чемберлен и Даладье предписали правительству Чехословакии передать Германии в десятидневный срок около 75% своей территории. Чехословакия теряла четверть населения, около половины тяжелой промышленности, мощные укрепления на границе с Германией, новая линия которой теперь фактически упиралась в предместья Праги. Отрицательное отношение к этому диктату правительства страны во внимание не принималось, его представителей даже не соизволили пригласить в Мюнхен.

Итак, принуждение Чехословакии было совершено по воле западных демократий. Но оставался еще Советский Союз, который мог нарушить планы мюнхенской четвёрки, поскольку он был связан (как, к слову, и Франция) договором о взаимной помощи с Чехословакией 1935 г. И хотя в том договоре было записано, что обязательства взаимной помощи будут действовать лишь в том случае, если помощь жертве нападения будет оказана со стороны Франции (а Франция, как видим, предала Чехословакию), Москва могла решиться на действия в одностороннем порядке и всё-таки выступить в защиту чехословаков. Правда, для этого требовалось еще одно условие: чтобы Красная армия могла встать на защиту партнёра по договору, её войска должны были пересечь польскую территорию. Но тут на помощь Лондону и Берлину заранее поспешила Польша. Польский посол в Париже Ю. Лукасевич заверил своего коллегу из США У. Буллита, что его страна немедленно объявит войну Советскому Союзу, если он попытается направить войска через польскую территорию к границам Чехословакии.

В Варшаве уже предвкушали будущее расчленение своего соседа, поскольку поляки и сами стремились поживиться. Еще в мае министр иностранных дел Франции Ж. Боннэ сообщил польскому послу, что план «о разделе Чехословакии между Германией и Венгрией с передачей Тешенской Силезии Польше не является тайной». Наивные!.. В упомянутой выше телеграмме Гитлера на имя Муссолини (напомним – это начало апреля) в числе ближайших целей Германии называлось решение «проблем» не только Судетской области, но и «польского коридора». Поглощение польской территории, которая отделяла Восточную Пруссию от основной территории рейха, так или иначе обернулся бы войной, что и произошло ровно через год. Но увлеченные сначала перспективой участия в разделе Чехословакии, а после 30 сентября 1938 г. и отторжением от нее Тешенской области (Тешенской Силезии), поляки не замечали надвигавшейся с запада тени имперского орла со свастикой в когтях.

Гиена Европы, как недипломатично называл Польшу У. Черчилль, одной из первых пожалела о своей близорукости, став очередной жертвой нацистской Германии в начавшейся 1 сентября 1939 г. мировой войне. Следующими были Франция и Великобритания. Но разве не они сами в Мюнхене дали этой войне зелёный свет?

Подчеркнем важнейшие особенности Мюнхенского соглашения: во-первых, это был согласованный диктат Германии и Англии (Франция и Италия следовали в фарватере своих партнеров); во-вторых, соучастниками сговора и раздела Чехословакии явились Венгрия и Польша: последняя оккупировала Тешенскую область, а Венгрия – южные районы Словакии; в-третьих, Советский Союз оказался в изоляции. Предпринятые им меры в поддержку Чехословакии (сосредоточение войск на западных границах, дипломатические демарши) успеха не имели.

Англия и Франция рассчитывали ценой территориальных уступок за счёт Чехословакии умиротворить Германию, отвести заряд её агрессивной политики от себя. Советская разведка сообщала в Москву, что перед отлётом из Мюнхена Чемберлен еще раз встретился с Гитлером, который доверительно сообщил британскому премьеру: «Для нападения на СССР у нас достаточно самолетов, тем более что уже нет опасности базирования советских самолетов на чехословацких аэродромах».

Мюнхенская сделка в одночасье разрушила с таким трудом созданный каркас системы коллективной безопасности в Европе, основу которого составляли советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи. Поглотив Чехословакию, Гитлер, отлично видя, что никакое западное государство или группировка государств не собираются препятствовать ему в территориальных переделах, 3 апреля 1939 г. отдал совершенно секретную директиву, в которой определил время нападения на Польшу – 1 сентября того же года.

В этих условиях Советскому Союзу ничего не оставалось, как, избегая опасности, остаться один на один с возможным объединенным фронтом западных держав, пойти в августе 1939 г. на подписание договора о ненападении с Германией.

Сегодня, снимая с себя ответственность за «умиротворение» Гитлера, вылившееся в мировой пожар, западные политики и историки пытаются переложить её на чужие плечи – обвинить в провоцировании Второй мировой войны Советский Союз. На самом деле они до сих пор не могут простить советскому руководству, что, совершив блестящий дипломатический манёвр, оно выскользнуло из расставленной для СССР ловушки, избежало благодаря договору о ненападении с Германией перспективы войны с объединенными силами Запада и оставило возможность померяться силами с вермахтом англосаксам и французам, которые, лаская Гитлера, так норовили направить его на восток.

Автор Юрий Рубцов
 
Война в койках. Как фашисты создали сеть борделей на оккупированных советских землях.

На оккупированных советских землях, в том числе и в Украине, фашисты создавали для своих военных специальные бордели. В них “трудились” лишь немки и голландки, а позже из-за дефицита женщин арийской крови контингент пополнился славянками, - пишет Владимир Гинда а рубрике Архив в № 24 журнала Корреспондент от 22 июня 2012 года.

Странствующие прифронтовые бордели, стационарные дома терпимости и проститутки-индивидуалки - это неизменный атрибут войн. В этом смысле Вторая мировая не стала исключением.
Педантичные немцы создали на оккупированных территориях сеть публичных домов. В них предусмотрели все - от идеологии и расового соответствия клиентов и “живого товара” до распорядка дня жриц любви и регулярных медосмотров. Начало этому сексуальному конвейеру нацистское руководство положило уже на девятый день Второй мировой войны. 9 сентября 1939 года Вильгельм Фрик, министр внутренних дел Германии, спасая войска от эпидемии изнасилований, гомосексуализма и венерических заболеваний, приказал создать бордели на оккупированных территориях. В годы войны немцы организовали более пяти сотен домов терпимости, разделенных поровну между западным и восточным фронтами.
Со второй половины 1941 года Украина на три года стала местом дислокации части этих немецких фронтовых борделей.
Постельный конвейер
Военно-полевые бордели не были выдумкой Адольфа Гитлера и его генералов. Еще в начале ХХ века, в разгар Первой мировой, у воюющих сторон были передвижные публичные дома, которые действовали в тылу боевых частей, а также стационарные “части сексуальной разгрузки”, базировавшиеся в крупных прифронтовых городах. Австрийцы, союзники немцев, даже специально организовали гражданско-дополнительный корпус, где проходили нелегкую сексуальную службу приблизительно 100 тыс. женщин.

С началом Второй мировой немецкие генералы вспомнили прежний опыт. Спасая солдат от нетрадиционных связей, венерических заболеваний, а также блюдя чистоту арийской крови, нацисты, по подсчетам историков, организовали в оккупированной Европе более 500 борделей, равномерно распределив их между Восточным фронтом и войсками на западе континента.
“Поведение немцев на территории рейхскомиссариата должно определяться пониманием того, что мы имеем дело с народом, неполноценным во всех отношениях. Поэтому об общении с украинцами не может быть и речи. Светское общение запрещено. За половые сношения - строжайшее наказание. Никто не смеет распускаться. Не может быть и речи, чтобы девушки на улицах Ривного ходили в шортах, использовали косметику и курили”, - заявил Кох.
Эти слова показывают, что Гитлер и его приближенные были против любых контактов своих военных с жителями оккупированных территорий. А контакты эти могли приобретать самые худшие формы.

Так, в 1941 году, ворвавшись в общежитие Львовской швейной фабрики, немецкие солдаты изнасиловали и убили 32 молодые женщины. Кроме того, пьяные немецкие военные часто ловили львовских девушек, затаскивали их в парк Костюшко и насиловали.
Чтобы пресечь волну насилия, на первых порах немцы “импортировали” в захваченную Украину публичные дома из Европы. В них трудились, как правило, немки либо девушки, происходящие из близких к арийской расе народов, - голландки и датчанки. Например, “голландский” бордель нацисты открыли в Житомире после того, как среди расквартированных в городе войск участились случаи венерических заболеваний.
В подобных “европейских” борделях работали, как правило, от пяти до 20 женщин, причем они считались служащими министерства обороны.

Все прифронтовые жрицы любви проходили строгий отбор на предмет расовой чистоты. Среди них частенько попадались немки-нацистки, работавшие даже не за деньги, а из патриотических побуждений.
Солдатам для посещения таких заведений продавали специальные талоны, в обычном случае - до пяти штук в месяц. Каждый “мандат”, дающий право на 15-минутный секс, стоил три рейхсмарки. Кроме того, талоны выдавали и бесплатно, в качестве дисциплинарного поощрения. В таком случае лимит “пять в месяц” не действовал - секс мог быть и более частым.
Женщин в домах терпимости регулярно проверял врач, а воякам перед каждым посещением заведений выдавали кусок мыла, маленькое полотенце и три презерватива.

Вскоре немцы поняли, что обойтись силами арийских проституток им не удастся. И тогда оккупационные власти стали комплектовать бордели местными женщинами.
Для славянских кадров расписали ряд строгих конкурсных требований. Претендентки обязательно должны были владеть немецким языком, а их рост, цвет волос и глаз - максимально приближаться к белокуро-голубоглазому арийскому “стандарту”.

Женщин из оккупированных народов брали на работу в дома терпимости далеко не всегда по их согласию. Кому-то предлагали отработку телом через биржи труда, которые функционировали в оккупированных городах, кого-то забирали силой. А кто-то шел на подобные крайности, спасаясь от голода.
Порой немецкие власти просто обманывали славянок. Например, в Киеве городская биржа труда одно время предлагала украинкам работу официантками. Но после двух-трех дней в офицерских столовых их насильно отправляли в офицерские же бордели.

В столице Украины тогда функционировало два подобных заведения: во Дворце пионеров - Дойче-хауз, и на Саксаганского, 72.
В Сталине, как ранее назывался Донецк, борделей тоже было два. Один из них специализировался на оказании услуг итальянским солдатам и офицерам и назывался Итальянское казино. В нем ублажали клиентов 18 девушек. Второй донецкий дом терпимости, предназначенный для немцев, располагался в старейшей гостинице города - Великобритании. Его созданием немцы озаботились в начале 1942-го: в марте в городской газете Донецкий вестник власти поместили объявление о наборе персонала и в конце концов выбрали 26 тружениц постели, в основном из числа местных жительниц.
Кем бы ни были укомплектованы дома терпимости - арийками или местными, - немцы педантично регламентировали порядок предоставления плотских утех и режим дня. Жрицы любви в прямом смысле этого слова жили по часам: в шесть утра - медосмотр, в девять - завтрак, 9:30-11:00 - выход в город, 11:00-13:00 - пребывание в гостинице, подготовка к работе; 13:00-13:30 - обед; 14:00-20:30 - обслуживание солдат и офицеров. В девять вечера полагался ужин, а после наставало время отбоя.

Индивидуальный подход
Кроме борделей на оккупированной территории появилась уличная проституция. Для некоторых женщин она стала единственным способом избежать голода, прокормить своих маленьких детей или больных родителей.
В одном из отчетов киевского СД - немецкой службы безопасности - за 1942 год по этому поводу говорилось: “Часто местные женщины пытаются завязать тесные отношения с немцами или же союзниками, чтобы получить от них какую-то еду”.
Не всегда дело было лишь в еде. Некоторых женщин немцы просто вынуждали к сожительству, запугивая их возможностью расстрела или шантажируя детьми и родственниками.
Свою роль в том, что немцы охотно шли на контакты со славянками, сыграла привлекательность украинских девушек. Александр Верт, военный корреспондент британской газеты The Sunday Times, в своей книге Россия в войне 1941-1945 годов приводит слова некой харьковской парикмахерши, с которой британец разговаривал после освобождения Харькова. “Некоторые офицеры прямо с ума сходили по нашим женщинам, совсем голову теряли. Но наши женщины и правда гораздо интереснее немок. Немки эти были настоящие суки”, - рассказывала Верту харьковчанка.
Украинки, по той или иной причине соглашавшиеся на сожительство с немцами, рисковали оказаться в изоляции среди соотечественников: даже если они при этом не занимались проституцией, общество все равно их осуждало.
Например, Лев Николаев, антрополог и анатом, переживший оккупацию Харькова, в своем дневнике написал о том, как одна медицинская сестра рассказала его жене, что сошлась с немцем. Германец обеспечивал ее продуктами, помогал содержать мать. Медсестра не видела в сожительстве ничего предосудительного, но сам Николаев считал, что ее поведение - проституция, пусть не за деньги, а за паек.
“О том, что немец - враг, о том, что он убивал или будет убивать красноармейцев, о том, что это - измена Родине, данная особа, конечно, не думает. Да, наряду с нашими партизанками, наряду с женщинами-героинями, спасавшими раненых красноармейцев, есть немало таких потаскух, которые продали себя немцам за немецкие подачки”, - размышляет в дневнике антрополог.
В Украине были и проститутки “в чистом” виде. В воспоминаниях краеведа Дмитрия Малакова о жизни в оккупированном Киеве можно найти упоминание о том, что в городе попадались славянские жрицы любви. Они частенько в сопровождении клиентов-немцев ходили на базар и отбирали у своих сограждан продукты питания. Излюбленным местом “обитания” таких девиц в столице в годы оккупации был Подол.

Немцы не были бы немцами, если бы не упорядочили и труд подобных индивидуалок. Оккупационные власти выдавали им разрешения на надомную работу, но только после того, как проститутки регистрировались в соответствующих списках в Отделе службы порядка и получали контрольную карточку.
Работа не прикрепленных к борделям ночных бабочек тоже подчинялась строгому регламенту. Российский историк Борис Соколов в своей книге Оккупация. Правда и мифы приводит интересный документ, изданный 19 сентября 1942 года комендантом Курска. Бумага, озаглавленная по-канцелярски прямо - Предписание для упорядочения проституции в г. Курске - содержит такие правила: “Проституцией могут заниматься только женщины, состоящие в списках проституток, имеющие контрольную карточку и регулярно проходящие осмотр у специального врача на венерические болезни. Проститутка должна при выполнении своего промысла придерживаться следующих предписаний: а) заниматься своим промыслом только в своей квартире, которая должна быть зарегистрирована ею в жилищной конторе и в Отделе службы порядка; б) прибить вывеску к своей квартире по указанию соответствующего врача на видном месте; в) не имеет права покидать свой район города; г) всякое привлечение и вербовка на улицах и в общественных местах запрещена; д) проститутка должна неукоснительно выполнять указания соответствующего врача, в особенности регулярно и точно являться в указанные сроки на обследование; е) половые сношения без резиновых предохранителей запрещены”.
В предписании также предусматривались наказания для провинившихся жриц любви. Смертью карались женщины, заражающие немцев или лиц союзных наций венерической болезнью, если они перед половым сношением знали о ней. Тому же наказанию подвергалась проститутка, имевшая сношения с немцем или лицом союзной нации без, как писалось в документе, “резинового предохранителя” и заразившая его. Полгода работ могли получить те девицы, которые занимались древнейшим ремеслом, не подав документы на внесение в список проституток.

Аналогичным образом регламентировалась индивидуальная проституция и на других оккупированных территориях.
Однако строгие наказания за заражение венерическими болезнями приводили к тому, что проститутки предпочитали не регистрироваться, занимаясь промыслом нелегально. Референт СД в Белоруссии в апреле 1943-го сокрушался: “Вначале мы устранили всех проституток с венерическими болезнями, которых только смогли задержать. Но выяснилось, что женщины, которые были раньше больны и сами сообщали об этом, позже скрылись, услышав, что мы будем плохо с ними обращаться. Эта ошибка устранена, и женщины, больные венерическими болезнями, подвергаются излечению и изолируются”.
Интересно, что от подобных методов борьбы с болезнями страдали и немцы. Соколов небезосновательно подмечает в своем исследовании, что “многие солдаты вермахта ничего не имели против того, чтобы подцепить гонорею или триппер и несколько месяцев перекантоваться в тылу, - все лучше, чем идти под пули красноармейцев и партизан”. “Получалось настоящее сочетание приятного с не очень приятным, но зато полезным”, - пишет историк.
История военных публичных домов в Украине закончилась в 1943-1944 годах, когда Красная армия изгнала с этой земли оккупантов. С жрицами любви не церемонились - если они не умудрялись спрятаться и сменить место жительства, их могли отправить в лагеря или даже расстрелять.
 
История японских военно-полевых борделей Второй Мировой войны



Актуальная внешнеполитическая проблема Японии в отношениях со странами Корейского полуострова и Китаем, состоит сегодня в отказе японцев признать практику насильственного обращения женщин, в покоренных странах, всексуальное рабство во время Второй Мировой войны.
За разъяснениями стоит обратиться к недавно изданной двухтомной Истории Кореи.

Одной из самых позорных страниц в истории военного времени было использование как японок, так и жительниц оккупированных японской армией стран, и особенно большого числа кореянок, в качестве сексуальных рабынь японской армии. Наряду с гитлеровским вермахтом, японская армия времен второй мировой войны была одной из немногих армий мира, осуществлявших прямой контроль над военными борделями и применявших организованное насилие при вербовке женщин для «сексуального обслуживания» солдат и офицеров. Непосредственным побудительным мотивом для массового устройства военных борделей с 1938 г. было желание ограничить распространение венерических заболеваний среди солдат, а также предотвратить массовые изнасилования на завоеванных территориях (подобные тому, что произошло при захвате Шанхая и Нанкина в 1937 г.). Однако в то же время сыграло, несомненно, роль и патриархальное бесправие женщин в обществе тогдашней Японии. Они были лишены, например, избирательных прав, которыми с 1926 г. обладали даже турчанки, не говоря уж о женщинах передовых буржуазно-демократических стран, таких как США или Великобритания. Облегчала открытие армейских борделей и легальность проституции, широко распространенной в Японии и ее колониях. В той форме, в которой она существовала в Японии до конца второй мировой войны или колониальной Корее, проституция и сама по себе была уже формой сексуального рабства. Девушек зачастую продавали в бордели родители или старшие родственники, их жизнь полностью контролировалась хозяевами, они не имели возможности оставить «место работы» по своей воле. Непосредственными хозяевами военных борделей были сотрудничавшие с японской армией гражданские предприниматели, но все основные решения по вопросам управления борделями принимались на высших уровнях военной иерархии, и за сексуальную гигиену там несли прямую ответственность военные власти.

До августа 1944 г. набор женщин в бордели, в том числе и в Корее, осуществлялся, при теснейшем содействии властей, частными вербовщиками, иногда просто покупавшими дочерей у их родителей, а иногда соблазнявшими молодых женщин обещаниями «золотых гор» за работу «санитаркой особого типа на фронте». В августе 1944 г. японские власти в Корее начали призыв незамужних девушек и женщин в возрасте от 12 до 40 лет в «добровольные трудовые отряды» («добровольными» они, конечно, не были и не могли быть), и призвали около 200 тыс. человек, официально — на работу на ткацкие фабрики Японии, гражданские должности в вооруженных силах и т.д. Реально же несколько десятков тысяч призванных таким образом корейских женщин были сделаны военными проститутками— насилием, угрозами и обманом. По некоторым подсчетом, общее число сексуальных рабынь японской армии доходило до 200 тыс. человек, и около половины из них были кореянками. Японские военные власти стремились иметь по крайней мере одну сексуальную рабыню на каждые 29-30 солдат и офицеров; японские женщины предназначались, главным образом, для офицеров, а кореянки и китаянки— солдатам. Стремясь скрыть от союзников свои преступления, японская армия во многих случаях уничтожала при отступлениях в 1943-45 гг. своих сексуальных рабынь, что является одной из причин того, что выжило среди них немного— в 1990-е годы было зарегистрировано около 200 бывших сексуальных рабынь в Южной Корее и 218 — в Северной.

Поскольку в патриархальном корейском обществе служба в борделе, пусть даже и не добровольная, считалась позором для всего клана, многие выжившие после военных борделей кореянки умерли, так никогда и не поведав миру, что же с ними происходило. Лишь с начала 1990-х годов, с изменением общественного климата и большим вниманием к проблематике прав человека, те немногие бывшие сексуальные рабыни, которым удалось дожить до этого времени, начали делиться своими воспоминаниями.

Цитата: ИСТОРИЯ КОРЕИ. В.М. Тихонов, Канн Мангиль. Москва 2011.
Последние "comfort women" с группой юных сторонниц проводят пикет возле японского посольства в Сеуле. Фото: Рёнхап


http://onekorea.ru/2012/01/12/istoriya-yaponskix-voenno-polevyx-bordelej/



 
В печальную годовщину разгрома немцами союзнического полярного конвоя PQ 17 хочу рассказать еще об одном малоизвестном эпизоде войны в Арктике. А именно о проводке немецкого вспомогательного крейсера "Комет" из Баренцева моря в Тихий океан через Северный морской путь летом 1940 года. Об этом событии у нас не любят вспоминать, как и о некоторых других аспектах Советско-Германского предвоенного сотрудничества. Тем не менее, говорить об этом надо. Как сказал один видный государственный деятель современности, нельзя выковывыривать из булочки изюм, оставляя все невкусное другим.
Хорошо известна любовь Гитлера к океанским рейдерам, этим кораблям-одиночкам, призванным мешать судоходству, топить торговые корабли с военными и невоенными грузами союзников. Помимо собственно военных кораблей, для этих целей использовались так называемые вспомогательные крейсеры - переоборудованные корабли торгового флота. Лучшие быстроходные суда реквизировались, на них устанавливалось артиллерийское и минно-торпедное вооружение. Все это тщательно маскировалось, чтобы жертва рейдера не разглядела волка под овечьей шкурой.
Одним из таких "волков" стал банановоз "Эмс", спущенный на воду в 1937 г. С началом Второй мировой он был реквизирован и встал на "реконструкцию" на верфи Howaldtswerke AG. 2 июня 1940 переоборудование было закончено. Корабль получил название "Ко́мет» («Комета», нем. Komet) и вошел в состав Германских ВМС
Комет" получил солидное вооружение:
6 150-мм орудий С/16 L/45 (боезапас 1500 шт.)
1 орудие 75-мм Schneider-Creusot L/35
зенитные спаренные 2 × 37-мм С/30 L/83 (боезапас 4000 шт.)
зенитные автоматы 4 × 20-мм С/30 L/65 (боезапас 8000 шт.)
30 электромагнитных мин
2 сдвоенных палубных и 2 подводных (траверзных) торпедных аппарата 533-мм (боезапас 24 торпеды)
малый катер «Метеорит» (тип LS2) для постановки мин
2 гидросамолёта «Арадо» Ar.196A-1 для разведки
Кроме того, было произведено частичное бронирование, установлены съемные наставные борта для маскировки орудий. Кроме того, имелся целый набор средств маскировки: парусиновые обвесы, фальшивые грузовые стрелы и др.
Командовать кораблем был назначен капитан цур-зее Роберт Эйссен. Итак, летом 1940 г. "Комет" был готов к войне на море, осталось только вывести его на оперативный простор, на трансокеанские коммуникации союзников в Тихом и Индийском океане.
На совещании 30 декабря 1939 года и 2 января 1940 года Главком ВМФ Германии гросс-адмирал Эрих Редер доложил Гитлеру о необходимости во имя спасения 35 немецких судов, застрявших в портах стран Юго-Восточной Азии, использовать Севморпуть, абсолютно в то время закрытый для плавания иностранных судов.
Далее получилось так, что основной частью выполнения плана «Зеленый случай» была признана необходимость прохода в летнюю навигацию 1940 года по Севморпути от Мурманска до Берингова пролива какого-нибудь немецкого рейдера.
В феврале 1940 года в Наркомате внешней торговли СССР состоялись переговоры с германскими представителями по вопросу проводки по Севморпути 26 немецких судов с Востока на Запад и двух с Запада на Восток. Имеющиеся документы подтверждают успешный ход переговоров. Прошло всего семь заседаний, а немцы получили то, чего желали — "зеленый свет" на проход своих судов по Северному морскому пути. Определился и груз — соевые бобы. Кроме груженых пароходов предполагалось провести с Запада на Восток два судна в балласте (без груза). Среди них и будущая гроза английского транспортного флота — "Комета".
В ходе переговоров число судов, которые должны были следовать по трассе Восток — Запад, немцы, по непонятным причинам, снизили до 10, а 3 апреля 1940 года германское посольство получило телеграмму из Берлина об аннулировании переговоров с СССР по вопросу проводки Северным морским путем и этих 10 пароходов.
Представитель посольства объяснил отказ от перегона пароходов тем, что неприятель (Англия и Франция) усилил на Дальнем Востоке свои военно-морские базы, а в соответствии с этим и контроль за прибрежными колониями нейтральных стран, в портах которых и застряли до окончания войны многие германские суда, в частности те, которые намечались к проводке Северным путем.
Советская сторона, согласившись на проведение оставшихся двух судов по направлению Запад — Восток, оговорила ряд условий, одним из которых был строжайший режим секретности. Это и понятно: шла война, СССР фактически являлся нейтральной страной и международные осложнения были ни к чему. Также скрупулезно обсуждались условия проводки, лоцманское, бункерное, продовольственное и медицинское обеспечение. Немцы были согласны выполнить все наши требования, их, кажется, тоже удовлетворял столь быстрый и благоприятный исход переговоров. Участник встреч господин Гекинг заявил, что "он чрезвычайно рад такому быстрому и благополучному разрешению такого большого и важного для Германии вопроса..
3 июля 1940г. в 18:30 «Комет» вышел из Готенхафена (немецкое название Гдыни) в Норвегию, он перешел сначала в Берген, а 6 июля прибыл на рейд Кристиансанда. Здесь вспомогательный крейсер дозаправился с небольшого танкера «Эссо» (Esso), быстро покинул норвежскую базу и направился в сторону советского Заполярья.
Первый этап своего пути «Комет» прошел замаскированный под советский пароход «Дежнев» (3578 брт, Мурманск). Для перехода «Комет» была изначально подготовлена надежная легенда прикрытия. Она предусматривала, что Норвежское и Баренцево моря германский рейдер будет проходить замаскированным под новый советский ледокольный пароход.
Для этого некоторые отличия силуэта немецкого вспомогательного крейсера от силуэта советского ледокольного парохода устранялись с помощью парусиновых обвесов и других специальных приспособлений, изготовленных еще на верфи «Ховалвдтсверке». Там же были изготовлены другие дополнения в этот «джентльменский набор», которые позволяли весьма существенно изменять силуэт рейдера за счет изменения высоты мачт, формы и высоты дымовой трубы, а также количество колонок грузовых стрел.
Все это позволяло океанскому оборотню полностью менять свой силуэт. Более того, для надежного прикрытия «Лже-Дежнева» в советских водах руководство ГУ СМП вообще убрало из акватории Баренцева моря настоящего «Дежнева», кардинально изменив планы летней эксплуатации этого судна, Действительно, вместо того чтобы работать на трассе Мурманск — Шпицберген в интересах советского треста «Арктикуголь», «Дежнев» был отправлен в Карское море для доставки снабжения на самые отдаленные полярные станции этого региона. Таким образом, была создана идеальная легенда прикрытия для германского рейдера, так как, с одной стороны, новый советский ледокольный пароход вообще уходил из Баренцева моря (от лишних «глаз»), а с другой — шел в тех же районах Карского моря, где следовал и его немецкий двойник.

Замаскированный под советский ледокольный пароход «Дежнёв», корабль обогнул мыс Нордкап и достиг района севернее острова Колгуев. Там, занимаясь боевой подготовкой экипажа и гидрографическими исследованиями, некоторое время он ожидал подхода советских судов, которые должны были его сопровождать на следующем участке пути.
Из-за сложной ледовой обстановки встреча с советскими ледоколами несколько раз откладывалась. Наконец, 13 августа радиограмма из Берлина сообщила, что ледокол «Ленин» будет ждать их в проливе Маточкин Шар.
На следующий день, не обнаружив в точке рандеву обещанного судна сопровождения, Эйссен без лоцмана вошёл в пролив и здесь выяснилось, что «Ленин» с караваном судов ушёл уже неделю назад. Приняв на борт двух советских лоцманов, «Комет» (на этот раз под видом торгового судна «Донау») продолжил путь по Карскому морю, однако вскоре опять вынужден был вернуться, так как ледокол был уже далеко и находиться тут было небезопасно.
19 августа было получено разрешение следовать дальше, но только 25 числа произошла встреча с ледоколом «Ленин», который провёл их в море Лаптевых, где передал «Комет» ледоколу «Иосиф Сталин». С трудом пробившись через участок покрытый льдами, по свободной воде «Комет» продолжил путь до пролива Санникова самостоятельно. Здесь его встретил ледокол «Малыгин», однако, из-за малой скорости хода последнего, Эйссен на свой страх и риск отказался от его услуг. Пройдя между Медвежьими островами он был встречен ледоколом «Лазарь Каганович» и продолжил путь по Восточно-Сибирскому морю в его сопровождении. Дальнейшее продвижение на восток осуществлялось в условиях тяжёлой ледовой обстановки. В ночь на 1 сентября на «Комете» произошла поломка рулевого управления, однако силами своих механиков её удалось устранить.

Разумеется, опытные Советские моряки сразу распознали "волка в овечьей шкуре". Вот кое-что из донесений:
"Германский пароход "Комета" — вспомогательный крейсер — по вахтенному журналу, команда из 200 человек, труба переделанная, борта двойные, командный мостик бронированный. Везут: артиллерийские снаряды, торпеды для подлодок, самолеты — части. Вооружен — но оружие спрятано в трюмах". Водоизмещение судна составляло 6 -7 тысяч тонн.
Другой наш источник отмечал великолепно экипированную штурманскую службу немецкого корабля: "... новый хороший теплоход, оборудованный всеми последними навигационными приборами. Его эхолот и его гирокомпас во многом отношении превосходят по своей точности приборы, установленные на наших судах".
Отмечалась в донесениях и отлично поставленная на "Комете" радиослужба: " имеет прекрасно оборудованную радиостанцию... круглые сутки одновременно, не снимая наушников, сидят 6 радистов. Седьмой человек из радистов не слушает сам, он имеет чин офицера". Мощность передатчика обеспечивала прямую радиосвязь с Берлином.
Под стать механизмам был укомплектован и экипаж. "Командование крейсера не скрывало... что они военные офицеры и что на борту команда состоит из военных моряков. Во время нашего пребывания на борту ежедневно производился полный военный церемониал". Значительная часть команды (особенно радисты) свободно владела английским и русским языками.
Не забывали немецкие моряки и о разведке Севморпути — ведь они были в своем роде первопроходцами. По всему маршруту проводилась тщательная фотосъемка. Как докладывали наши моряки и лоцманы: "фотографировали непрерывно берега, фотографировали все объекты, которые только встречали на своем пути. Фотографировали острова, мимо которых проходили, около которых стояли, фотографировали мыс Челюскина берега (так в тексте. — Авт.), фотографировали ледоколы, под проводкой которых шли". При малейшей возможности делали промеры глубин; немцы высаживались на берег и фотографировали, фотографировали, фотографировали... Тщательно слушали эфир радисты крейсера, принимая не только всю корреспонденцию из фатерланда, но и переговоры наших судов, самолетов и береговых радиостанций. Судя по всему, перехватили они и радиограмму начальника Главсевморпути И.Папанина, от которой веет традиционной российской беспечностью: "...нет сомнения, что немцы посылали одно суденышко только с целью изучить трассу, покажи, так сказать, им трассу... пусть ледокол проведет его через лед".
Мог ли предположить известный полярник, что менее чем через год фашистские войска вторгнутся на нашу территорию и начнется самая кровопролитная война в истории Советского Союза. Как и все советские люди, И. Папанин находился под впечатлением фильма "Если завтра война..." — будем воевать малой кровью и только на чужой территории.
"Покажи, так сказать, им трассу", — радировал он, не предполагая, что опыт ледового плавания "Кометы", доскональное изучение навигационных условий Северного морского пути поможет фашистским рейдерам и подводным лодкам в 1943-1944 годах пиратствовать в наших северных водах. Несомненно, этот опыт использовал и немецкий тяжелый крейсер "Адмирал Шеер", потопивший несколько наших торговых судов и разрушивший залпами своих орудий полярный поселок Диксон. И словно в отместку за легкомысленные решения руководителей страны и Севморпути этот корабль 25 августа 1942 года потопил легенду советского Северного флота — ледокол "Александр Сибиряков", который ровно за 10 лет до трагедии совершил первое в мире сквозное плавание по Северному пути, пройдя за одну навигацию из Белого моря в Берингово. Использовали полученные в ходе проводки сведения и германские подводные лодки, на счету которых наши разгромленные конвои, погибшие торговые суда и боевые корабли; Беломорской флотилии и Северного флота.

Дорого обошлась стране эта беспечность, последствия которой мы смогли ликвидировать ценой больших людских потерь и утраты значительного числа боевых и транспортных кораблей.
Проводка тем временем подходила к концу. "Комету" с нетерпением ждали в месте боевого базирования немецких кораблей. И только в финале этой ледовой эпопеи у руководства Севморпути появились сомнения: что же они делают — проводят боевой корабль, который будет сеять смерть и разрушения.
И. Папанин срочно радирует руководителю экспедиции: "...ввиду специфичности военного характера немецкого парохода, верните его обратно на запад одним из ледоколов по вашему усмотрению. Дважды в день молнируйте его позицию. Исполнение радируйте". Показателен ответ начальника проводки на эту радиограмму: "Вашу 25 не понял. Кого вернуть на запад: пароход или Крэпшта (представитель посольства Германии на "Комете". — Авт.). Жду немедленный ответ разъяснениями".
На разъяснения ушли почти сутки, а "Комета" уже подходила к чистой воде. Командиру крейсера было предложено вернуться на Запад, мотивируя тем, что в Беринговом проливе их поджидают американские корабли. Однако немцы заняли жесткую позицию. Из справки ГТУ НКВД СССР: "На предложение... согласно распоряжения тов. Папанина вернуться обратно заявил, что он (командир крейсера) подчиняется только своему правительству, имеет задание идти для выполнения своей работы и что ему объявлено, что он является полновластным хозяином корабля и как найдет нужным, так и сделает. На разговор... что не разрешит Москва — придется возвращаться — командир заявил, я Москве не подчиняюсь и если завтра к 8 часам утра не будет положительного ответа, я иду по своему заданию на восток. Если не снимете от меня ледовых лоцманов, я их высажу на берег в районе Биллингса или в другом удобном месте и пойду по назначению".
Именно это немцы и сделали. На ледокол "И.Сталин" уходит с "Кометы" прощальная радиограмма: "Выражаем вам благодарность за удачное шефство над нашим походом через Арктику и за проводку через льды моря Лаптевых. Желаю арктической работе благополучного развития в дальнейшем и Вам личного здоровья и успеха. Капитан. 27.8.1940 года".
Переход по Северному морскому пути «Комет» совершил за рекордно короткий срок — всего за 23 суток, из которых пятнадцать были ходовыми. Обычно на такой переход караваны советских кораблей и судов затрачивали не менее 26 ходовых суток.
Хотя в целом скрытность и секретность перехода «Комета» в Тихий океан была сохранена, но некая информация все же достигла Британских островов.
Так, 2 ноября 1940 года в одной из английских газет появилась статья о проводке Северным морским путем с запада на восток подводной лодки и германского парохода, которые несомненно рассматривались как один отряд судов Кригсмарине.
Направляясь в отведённый ему район крейсирования, «Комет» выдержал сильный шторм и 30 сентября 1940 подошёл к Каролинским островам. Через два дня при посадке разбился имевшийся у него на борту гидроплан, что существенно уменьшило его разведывательные возможности.
Возле острова Ламотрек Кригсмарине назначило «Комету» рандеву с другим вспомогательным крейсером — «Орионом». 14 октября возле этого острова крейсер встретился с судном снабжения «Кульмерланд», 18 октября к ним присоединился «Орион» с транспортом «Регенсбург». На совещании капитаны судов запланировали совместные действия в течение следующего месяца.
В течение 1940-1941 годов рейдер совместно со вспомогательным крейсером "Орион" разбойничал на международных судоходных трассах, сделав набег даже на Галапагосские острова. 9 октября «Комет» (замаскированный под японский пароход «Манийо Мару»), «Орион» («Майебашу Мару») и «Кульмерланд» («Токио Мару») в качестве разведывательного судна взяли курс в район острова Науру, рассчитывая найти там подходящие цели и разрушить фосфатные разработки на самом острове. Свою первую за весь поход потенциальную жертву — американский теплоход «Таун Элвуд» — пришлось отпустить, так как Америка ещё сохраняла нейтралитет и военных грузов на борту судна не было. Следующую цель, новозеландский пароход «Холмвуд», потопили артиллерией, предварительно сняв команду. Через два дня — новая цель, британское пассажирско-рефрижираторное судно «Рэнгитин». Судно отказалось остановиться, передало в эфир предупреждение и, в соответствии с указаниями Кригсмарине, было потоплено орудийным огнём. Встреченное по пути к Науру ещё одно судно, австралийский пароход с грузом фосфатов «Трейона», было остановлено, экипаж был снят, судно потоплено торпедой.
На стоянке в Науру было обнаружено ещё три судна: норвежский транспорт «Винни», новозеландский «Тристар», австралийские «Комата» и «Трюайдек», они также были потоплены, экипажи предварительно сняты. 8 декабря соединение германских кораблей было готово обстрелять порт Науру, но погода не позволила этого сделать. Корабли отошли к острову Эмирау и высадили там пленных. С этого момента пути кораблей разошлись: «Комет» пошёл к Рабаулу, «Орион» в связи с требующимся небольшим ремонтом вернулся к Ламотреку, а «Кульмерланд», выполнив своё назначение, ушёл в Японию. Пропажа потопленных немцами судов не прошла незамеченной, в территориальных водах Австралии и Новой Зеландии было объявлено военное положение, началось патрулирование морских коммуникаций.
Эйссен через некоторое время вернулся к идее уничтожения промышленных и портовых сооружений на Науру, акции вполне в духе немецких рейдеров времён Первой мировой войны. Подойдя к острову, он 27 декабря 1940 года направил туда своих представителей для предупреждения властей острова, с тем, чтобы избежать возможных жертв, и одновременно угрозой физического уничтожения пресечь возможную попытку местных радистов выйти в эфир. Администрация Науру приняла эти условия.
«Комет» в течение часа из всех орудий обстреливал остров: склады, хранилища топлива, промышленные объекты. Обстрел привёл к большим разрушениям и пожарам. Поставки фосфатов на несколько месяцев прекратились. Нападение на Науру вызвало большой международный резонанс.
1 января 1941 года «Комет» двинулся на запад. Переход осуществлялся по морю Росса, у самой кромки Антарктиды, в надежде встретить китобойные суда противника, однако попадались лишь японские промысловики.
На острове Кергелен были обнаружены большие запасы продовольствия, брошенные из-за войны; они пополнили трюмы «Комета». Во время стоянки был также произведён осмотр корпуса судна. 11 марта корабль отправился на рандеву с «Пингвином», который находился в Индийском океане вместе с судном снабжения «Альстериор» и своим вспомогательным судном «Адъютант». Затем шесть недель находился в восточной части Индийского океана, но так и не встретил ни одного судна противника. 8 мая он переместился ещё восточнее — на коммуникации между Австралией и Коломбо.

После гибели «Пингвина», вспомогательное судно последнего «Адъютант» присоединилось к «Комету», было оборудовано для постановки мин и направлено к Новой Зеландии. После постановки мин вблизи Веллингтона оно 1 июля вновь присоединилось к «Комету», но из-за неполадок в двигателе вскоре было затоплено экипажем.
В середине июля «Комет» пополнил запасы топлива и продовольствия от судна снабжения «Аннелиз Эссбергер», после чего повернул на восток.
14 августа 1941 года на пути к Чили «Комет» обнаружил и потопил британское судно «Остралинд». Через три дня он встретил голландский теплоход «Кота Нопан» с ценным грузом — каучуком, оловом и марганцевой рудой. На него была направлена призовая команда и оба судна продолжили свой путь в Европу. Ещё через двое суток был потоплен британский пароход «Девон».
В западной части Тихого океана «Комет» встретился с «Атлантисом» и с судном снабжения «Мюнстерланд» шедшим из Иокогамы. Пополнив запасы топлива и продовольствия, «Комет», замаскировавшись под португальский пароход «Тома» вместе с «Кота Нопан» обогнул мыс Горн. Здесь они разделились и направились в Европу.
16 ноября 1941 во Францию успешно пришёл «Кота Нопан», а 26 ноября, встреченный своими подводными лодками, прибыл в Шербур и «Комет». 28 ноября он с мощным охранением прошёл Ла-Манш и 30 ноября 1941 был уже в Куксхафене, затем перешёл в Гамбург. Экипажу была организована торжественная встреча, в Берлине в присутствии нацистского руководства прошло чествование моряков. Второй поход с новым экипажем под командой капитана цур зее Ульриха Брокзина начался в осенью 1942. Всего лишь через неделю после выхода из Гамбурга «Комет», несмотря на сильное охранение, был атакован британскими торпедными катерами в Ла-Манше у мыса Хога на траверзе Шербура. Две торпеды, выпущенные катером MTB 236, попали в корабль, после чего сдетонировали боеприпасы; судно раскололось на две части и ушло на дно.
Закрыть
По материалам https://serjj.livejournal.com/29101.html и https://tverdyi-znak.livejournal.com/1337234.html
 
о проводке немецкого вспомогательного крейсера "Комет" из Баренцева моря в Тихий океан через Северный морской путь летом 1940 года. Об этом событии у нас не любят вспоминать,
один пароходик?
дети(с)
от тут https://svpressa.ru/post/article/99521/ много вкусного. но публичного (и не публичного тоже) покаяния никто не дождётся:ag:
Не менее «нравственные» люди возглавляли и компанию IBM, котораяпоставляла счетно-вычислительные машины, запчасти к ним и специальную бумагу для… концентрационных лагерей. Видимо, чтобы контингент лагерей смерти пополнялся, американцы увеличили поставки машин, которые помогли фашистам быстро посчитать население тех стран, где уже ступил сапог вермахта, и выявить лиц, подпадающих под арест. Делалось это перекрестным и сравнительным анализом — метод позволял выявить евреев, не одно поколение скрывавших свою национальность. После войны айбиэмовцы долго отбивались в судах от жертв Холокоста, требующих компенсаций. Впрочем, платить было чем: в течение войны капитал компании вырос втрое.
Чудовищность ситуации состоит в том, что капитал этот составляла прибыль, полученная после «инвестиций» в этот «концлагерный» бизнес. Ведь именно золотом, извлеченным из коронок, портсигаров, часов и прочих вещей, отобранных у заключенных, фашисты расплачивались с американскими поставщиками — а общая сумма такой «добычи» составила почти 400 миллионов долларов золотом.
 
Назад
Сверху Снизу