• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Копчение рыбы в полевых условиях

• Автор темы Автор темы ayno
  • Дата начала Дата начала
Автор темы

ayno

Завсегдатай
С нами с
07/05/07
Постов
22 150
Оценка
3 831
Живу в:
Москва
Для знакомых
Виктор
Охочусь с
1985
Оружие
Иж-54; ИЖ-94 "Север"; МЦ-20-01;
Собака(ки)
КФЛ+РЕЛ - 1 шт. ))
Копчение - очень распространенный способ приготовления добытой рыбы. Однако, чаще всего используют метод горячего копчения, достоинства которого неоспоримы.
Процесс же холодного копчения более трудоёмкий, длительный и требует весьма основательной подготовки рабочего места. Но зато продукты холодного копчения хранятся дольше.

Способов холодного копчения и приспособлений для этого великое множество. Я не являюсь специалистом в этом вопросе, но пару раз пробовал этим заниматься.
Первый способ я уже где то описывал, поэтому просто даю ссылку на ролик.

Но для этого способа требуется довольно серьёзное оборудование.

А вот второй способ, попробованный мной недавно, - исключительно полевой. Никакого оборудования, кроме лопаты и полиэтилена, не требует.
Он, конечно, всем известен, но я хочу поделиться с вами тем, как это получилось у меня с товарищами.

Итак, первым делом, подбирается удобный участок берега, желательно с крутым обрывом.

0b04eb0ca0478952f1c6c056d817e897.jpg

На некотором расстоянии он обрыва выкапывается (силами напарника) здоровенная яма.
Следует отметить, что в большинстве случаев, яму где будет коптиться рыба, выкапывать совершенно не обязательно. Можно построить сарайчик из подручного материала, или просто поставить небольшой чум из полиэтилена. В нашем случае, была выбрана яма, только потому, что постоянно дул очень сильный ветер, который опрокинул бы любое хлипкое строение, и у нас не было никакого подручного материала для строительства надземной коптильной камеры.
2fc87372f140d1c78b647a26e9ef82de.jpg

Потом (этими же силами) в самом обрыве обустраивается очаг, где будет разводиться костер, и дымоход в виде канала ведущего наклонно вверх, в сторону вашей ямы.

44dce2c4ea9d795f354590d9a81e305d.jpg

Весьма ответственный момент - соединение наклонного канала дымохода между очагом и коптильной ямой.
46fded93f26ac38752285547e3d8f77f.jpg

3e7c5ab92019d47b14d450bdde5bc56d.jpg

Следите внимательно, что бы рядом не было собак...
2132f03f78aa84831dfa0ed6e2f654e3.jpg

...иначе Вам придётся поминутно "прочищать дымоход" от помощников:ag:

Не знаю, как другие лайки, но Чернуха считает, что "любая дыра - это нора. А нора - это Песец.. и т.д."

032efd2338188d82ccb916e3f881b12f.jpg

Тем временем наступает весёлый момент - разворачивание полиэтилена на ветру!

"... Ура-а-а!!!...."
58824d09d96faac87de163b7c0d5f8a1.jpg

"... Советское - значит отличное!!!...
f8e7bada5bc70779495603ec34c489b1.jpg

"... Ой... что это!" :ai:
1c219e40e75a360aab60f29ebcd7b8c6.jpg

"... Ух ты, какой большо-о-ой...!"
655a930b81fb21411385e8cb01f1605d.jpg

С трудом отбираете у резвящихся на лужайке напарников полиэтилен, и сообща укладываете его в выкопанную яму.
89eb2bd6b4a204d24b2ba6edd1d1d25a.jpg

У нас получилась вот такая камера для копчения. Пора ехать за дровами!
83f64a64a1c23befa5c854699844c9d3.jpg

Дрова в тундре - это особый разговор. Мало их. Но, худо-бедно, а насобирали по берегу ивняка.
8626ead968866e1f4bfe6b3927c7628d.jpg

Осталась самая малость - наловить рыбы!
7fa22f7debaeb3f6ab3ef1b9db5d03be.jpg

Понаставив рыбе здоровенных шишек, мы всё же довольны своим уловом..
ddfb984d394bb7c79bfe3ebdce99bbb3.jpg

d8a7293ed4f07fbd2ea7d376b0c1689e.jpg

Рыба обрабатывается и засаливается любым способом. Лишь бы не пересолить!
После разделки и засолки добычи, главное правило - хорошенько обветрить рыбу на ветерке и подвялить! Иначе дым к ней не будет "прилипать".

Пластать рыбу для копчения можно любым понравившимся Вам способом. Мы пробовали по-разному:
- разделывали на половинки вдоль хребта,
- надрезали спинки оставляя на коже самые сочные куски,
- коптили отдельно тешу и нежные брюшки

... и пришли к выводу, что все способы разделки хороши..
d5f0a01d1baa1680dc3de29b29628767.jpg

Пора разжигать в очаге костерчик-дымокур.
Качество этого процесса приходит с опытом. Нюансов много, и в каждой ситуации они разные.
Хочу только упомянуть, что костерчик должен быть не жарким, а дымящим. Поэтому,в некоторых случаях, пока не придёт опыт, стоит сначала развести огонь, добиться коптящего режима, а потом укладывать рыбу и накрывать яму.
И второй момент - так как подземный туннель-дымоход достаточно длинный, жар рыбу не испортит. Но вот мелкая земляная пыль, при первых протопках, будет вылетать вместе с дымом и осаждаться на рыбе. Неприятно, когда на зубах скрипит песок. Поэтому опять же, перед первым использованием коптилки, наверное лучше развести костер без рыбы, прожечь дымоход, что бы его стенки немного запеклись, и уже потом вывешивать рыбу.
ecf8543666db398dd544697e0c9c62d2.jpg

После первых протопок можно подвешивать рыбу в коптильную камеру, накрывать куском полиэтилена, присыпав края для герметичности...

f2fdbe8280686566e63cc7418d2ff752.jpg

Кстати! Обязательно взвесьте каждый экземпляр, и перепишите видовой состав улова!
e16364095121021e644acd69a1408fa6.jpg

682df43e689338318b5a1caa1cb2ff72.jpg

И неустанно охраняйте его в процессе подвяливания и обветривания!
806c87b8a62f1a0fe414baf41cc85cb9.jpg

Всё это нужно для контроля, потому что на готовящийся продукт обязательно будут совершаться постоянные покушения,
и в результате Вы можете остаться совсем без сырья для копчения!

(Я, конечно же, имею ввиду во-о-он те три белые точки на заднем плане... Это чайки сторожат нашу рыбу!)
d8e61071c85dc34f575e95f164f1589d.jpg

Хотя, подвяленная рыбка и без копчения, уже соблазнительно хороша!
0b913201aa80ea56961815d212a08c84.jpg

В конечном счёте, после первых попыток копчения, у нас получилось вот что:
0aa95a74ff9d3ac4891b6c13614e851a.jpg

На вид бледновато... на ощупь сыровато. Вместе с дымом от сырых дров, в коптильню проникает влага , так как Н2О попутный продукт горения.
Учитывая это, мы повторили процесс копчения несколько раз, пока не добились приемлемых результатов.
394edf58fa47f3d0c03b60bd744629ca.jpg

После каждого копчения, выносите рыбу на ветерок, что бы она опять подсохла, обветрилась, и заодно, избавилась от острого запаха свежего дыма.
Если погода не способствует подсушиванию, и моросит дождик, то можно убрать копчености в палатку...

...и пока Вы наслаждаетесь жизнью, закусывая малосольной и жаренной икоркой,
рыбка будет распространять восхитительный аромат копчености по вашему жилищу!
36020a6993f5f12f434d3bca502f1430.jpg

Всем желаю удачных экспериментов по копчению!
Остаюсь вечно ваш, Витя-Айно!

Последнее редактирование:
Супер! Отличная инструкция!

У нас при вялении веревочка делается одинарной и длиннее. Тогда на малейшем ветру тушка вращается как пропеллер, быстрее сохнет и отпугивает мух. А для того что бы не вставлять распорку в тушку (как на видео), делается сквозной разрез возле хвоста, куда оный и выворачивается.

Здорово. Вить, а по времени сколько надо коптить?

а для чего это?
Ну это шутка такой.. что бы строгий контроль вести и подсчитывать, сколько у тебя вяленой рыбы успели украсть и сожрать не дождавшись копчения :ag:
Вяленка действительно очень вкусная.. коптили только для разнообразия и для более длительного хранения.

Интересно! Очень вкусный отчёт)) Только рыбки мало на столько помощников))
Мы заместо ямы выкапывали в крутом берегу реки Вятка наклонный дымоход-канавку метров с пять наверно. Герметизировали потом срезанным дёрном через палки, чтобы не обваливалось, а сверху ставили железную бочку. В ней развешивали рыбу и регулировали тягу, сдвигая крышку. Получалось отлично))

А какие вы все счастливые на фото!

Вить, а по времени сколько надо коптить?

Скажу честно - хрен его знает..
Я коптил и пробовал, коптил и пробовал... пока рыба не кончилась )) Так что "длительного хранения" не получилось. Осталасть лишь самая малость, которая здорово заплесневела в поезде на обратном пути.
С тех пор мы решили, что копчение вещь хорошая, но съедать рекомендуется сразу, пока свеженькая и вкусная. Кстати, со временем хранения вкус ухудшается, на мой взгляд. ИМХО.

Ну, а по времени копчения, у меня получилось так: Ночь коптил ( рыба просто висела в яме наполненной дымом). Днём проветривал и подвяливал. И так три раза.

--- Добор поста---

А какие вы все счастливые на фото!
Всяк счастливым будет, вырвавшись из душной столицы в этакий ИХТИО-Рай!

Браво, Витя! :yelclap:
Ты не прекращаешь поражать нас не увлекательными отчетами! Как о походной жизни, так и о своих кулинарных изысканиях. Огромное тебе за это спасибо!!!

Но созрел практический вопрос:
- судя по фотографиям, яма укрывается пленкой полностью или все таки остается отверстие для выхода дыма?

Последнее редактирование:
С тех пор мы решили, что копчение вещь хорошая, но съедать рекомендуется сразу, пока свеженькая и вкусная.
а когда она уже не совсем свежая или просто надоела, то нужно сварить яйца, рис, нарезать репчатого лука, освободить мясо от костей и сделать салат!
а влагу можно сразу убирать, если оставить немного сквозняка. как поймать это "немного" не знаю... :(
Но плющило вас там знатно, если было желание строить такие сооружения.

ayno, Витя, а рыбу глушили что ли?:ai:

А как же ты костер разводил, на полиэтилене или пол не накрывали?

А что там при просушке за "машенка" на жердях висит?:ag:

Ох, и вкусно наверное!!! А что за рыба?

которая здорово заплесневела в поезде на обратном пути.
мне кажется, ты и сотоварищи переборщили с герметизацией камеры для копчения. Мой дед и его товарищи по два три дня жили в каптильне (там стационарная была построена. с землянкой. нарами..и т д. Так вот они накрывали камеру мешковиной. чтобы проветривание было. а у вас конденсата много получилось. Отсюда плесень. Моя ИМХА по процессу. А вообще мужики собирались солили мясо, сало . рыбу, и коллективно заправляли камеру продуктами, потом по очереди сидели :ck: обычно три дня и жгли опилки. Но сама бочка с продуктами накрывалась мешковиной, еще какой то температурный режим выдерживали.. по памяти 20 - 25 по Цельсию.

- судя по фотографиям, яма укрывается пленкой полностью или все таки остается отверстие для выхода дыма?

а влагу можно сразу убирать, если оставить немного сквозняка

Я уже не помню, почему не оставлял выходного продуха для дыма?
Но, согласен, что с продухом нужно попробовать. И влага будет удаляться, и процесс можно будет сделать почти непрерывным. Лишь бы не переборщить.

Сколько "заходов" получилось у тебя?
Затрудняюсь ответить точно. Мы постоянно отбирали готовую рыбу и добавляли новые порции. И так несколько дней.
А если пытаться определить время копчения отдельно взятой порции, то оно тоже будет варьировать от 1 до 3-х ночей. Или от 1-й до 3-х закладок костра.
После первой закладки и несколько часов простоя, уже можно лопать. Просто будет слабо копченая.
Если хочется покрепче прокоптить, то я думаю, что Игорь прав 3-4 дня. Но насчёт "без перерыва" не соглашусь. Очень сильный слой сажи осядет на нежную рыбку. Я не любитель такой консервации.
Мы и оленину то коптили 2 дня без перерыва, и перекоптили слишком.

Но плющило вас там знатно, если было желание строить такие сооружения.
Какое ещё желание?! Это был приказ по экспедиции!

если было желание строить такие сооружения.
Заметьте с каким энтузиазмом:ab:!

Ибо
какие вы все счастливые на фото
Вот. Так и надо.:ay:
А то я вот пру в каждый осенний отпуск железяшную коптильню и тока и делаю, что матюгаюсь, ибо то место в транспорте занимает много лишнего, то все руки оборвешь, до места ее тащить, (потому как экономя место, забиваешь ее всяким барахлом, и она делается окончательно неподъемной), а пользуешься в итоге всего пару раз :ag:

они накрывали камеру мешковиной. чтобы проветривание было.
Да, Семён... была бы у меня мешковина, я бы в сторону полиэтилена и глядеть не стал бы, разумеется.

Витя, а рыбу глушили что ли?
))) ну... иногда приходилось веслом по башке стукнуть, что бы обездвижить. Всё ведь ради гуманности...

А как же ты костер разводил, на полиэтилене или пол не накрывали?
Серёг, ты не понял.. костер разводится в 5 метрах от ямы с полиэтиленом.. дым просто идёт по тоннелю.

А что там при просушке за "машенка" на жердях висит?
Какая ещё машенка?? :ai:

У вас как всегда не отчет, а шедевр! Возник вопрос, для чего обкладываете коптильную яму полиэтиленом? ПРо пыль написали, можно обжечь костром.

В земляной коптильне всегда стенки осыпаются и продукт в песке, я после копчения прополаскиваю и сушу, тогда на зубах почти не скрепит. Поэтому и коптильню из нержи купил, достал песок на зубах и воришки мелкие, которые больше погрызут, чем съедят и обоссут все "ядовитой" мочой.

Назад
Сверху Снизу