О путёвках и платных услугах.
О ПУТЕВКАХ
На запрос некоего Николая Васильевича 27 марта 2009 года за № 9 - К -1159/т заместитель директора Департамента охотничьего хозяйства Минсельхоза России А.А.Сицко дал разъяснение, в котором, в частности, указывается, что «Законодательством Российской Федерации взимание платы за выдачу указанной путевки не предусмотрено». Далее, со ссылкой на часть 1 статьи 40 ФЗ «О животном мире», сообщается о праве пользователей животного мира заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий.
Данное письмо было размещено в Интернете и дало повод для дискуссии по поводу путевок, а, например, в Ярославской области оно послужило поводом для обращения в адрес Председателя правления Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» А.Н.Дурандина восьми охотников и появления «информационного листка» аналогичного содержания, распространяемого среди охотников. Из смысла указанных, если так можно выразиться документов, следует, что свобода охотника заключать договор с пользователем животного мира на использование объектов животного мира понимается как свобода охотиться без заключения такового, а обращение по существу содержит угрожающее требование «прошу Вас произвести выдачу бесплатных разрешений (путевок) на право охоту и публично представить расчет стоимости путевок на нелицензионные виды объектов животного мира». В других регионах Российской Федерации также стало появляться что-то подобное.
Не принимая во внимание обращения, явившиеся следствием письма А.А.Сицко, рассмотрим само письмо, которое породило подобные «обращения» и «информационные листки», т.к. его содержание и вызванная им реакция непосредственно затрагивает законные интересы более 3-х тыс. пользователей животного мира каковыми являются и общественные объединения охотников и рыболовов.
Из письма А.А. Сицко неясно, что он имеет в виду под «платой
за выдачу путевки» – плату за оформление и выдачу путевки или что-то иное?
Наделен ли Департамент охотничьего хозяйства правом толковать нормы законодательства, тем более в такой форме
«Законодательством … не предусмотрено»? Согласно пункту 7 Положения «О министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 «При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений
актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации». Иными словами если делается ссылка на законодательство, следует указывать какому конкретно закону (нормативному правовому акту) и какой норме это противоречит, либо должна быть ссылка на судебную практику. Этого в письме заместителя директора Департамента нет. Кроме того, письмо не является нормативным правовым актом, не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, на него нельзя ссылаться при разрешении споров. Необходимо обратить внимание, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2009 № 171 поручено Минсельхозу России всего лишь, утвердить
форму путевки (разрешения) на добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты.
Таким образом, рассматриваемое письмо не устанавливает и не может установить каких-либо иных правоотношений между пользователями животного мира и гражданами, желающими поохотиться на территориях, акваториях, предоставленных конкретному пользователю для осуществления пользования животным миром.
Из действующего законодательства Российской Федерации и сложившейся судебной практике следует, что права и обязанности пользователей животным миром, которым законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлено право пользования животным миром, определены в статье 40 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире». В силу положений статьи 40 указанного закона пользователи животным миром имеют право заключать
договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий. Законодательство Российской Федерации не предусматривает иного способа использования животного мира гражданами на территориях, акваториях, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления пользования животным миром. Оформление факта заключения
договора посредством выдачи
путевки не противоречит статье 40 указанного закона, т.к. законодательством Российской Федерации
не установлено иной формы документа, подтверждающего заключения указанного договора.
В связи с тем, что гражданин может осуществлять охоту на территориях, акваториях, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления пользования животным миром
не иначе как, заключив с ними договор посредством выдачи путевки, данный
договор (путевка) является одновременно документом, подтверждающим разрешение на охоту.
В отсутствие специального федерального закона, отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из пункта 4 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР ( в ред. постановлений Правительства РФ от 03.05.1994 № 466 и 19.12.1994 № 1402) во взаимосвязи с нормой статьи 40 ФЗ «О животном мире» видно, что охотничьи угодья разделяются на: угодья, закрепленные за государственными, кооперативными и общественными организациями,
охота в которых производится по разрешениям, выдаваемым этими организациями. Пунктом 21 данного Положения также установлено, что члены обществ охотников имеют право охотиться с соблюдением установленных правил в закрепленных за их организациями охотничьих угодьях и в угодьях общего пользования, а в охотничьих угодьях других организаций – с
разрешения администраций этих организаций. Эти же нормы повторяет и постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2009 № 171 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. № 18.
В соответствии с Разделом вторым Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения» законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Законом РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» ( ст.1) установлено, что законы и иные акты высших органов государственной власти Союза ССР действуют на территории РСФСР непосредственно, если они не нарушают суверенитет Российской Федерации. Согласно статьи 4 данного Закона акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР. В силу этого постановление Совета Министров СССР от 5января 1982 г. № 3 « Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с принятием Закона СССР «Об охране и использовании животного мира» и Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха» в настоящее время действует. На основании пункта 2 данного постановления
удостоверением на право осуществления любительской и спортивной охоты служат членский охотничий билет с отметками о сдаче испытаний по охотничьему минимуму и об уплате государственной пошлины
и путевка, выданная в установленном порядке. Право осуществления любительской и спортивной охоты может быть предоставлено в исключительных случаях лицам, не являющимся гражданами СССР,
по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.
Таким образом, из анализа приведенных выше актов законодательства Российской Федерации следует, что
путевка является документом, подтверждающим
разрешение соответствующего пользователя животным миром (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) на охоту на территориях, акваториях, предоставленных ему для осуществления пользования животным миром. Аналогичной позиции придерживается Верховный Суд (Определение от 19.08.2004 Дело № КАС04-348). Этим же Определением установлено также, что лицензия не может быть единственным документов,
удостоверяющим право на осуществление охоты т.к. является разрешением на пользование животным миром, что не равнозначно понятию «удостоверение на право осуществления охоты». Данное право
удостоверяется совокупностью документов, в число которых, помимо лицензии, входят и другие документы, в частности охотничьи билеты с соответствующими отметками, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия. Включение в состав этих документов
путевки, подтверждающей факт заключения в соответствии со статьей 40 ФЗ «О животном мире»
договора с конкретным пользователем животного мира на использование объектов животного мира на предоставленных ему для осуществления пользования объектами животного мира территориях, акваториях, не противоречит федеральному закону, в котором не содержится нормы, определяющей иной состав документов, определяющих право граждан на осуществление охоты.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации
путевка является документом, подтверждающим разрешение пользователя животным миром на охоту, на предоставленных ему для осуществления пользования животным миром территориях, акваториях. Она же, наряду с другими вышеуказанными документами,
является и документом, удостоверяющим право гражданина на осуществление охоты на территориях, акваториях, предоставленных юридическому лицу, либо индивидуальному предпринимателю для осуществления пользования животным миром.
Факт выдачи после подписания
путевки на основании правил статей 432 и 434 ГК РФ
позволяет считать заключенным в надлежащей форме договор на использование объектов животного мира и основан на положениях статьи 40 ФЗ «О животном мире». Форма путевки на право охоты и рыбной ловли содержит все существенные условия договора (наименование и подписи сторон, название хозяйства, срок и особенности охоты, количество и норма добычи животных, сведения об основной и дополнительных услугах и об их оплате).
Пользователь животным миром (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель) на предоставленной ему территории, акватории в соответствии с долгосрочной лицензией и договором (ст.35 ФЗ «О животном мире», постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 г. № 1574 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира»)
осуществляет коммерческую
деятельность как основную, результаты которой неотделимы от объекта охоты (подкормка охотничьих животных, охрана, расселение, защита от хищников и т.п.),
так и дополнительную (предоставление мест для проживания, прокат оборудования, охота с егерем и т.п.).
Результаты коммерческой деятельности пользователь животным миром
продает охотникам на основании договора, подтверждением заключения которого является путевка на право охоты.
Охотник (гражданин) осуществляет изъятие объектов животного мира на основании именной разовой лицензии (ст. 35 ФЗ «О животном мире», приказ Минсельхоза России от 04.01.2001 г. № 3 «Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»)
и путевки, выданной пользователем животного мира, если охота производится на территориях, акваториях, предоставленных данному пользователю для осуществления пользования животным миром.
Таким образом, охотник по именной разовой лицензии оплачивает государству сбор за выдачу именной разовой лицензии по ставкам и в порядке, установленным Главой 25.1 НК РФ, а по путевке
возмещает пользователю животного мира затраты на охрану, подкормку, расселение и т.п. данного охотничьего животного. Оплата путевки не является сбором за пользование животным миром, уплачиваемым при выдаче соответствующей лицензии, т.е. это не плата государству за пользование государственной собственностью. Средства, вырученные от реализации путевок, расходуются пользователем животного мира на мероприятия, которые пользователь животного мира обязан осуществлять в рамках обязанностей, налагаемых на него ФЗ «О животном мире».
Заключение договора на использование объектов животного мира, подтверждением которого служит выдача путевки, соответствует законодательству Российской Федерации, которое предусматривает его обязательное наличие при осуществлении гражданином охоты на территориях, акватория, предоставленных юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям для осуществления пользования животным миром. Такая правовая позиция, кроме упомянутого выше Определения Верховного Суда РФ, подтверждается также Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.12.2004 г. № 19-ГО4-10.
Путевка, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации формы,
является бланком строгой отчетности приравненным к кассовым чекам и используется для осуществления наличных денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники. Право использования указанных бланков путевок на право охоты, рыбной ловли у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся пользователями животного мира возникает в силу Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и «Положения об осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359.
Из самого бланка путевки усматривается ее предназначение как бланка
строгой отчетности – денежное отражение стоимости основных и дополнительных услуг, оказываемых пользователями животного мира. Бланк путевки предусматривает все обязательные реквизиты, установленные пунктом 3 Положения…, утвержденного указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации путевок, облагаются всеми налогами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Именная разовая лицензия на использование объектов животного мира не является платежным документом, каковым является путевка, и соответственно не может заменить путевку в качестве платежного документа. Данная правовая позиция подтверждена, кроме указанных выше Определений Верховного Суда РФ, также Определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.10.2001 Дело № 33-13699.
Ранее вопросы выдачи путевок и взимания платы за путевки неоднократно рассматривались в судах ( Высший Арбитражный Суд РФ – постановление от 20.07.1993 № К4-Н-7/122, Верховный Суд РФ – Определение от 14.12.1993 № 2-Г93-4, Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда – Решение от 27.01.1994, Арбитражный суд Республики Хакассия – решение от 11.10 2000 № А-2046/00-К2, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа – постановление от 21.02.2001 № А74-2046/00-К2-Ф02-261/01-С1 и др. Правовая позиция по данным вопросам дана в указанных документах и не изменяется до настоящего времени.