Интересная статья по теме!
Былинный герой «Садко»
Выпуск этого полноприводного автомобиля, способного перевозить до 2 т груза, начался на ОАО «ГАЗ» в 1999 г. Машину создали на базе агрегатов легендарного «ГАЗ-66», известного своей высокой проходимостью, но имеющего далекую от идеала эргономику.
О проходимости «ГАЗ-66» сложены легенды. Когда воинские части стали списывать и распродавать эти автомобили, то все работоспособные экземпляры довольно быстро были раскуплены. Сей факт красноречиво свидетельствует о том, что у населения интерес к большим и проходимым машинам есть. Но из этого преимущества большой машины вытекает и ее главный недостаток: управлять грузовиком тяжелее, чем легковым автомобилем. Внушительные габариты усложняют маневрирование в стесненных дорожных условиях, для уверенной езды водитель должен обладать определенными навыками. Это находит отражение в том обстоятельстве, что, прежде чем сесть за руль грузовика, нужно получить водительские права с категорией «С». Солидный по размерам автомобиль, естественно, потребляет больше топлива, чем маленький, а топливо, как известно, стоит нынче дорого. В крупных городах актуален вопрос стоянки для автомобиля. Кроме того, на центральных улицах зачастую запрещено движение грузовиков, и сотрудники дорожной полиции любят отлавливать нарушителей. Поэтому, прежде чем покупать грузовой автомобиль, надо хорошенько взвесить все «за» и «против».
«Шишига» — такое ласковое прозвище получил в народе «ГАЗ-66» — справедливо считается одним из лучших армейских легких полноприводных грузовиков, но есть у него и слабые стороны, главная из которых — далекая от идеала кабина. Солдату ничего не остается, кроме как смириться со спартанскими условиями и неудачным расположением органов управления, но гражданскому человеку ездить на такой машине вряд ли понравится. Вдобавок еще и небезопасно, так как при лобовом столкновении и водитель, и пассажир могут получить серьезные травмы. Для того чтобы обслуживать двигатель, кабину следует откидывать вперед. Это тоже не всем придется по душе. Расход топлива - больная для грузовиков тема. «ГАЗ-66» нельзя считать очень прожорливым автомобилем (на трассе расход бензина составляет около 25-28 л/ 100 км), но и назвать его экономичным язык тоже не поворачивается. Существовали модификации с дизелем («ГАЗ-66-40»), но такие машины выпускались крайне небольшими партиями, и сейчас найти их практически нереально. Все это я рассказываю для того, чтобы подойти к следующей мысли: несмотря на то, что новый «Садко» стоит существенно дороже списанной из армии «шишиги», он заслуживает самого пристального внимания. Итак, что же такое «ГАЗ-3308 «Садко»? Лаконично ответить на данный вопрос можно так: это «ГАЗ-66», приспособленный для гражданской жизни, а не только для перемещений по полю боя.
Кабину капотной компоновки, взятую oт «ГАЗ-3309», конечно, трудно признать верхом совершенства, но она намного удобнее, чем кабина «66-го». Новая машина смотрится гораздо лучше, и в немалой степени благодаря своей капотной компоновке. Кстати, по этой же причине обеспечивается лучший доступ к двигателю: нет необходимости поднимать кабину, открыв капот, можно проводить необходимое обслуживание силового агрегата. Правда, при серьезном ремонте или замене мотора капот придется снять, причем вместе с радиаторной решеткой.
Оказавшись в салоне «Садко», сразу ощущаешь, насколько далеко он ушел по уровню комфорта от «ГАЗ-66». Мягкое водительское сиденье имеет все необходимые регулировки, и производятся они быстро и удобно. Более современной стала панель приборов, модернизированы некоторые органы управления, например, подрулевые переключатели. Отрадно, что комбинация приборов практически не загораживается ободом руля и его спицами. Из «полезных мелочей» в интерьере «ГАЗ-33081» хочется отметить большие солнцезащитные козырьки, эффективную лампу освещения и крючки для одежды.
Обзор из кабины прекрасный благодаря большому лобовому стеклу. Панорамные боковые зеркала заднего вида позволяют уверенно маневрировать при движении назад. Хорошо, что дуги, на которых они закреплены, можно быстро сложить, прижать к кабине. Это очень удобно, если ездить приходится среди деревьев в лесу. После проезда узкого участка дуга возвращается в исходное положение, щелчок фиксатора подскажет вам, что оно достигнуто, и вы можете быть уверенными, что регулировка зеркал не нарушена.
Шасси, по существу, осталось без изменений, но база автомобиля увеличилась на 470 мм. Главный секрет высокой проходимости «ГАЗ-66» — кулачковые дифференциалы повышенного трения в мостах — присутствуют и на «Садко».
Коробка передач - пятиступенчатая синхронизированная вместо четырехступенчатой. В настоящее время реально приобрести автомобиль с бензиновым карбюраторным V-образным восьмицилиндровым мотором или с дизелем. Второй вариант, конечно, предпочтительнее, как с точки зрения ходовых качеств на бездорожье, так и с экономических позиций. Именно о нем мы и расскажем поподробнее. На автомобиле устанавливается дизель «Д-245.7» Минского моторного завода. Двигатель с турбокомпрессором и промежуточным охладителем наддувного воздуха имеет объем в 4,75 л и развивает мощность в 117 л.с. при 2 400 об./ мин. При этом максимальный крутящий момент в 413 Нм достигается при 1500 об./ мин. За этими сухими цифрами скрывается поистине тракторная тяга мотора «на низах», что неудивительно, поскольку изначально двигатель был создан именно для трактора.
Разгоняется внедорожник с данным двигателем равномерно, без рывков и провалов. Стоит обратить внимание на мягкость и плавность работы педали акселератора. Ее без напряжения можно удерживать в нужном положении, не позволяя стрелке спидометра отклоняться от заданной отметки.
Единственное неприятное впечатление от езды по асфальту может оставить шум от резины. Но тут надо учесть, что покрышки с развитыми грунтозацепами предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья, а не для «комфортных прогулок» по трассе.
Стрелку спидометра реально довести до отметки 90-100 км/ ч. Комфортно чувствуешь себя на скорости 70—80 км/ ч. При этом автомобиль потребляет около 20 литров солярки на сотню километров пробега - вполне приемлемая цифра для транспортного средства таких размеров.
Теперь перейдем к самому интересному. «ГАЗ 3308 «Садко» является по сути своей универсальным вездеходом. Поэтому внедорожному потенциалу грузовика стоит уделить особое внимание.
У задней стенки, между сидений, расположены рычаги управления раздаточной коробкой. Система та же, что и на «УАЗе»: один подключает передний мост, другой включает пониженную передачу. Кстати, приятно то, что рычаги ходят легко.
Благодаря наличию межколесных дифференциалов повышенного трения, автомобиль может преодолевать подъемы крутизной до 31 градуса.
Также «ГАЗ 3308» обладает системой централизованного изменения давления воздуха в шинах — это существенный вклад в дело преодоления бездорожья. Такая система присутствовала на «ГАЗ-66», осталась и у «Садко». На полу кабины, рядом с рычагом переключения передач, находится небольшая рукоятка. Поворачивая ее влево или вправо, можно прямо на ходу осуществлять подкачку шин или, соответственно, стравливание воздуха из них. На приборной панели имеется памятка, объясняющая положения рукоятки, а в комбинации приборов — манометр, показывающий давление в системе.
Сидя за рулем «Садко», очень быстро впадаешь в эйфорию: кажется, что преград для этой машины просто не существует. Однако, это не совсем так. Пустой грузовик весит около четырех тонн — значительно больше, чем любой легковой внедорожник. Поэтому на топких и слабонесущих грунтах запросто можно сесть на мосты. Кстати говоря, клиренс у машины невелик: всего 315 мм (это только на 15 мм превышает дорожный просвет «УАЗика» на редукторных мостах). В солидном весе есть как свои преимущества, так и недостатки. При движении по снегу или грязи колеса быстро докапываются до твердого основания. В результате машина уверенно ползет вперед. Более легкий внедорожник может повиснуть на мостах, беспомощно вращая колесами, которыми не за что зацепиться.
Если все же вам удалось закопать, посадить на мосты или потопить в грязи тяжелый внедорожник, вытащить его поможет такое нехитрое приспособление, как механическая лебедка. На армейские модификации «ГАЗ-66» устанавливалась мощная и надежная механическая лебедка, она же ставится и на «Садко». Этот агрегат, монтирующийся в переднем бампере, не увеличивает его свес и не уменьшает угол въезда.
В итоге
Что же, подводя итог, хотелось бы сказать то, что грузовой автомобиль «ГАЗ-3308 «Садко» повышенной проходимости удачно сочетает в себе выдающиеся внедорожные качества легендарного армейского автомобиля «ГАЗ-66» с удобствами транспортного автомобиля «ГАЗ-3307».
«Садко» можно эксплуатировать на всех видах дорог и бездорожье. При этом «ГАЗ-3308» обладает хорошими динамическими характеристиками и развивает максимальную скорость до 100 км/ ч.
Помимо коммерческого варианта, выпускается и армейский вариант «ГАЗ-3308». Его отличительной особенностью является наличие в стандартной комплектации системы регулирования давления в шинах, а также пневмовывода на тормозную систему прицепа и лебедки. Кроме того, на автомобиле армейской модификации устанавливаются шины большей размерности - 12R20 (на коммерческом варианте - 12,00R18). Проходимость машины при этом возрастает за счет того, что увеличиваются клиренс, радиус продольной проходимости, а также углы съезда и въезда. Возросшая допустимая нагрузка на шину позволяет повысить и грузоподъемность автомобиля.
Армейский вариант «ГАЗ-3308 «Садко» может служить не только как автомобиль для перевозки грузов и людей, но и как мощный тягач для транспортировки армейского снаряжения и вооружения.
Автомобиль стандартной комплектации представляет интерес главным образом для коммерческой деятельности. Правда, он может приглянуться и охотникам. Хорошим подспорьем бортовой «Садко» будет и для сельских жителей. Если же приобретать полноприводный грузовик для дальних экспедиций или путешествий, то, однозначно, следует покупать машину с кунгом.
Источник:
http://www.omega.kz/article.php?article_id=11364