На сайте Минприроды России появилось сообщение о том, что учеными подведомственного Рослесхозу Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства "разработана не требующая уходов технология выращивания лесных культур с закрытой корневой системой"
http://mnr.gov.ru/press/news/razrabotana_ne_trebuyushchaya_ukhodov_tekhnologiya_vyrashchivaniya_lesnykh_kultur_s_zakrytoy_kornevo/.
Особых подробностей в этом сообщении нет (оно и понятно: сказка с подробностями - уже не сказка), но в целом вполне понятно, что предлагается просто обработать площадь непосредственно перед посадкой определенной смесью гербицидов, и тем самым обеспечить преимущество высаживаемых сеянцев с закрытой корневой системой перед нежелательной конкурирующей с ними растительностью.
Что тут не так?
Самое главное: успешность воспроизводства ценного леса после вырубки в наибольшей степени зависит от грамотного и своевременного проведения рубок ухода в молодняках - осветлений и прочисток. Осветления обычно проводятся в возрасте примерно с 5 (формально - с года совершения бюрократического обряда "перевода в лесопокрытую площадь") до 10 лет, чтобы исключить подавление целевых деревьев порослью быстрорастущих деревьев и кустарников, обычно считающихся малоценными. Прочистки обычно проводятся в возрасте с 11 до 20 лет, чтобы убрать оставшиеся деревья нежелательных пород, если они остались, и главное - чтобы разредить целевые деревья до оптимальной густоты, при которой каждому надолго хватит пространства и света для развития.
Ко времени проведения осветления, и тем более прочистки, влияние предпосадочной обработки площади гербицидами на конкурирующую с целевыми деревьями травянистую растительность и на поросль пионерных пород деревьев, появившуюся после посадки лесных культур, уже точно исчезнет. Если осветления и прочистки не проводить (потому как разработанная технология "не требует уходов") - то в абсолютном большинстве случаев результат лесовосстановления будет совершенно стандартным, то есть нулевым или почти нулевым, и вырубка зарастет ровно тем же, чем она заросла бы без всякого лесовосстановления.
А с рубками ухода в молодняках дело в нашей стране обстоит не просто плохо, а чрезвычайно плохо. Лесовосстановление ежегодно проводится на площади около миллиона гектаров - чтобы оно было реально эффективным и результативным, рубки ухода в молодняках, при самом качественном и своевременном их проведении, должны обеспечиваться на площади примерно в полтора-два миллиона гектаров ежегодно. А проводятся они, даже по данным официальной статистики, на площади всего 250-300 тысяч гектаров - в пять-восемь раз меньшей, чем нужно. Но даже те, которые проводятся, почти всегда проводятся некачественно или несвоевременно - или в форме так называемого "коридорного" ухода, влияние которого полностью исчезает за несколько лет, или за уже погибшими лесными культурами, или чисто символически - просто чтобы создать видимость, что с этим конкретным молодняком что-то делали. В такой ситуации хоть залей все вырубки гербицидами перед посадкой лесных культур - в большинстве случаев на них все равно ничего ценного в конце концов не вырастет. А проводить качественный и эффективный уход за молодыми лесами наше законодательство просто не требует - ни с органов управления лесами, ни с подведомственных им специализированных лесохозяйственных учреждений, ни с арендаторов-лесопользователей.
Еще один важный момент. Никакие гербициды или смеси гербицидов, тем более если они применяются в не очень опасных для окружающей среды концентрациях, не могут уничтожить растительность полностью. Какие-то источники конкурирующей с ценными молодыми деревьями растительности в любом случае останутся: корни осины, пни березы и крупных кустарников, почвенный банк покоящихся семян, и т.д. - гербицидами можно подавить развитие этой растительности, но не предотвратить его насовсем. Порослеобразующую способность осины можно свести к нулю или почти к нулю инъекциями гербицидов в старые деревья - но это делается заранее, а не после рубки, прямо перед посадкой лесных культур. Кроме того, часть пионерных деревьев (например, береза, ива, в некоторых случаях и осина) и многие конкурирующие с молодыми деревьями травянистые растения насеваются уже после рубки и даже после подготовки почвы и посадки лесных культур - на них применение гербицидов в дозах, не опасных для всего живого, и вовсе практически никак не повлияет.
Гербициды действительно в некоторых регионах мира интенсивно используются при лесовосстановлении для подавления конкурирующей с ценными деревьями растительности и снижения, а иногда даже и действительно исключения, потребности в уходе за молодыми лесами. Например, эта практика широко распространена на юго-востоке США (это один из регионов мира с самым интенсивным лесовыращиванием и лесопользованием), в прошлом она была широко распространена в ряде европейских стран - но от нее в основном отказались из-за экологической опасности. Но даже там, где массовое применение гербицидов при посадке все еще является неотъемлемой частью цикла лесовыращивания (обычно при плантационном хозяйстве) - оно работает не само по себе, а в сочетании со специально подобранными способами и технологиями подготовки почвы, посадки, и последующего химического ухода.
Нельзя забывать и об экологической опасности гербицидов. Одно дело - применение их при плантационном лесовыращивании или точечно при инъекциях или ручной обработке лесных культур, и совсем другое - массовое применение для сплошной обработки лесокультурных площадей. Такое массовое применение может быть угрозой уже и для биологического разнообразия лесных экосистем и ландшафтов в целом, и для чистоты поверхностных водных источников, и для здоровья самих работников леса и людей, отдыхающих в этом лесу.