Я немного плаваю в формулировках.
В этом, естественно, нет трагедии, но правильное понимание терминов и происходящего, залог успешной натаски и воспитания собаки.
Вот Ваш пример:
Послушание - ну это к примеру когда собака удирает с битой птицей и сжирает её вне досягаемости хозяина.
Это уже не непослушание, это уже практически трагедия! Собака с очень большой долей вероятности испорчена навсегда!
Послушание складывается из простых и понятных команд, которые собака должна четко выполнять. Базовые команды (и соответствующие им навыки) это "Ко мне", "Рядом", "Место", "Лежать-стоять-сидеть", "Нет" ("фу", "нельзя" и прочие для этого навыка). И дальше по необходимости.
Результатом качественной послушки становится собака, которую не требуется одергивать и постоянно контролировать. Это собака, которую можно посадить перед миской с вкуснейшим яством и она "захлебнется" в слюне, но с места не тронется и подобных примеров можно привести из обычной жизни множество.
У меня возникла проблема с контактом в поле - собака начала отчаянно "мастерить", а не работать в паре.
Теперь про контакт и опыт собаки.
С последним всё относительно просто. Опыта собака наберется по мере пребывания на охоте. Требуется при этом дополнительная дрессура? Уверен, что да.
К сожалению, у меня нет примеров для легавой и Васильев опять вопить начнет, что ретриверы нам не указ, но приведу пару примеров из охотничьей практики ретриверов.
Часто битая птица может застрять в ветках и собака уходя на "видимую подачу" не может найти птицу. Собака не может понять, что птица часто висит на высоте 2 и больше метра и она её носом причуять не может.
Для того, чтоб собака кроме земли обыскивала и ветки её надо учить. Приобретя этот навык собака расширяет свой охотничий опыт.
Ещё пример. Стреляете уток в глубоких сумерках. Битая утка лежит на открытой воде, Вы видите её в свете фонарика, посылаете собаку, а она в лучшем случае плавает в метре от берега. Как отправить собаку плыть туда, куда светит фонарик (или лазерная указка)? Этому то же учат, и когда собака осваивает подобный навык он так же повышает опыт собаки.
Приведенные примеры, думаю убедят, что опыт дело наживное.
Вы абсолютно правы, что подобный опыт легавые приобретают и в процессе охоты. Трудно не согласится с мыслью:
Никакой дрессурой невозможно заставить собаку на челноке пройти не только по полю, но и проверить овражек или канаву. Я по крайней мере про это не слышал.
Поэтому опытная собака никогда не будет бегать правильным челноком. Приобретенный ранее опыт будет вести её к наиболее вероятным местам встречи дичи.
В подобной ситуации так же легко можно проверить послушание собаки. Достаточно попробовать остановить её самостоятельный поиск и направить обыскивать определенное место. Послушная собака, несмотря на имеющийся у неё опыт, подчинится.
Не знаю, проверяется ли такое послушание у легавых на испытаниях, а у ненавистных Васильеву ретриверов, такое послушание проверяется на прямой видимой подаче.
И теперь о контакте.
Для его установления требуется буквально всё, и послушание, и вера собаки в хозяина, и умение хозяина правильно понимать свою собаку и умение грамотно и без нарушения имеющегося контакта пресечь или даже наказать собаку.
Установление контакта, скорее всего это самое сложное во взаимоотношения ведущего и собаки.
Судя по тому, что легавых часто отдают в натаску натасчикам, а потом худо-бедно охотятся с этими собаками, для легавой степень этой контактности не столь высока, как для ненавистных Васильеву ретриверов, но тем не менее она должна быть.
Не готов класть голову на отсечение споря с мыслью:
если бы собака заходила в поле спокойно, если бы её не начинало "подколбашивать" от азарта - я был бы в расстройстве куда большем.
и утверждать, что лучше тоже не стану.
Напомню для начала известный анекдот о двух быках, молодом и старом, взирающем с холма на пасущееся под холмом стадо коров. Думаю, что все помнят мысли молодого бычка и мудрость старого. Так что лучше?
Точно так же и с собаками.
Два моих, ненавистных Васильеву ретривера, работают, как раз аналогично старому и молодому быкам. Лабрик визуально неспешно, практически безошибочно, с минимальными затратами сил выполняет поиск, находит и подает птицу.
Чес же наоборот срывается на подачу, как наскипидаренный. За считанные секунды челночит огромные площади, и тоже выполняет поиск, находит и подает птицу, практически за то же время.
Какой метод лучше? Как понять? В ситуации, когда порой вся наша собачья команда в 5-6 собак "впадает в отчаяние" не в состоянии найти битую птицу. У собак языки на бок и ни какого желания искать дальше, только чес, как комиссар, в состоянии поднять собак на дальнейший поиск. И в то же время, он никогда не начнет искать раньше лабрика, а будет ждать того на возврате, заберет у него найденную птицу и принесет мне.
Возвращаясь к основному вопросу темы:
имеем не в меру азартную девку, которая в поле позволяет себе иногда не слушаться хозяина. Выражается в радостной беготне за птичками (если их стая. Ну и над головой с воплями летают) и полном игнорировании свиста и мата (вот чес слово, пару раз контуженные звуковой волной вороны с веток падали).
Не постоянно, но имеет место быть.
Напишу, что для ненавистных Васильеву ретриверов, у П.Жуковского есть упражнение называемой "Тяни-толкай", предназначенное для постановки правильного, контролируемого челнока. В случае, когда нет уверенности в безусловном подчинении собаки командам ведущего на "смену курса" рекомендуется использовать корду. Причем это не некий толстый канат, на котором надо таскать собаку как козу, а просто тонкий шнур, которым собаке напоминают, что она под контролем. Если такого контроля не достаточно, то собака просто ещё не готова для освоения навыка поиска челноком.
У ненавистных Васильеву ретриверов, подобный навык ставится первоначально на расстоянии 20-30м от ведущего, и только при полном его освоении, когда собака четко выполняет команды на поворот, можно начинать обучение увеличивая дистанцию. Будет ли при этом 100% контроль владельца за собакой? Уверен, что не всегда. К примеру, мне для полной уверенности в подчинении чеса, приходится надевать ему на шею тоненькую веревочную петлю, и тогда он, помятуя о корде четко подчиняется, а без веревочки может и побегать по своему разумению.