РУЖЬЁ ПРОМЫСЛОВИКА
РОССИЙСКИЙ промысловый охотник живёт в тайге несколько месяцев, и оружие для него - не только рабочий инструмент, но и средство защиты. Конечно, последнюю функцию ружьё выполняет не часто, но... всё-таки. Главное занятие охотника - это добыча животных. Но как раз с этим-то и возникают проблемы. Основные пушные виды в тайге - белка, соболь, куница. Впрочем, большая часть соболей и куниц добывается самоловами, но ведь и меньшую нужно чем-то добывать. Рябчик, глухарь, реже тетерев, тоже служат объектами ружейной охоты. Даже если в задании охотника не стоят крупные звери (лоси, олени, косули), то для питания он их всё равно добывает. Зная животных, на которых предстоит охотиться, и условия охоты, можно сформулировать требования к ружью.
Для добычи белки, соболя, куницы, рябчика, глухаря, тетерева достаточно оружия под малокалиберный патрон (кольцевого воспламенения). А вот для крупных животных и защиты от медведя нужно оружие под патрон не менее мощный, чем 7,62х54К. Поэтому промысловику подошло бы двуствольное ружьё со стволами калибров 5,6 мм и 7,62 или 9 мм. Расход патронов при охоте на белку в лиственничной тайге составляет примерно три штуки на одного зверька, тогда как в кедраче или ельнике он увеличивается почти вчетверо. Если в первом случае патроны расходуются в основном на естественные промахи, то во втором большая часть их уходит на выпугивание зверька из загущенных частей кроны дерева. Итак, двуствольное ружьё с двумя нарезными стволами калибров 5,6 мм и 7,62 (9) мм, наверное, будет удовлетворять требованиям большинства охотников, которые ведут промысел в светлохвойных лесах. Но есть и другие соображения.
К сожалению, основным средством выпугивания зверька из чащи ветвей до сих пор остаётся дробовой выстрел. Преимущества дробового выстрела для этих целей неоспоримы. И соболь, и белка гораздо быстрее обнаруживают себя, когда по веткам ударяет дробь, а не пуля. Значит, при охоте в темно-хвойной тайге необходим гладкий ствол. В связи с этим, встаёт вопрос о выборе калибра, 12-й и 16-й малопригодны для этой охоты. Во-первых, из-за расходования большого количества пороха и дроби, во-вторых, из-за ощутимого веса патронов, которые нужно носить с собой на охоте, 32-й калибр имеет недостаточную мощность, он явно короткобоен, то есть дальность нормального выстрела обычно не превышает 25 метров и использование такого оружия в высокоствольной тайге не результативно. Остаются 28-й и 20-й. Оба эти калибра пригодны для охоты на белку и соболя, ими вполне можно производить и отстрел, и выпугивание, но всё-таки остаётся ощущение нехватки малокалиберного ствола. Дробовой выстрел существенно ограничен в дистанции стрельбы.
Большинство охотников добывает рябчиков и глухарей в значительном количестве. Эти птицы предназначаются и для продажи на заготпункт, и для приманки на капканы, и для стола охотника. В конце 50-х годов на "Ижмехе" была разработана модель ИЖ-56 в нескольких вариантах. Это было комбинированное ружьё с верхним стволом под патрон 5,6 мм кольцевого воспламенения и нижним стволом 32-го или 28-го калибра. Это ружьё получило название "Белка". Лучше других вариантов себя зарекомендовала модель ИЖ-56-3 со стволом 28-го калибра. Оно верой и правдой служило охотникам почти 40 лет. Уже в девяностых годах появилось комбинированное ружьё "Север" тоже ижевского завода. Созданное на базе ИЖ-27, оно имеет вертикальные стволы под патрон 5,6 мм кольцевого воспламенения и патрон 20-го калибра. Им заменили устаревшую "Белку". И "Север", и "Белка", при качественном исполнении разумеется, практически полностью обеспечивают потребности охотника в добыче пушного зверя и боровой птицы. Другое дело - охотник, который занимается комплексным промыслом. Необходимость выстрелить по крупному зверю может возникнуть в любой момент, причём, если накоротке, то эту задачу может решить гладкий ствол крупного калибра. Но если дистанция больше 60-70 метров, нужно нарезное оружие. И эта необходимость сохраняется в любой тайге, хоть в светлой, хоть в тёмной. А значит наличие нарезного ствола крупного калибра для промыслового ружья необходимо. Сейчас же многие вынуждены таскать с собой по два ружья: карабин и малокалиберную винтовку. Хотя понятно, что карабин висит за спиной, а "тозовка" (название малокалиберной винтовки) на плече, ведь ей приходится пользоваться чаще. Быстро применить карабин в критической ситуации зачастую невозможно, просто не успеешь вытащить его из-за спины. По всей вероятности, универсальным оружием для промысловой охоты в тёмнохвойной тайге была бы трёхстволка с гладким стволом 28-го или 20-го калибра и двумя нарезными столами: одним - крупного калибра, другим - под патрон 5,6 мм кольцевого воспламенения.
Когда встаёт вопрос о трёхстволках, первый аргумент, который выдвигается против, это увеличенный вес ружья. Однако современные технологии и материалы позволяют создать такое ружьё с весом чуть более трёх килограммов. В этом легко убедиться, посмотрев современные оружейные каталоги. Обе системы, которые могли бы с успехом использоваться для промысловой таёжной охоты, имеют "переломную" конструкцию. У двуствольных ружей малокалиберный ствол "расхожий", он постоянно в работе, вся промысловая мелочь берётся именно из него. В то же время наличие нарезного ствола большого калибра обеспечивает при необходимости быстрый и прицельный выстрел по крупному зверю. Ударно-спусковые механизмы "переломок" скрыты в вырезах ложи и надёжно защищены от попадания влаги и мусора. Как правило, двуствольные и трёхствольные ружья показывают высокую кучность боя, что обусловливается массивностью ствольной группы. И ещё одно обстоятельство, о котором не стоит забывать. Наличие одного патрона в стволе при отсутствии магазина дисциплинирует охотника, заставляет его аккуратнее скрадывать зверя, тщательнее прицеливаться. Результативность от этого не только не страдает, а, наоборот, зачастую повышается, по сравнению с использованием более скорострельных систем.
К сожалению, в настоящее время подобное оружие в нашей стране не выпускается. В недалёком прошлом Тула в небольшом количестве производила оружие марки МЦ 5 с комбинациями нарезных стволов 5,6/7,62 и 5,6/9,3, но сейчас нет и этого. Всё, о чём написано здесь, результат размышлений охотника-практика. Мне пришлось провести двенадцать охотничьих сезонов в тайге и познать необходимость обладания специализированным оружием. Упавший несколько лет назад спрос на продукцию охоты, в частности, на пушнину, сейчас начинает вновь подниматься, и можно надеяться, что промысловая охота как отрасль хозяйства займёт подобающее место в экономике страны. А значит, возникнет необходимость в снаряжении и оружии для профессиональных охотников. Оружейникам стоит подумать об этом заранее. Нашим оружейникам, разумеется.
ИВАН БЕЛОУСОВ