Сравнение 2-х и 4-х тактных моторов Tohatsu
Все подвесные бензиновые подвесные лодочные моторы бывают двух типов: двухтактные и четырехтактные модели.
Различаясь по своим характеристикам, каждый из них обладает преимуществами, и недостатками.
Вот характерные отличия двухтактных и четырехтактных лодочных моторов.
2-хтактные лодочные моторы:
- рабочий цикл двигателя состоит из двух тактов;
- простое устройство двигателя;
- простое и дешёвое обслуживание;
- более компактный;
- быстро набирает обороты;
- удобен при частой перевозке;
- дешевый за счет простоты конструкции;
- меньший вес.
4-хтактные лодочные моторы:
- рабочий цикл состоит из четырех тактов;
- сложнее и дороже техническое обслуживание;
- экологически чище;
- топливная экономичность;
- более тихий;
- стабильная работа во всем диапазоне оборотов;
- больший вес;
- выше цена.
В двухтактном лодочном моторе фаза выпуска отработавшей и впуска свежей рабочей смеси совмещены.
Причем отработавшая смесь (или попросту выхлопные газы) вытесняется из цилиндра потоком свежей.
Ввиду невозможности полностью вытеснить отработавшую смесь и избежать выбросов свежей ее порции
через выхлопное окно цилиндра, эффективность процесса сгорания в двухтактном лодочном моторе ниже,
чем в четырехтактном. Это приводит к повышенному расходу топлива, падению КПД рабочего такта,
увеличению вредных выбросов в выхлопе. Но так как двухтактном моторе рабочий такт осуществляется
в два раза чаще, литровая мощность двухтактника как правило выше, чем у четырехтактника.
По этой причине, а также из-за отсутствия деталей газораспределительного механизма, двухтактные двигатели
легче четырехтактных той же мощности и проще в обслуживании.
Отдельного упоминания заслуживает вопрос вибраций. В любом двигателе вибрация максимальна на частотах, кратных частоте вращения коленвала. Наибольший вклад в общую вибрацию вносят первая и вторая гармоники, именно с ними и ведут борьбу. Как правило, все маломощные четырехтактники выполняются по двухцилиндровой
схеме. Чтобы обеспечить равномерность вспышек, поршни в них движутся синфазно, в отличие от двухтактника, где поршни движутся в противофазах. Не вдаваясь в теорию вибрации, скажем только, что такой мотор ничем не отличается от одноцилиндрового (!), самого вибронагруженного из всех моторов. Поэтому в конструкцию
четырехтактника вводят дополнительные балансировочные валы, чтобы уменьшить первую виброгармонику.
Как нетрудно догадаться, это еще более удорожает конструкцию и увеличивает стоимость и вес такого лодочного мотора.
Поэтому двухцилиндровые четырехтактные лодочные моторы не имеют очевидных плюсов перед двухтактными.
В основном производители вынуждены выпускать их из-за ужесточающихся с каждым годом в развитых странах
экологических норм. Итак, вот те плюсы, которые мы получаем от использования четырехтактного мотора:
более высокая экономичность (примерно на 20 процентов), более чистый выхлоп (особенно это заметно для водителя),
нет необходимости смешивать бензин с маслом, больший моторесурс. А вот минусы: на 20-30 процентов больше
вес и цена, необходимость транспортировки только на одном боку для предотвращения вытекания масла из картера,
более дорогое обслуживание. При использовании рекомендованного производителем масла двухтактный лодочный мотор
работает на холостых оборотах сколь угодно долго. Поэтому если Вы приобретаете лодочный мотор для рыбалки
троллингом, у четырёхтактника нет явных преимуществ.
Практика показывает, что 2-хтактные лодочные моторы с румпельным управлением мощностью от 5 до 15 л.с. имеют преимущество перед 4-хтактными, главным образом по причине низкой цены и меньшего веса.
Ими просто удобнее пользоваться.
Выбирая мощность вашего будущего лодочного мотора, важно понимать область его применения.
Например:
- Если Вы занимаетесь рыбалкой и передвигаетесь на небольшие расстояния, то Вам будет достаточно мотора в 2-15 л.с.
- А если Вы хотели бы кататься на вейкборде или водных лыжах, то мощность мотора должна быть не менее 30 л.с.
- В тоже время, при покупке катера (например: Стрингер 550) Вы можете остановить свой выбор на моторе в 150 л.с.
Также необходимо руководствоваться требованиями к мощности лодочных моторов, которые предъявляют
производители лодок и катеров. Мощность не должна превышать максимальную, указанную в паспорте лодки,
иначе Вы рискуете не справиться с управлением, и возникнут проблемы с регистрацией Вашей лодки.
С другой стороны, для небольших резиновых лодок мощность лодочного мотора не должна быть ниже половины
от максимально допустимой. Иначе будет затруднён выход на глиссирование с полной нагрузкой