Собака у моего друга не дешёвая и от известного заводчика.
William Tylee Ranney, Duck Hunters on the Hoboken Marshes
NB! Для сухопутных спаниелей это непрофильный тип охоты, не смотря на то, что в большинстве своем они любят воду. Но они не выводились для охот на водяную дичь и их шерсть (почти полное отсутствие подшерстка) рассчитана на выносливость в жару, а не на холод. Для водяных охот нужны жескошерстные породы, например, дратхаар, ирландский водяной спаниель, пудель, спиноне и т.д., структура шерсти которых - полустоячая, в завитках, т.е. - быстро сохнущая. Из гладких пород не боятся холодной воды лабрадор-ретриверы, у которых подшерсток плотнее верхней остевой шерсти, что позволяет собаке лезть в воду без проблем даже зимой.
Лето-осень
Спаниель, который берется на водяную охоту должен любить воду, а не бояться ее.
Никогда нельзя угрозами принуждать собаку к подаче подстреленной утки из воды тростниковой заводи или вообще если она просто не хочет! Побудительной причиной должна быть только собственная страсть у собаки к водяной охоте.
Самое удобное время для начала натаски по водяной дичи – это июль месяц, когда жаркая погода заставляет почти каждую собаку по своей доброй воле искать прохладных водоемов. Но важнее всего то, что молодь всех родов как нельзя больше подходит для работы начинающей собаки.
Желательно охотникам первое время не водить молодую собаку на охоты, предпринимаемые большой компанией; гораздо лучше, если вы пустите ее одну со старой, опытной собакой.
Прежде всего надо запастись достаточным количеством камней величиною с грецкий орех. Они понадобятся для того, чтобы, бросая их, показывать собаке место, куда упала утка, если собака затрудняется ее найти в тростнике. После нескольких упражнений она поймет, что камни бросают, чтобы показать ей, куда направяться.
Командовать собаке «подай!» рекомендуется тотчас же, как упала дичь - собака привыкает при звуке выстрела высматривать куда упала птица, а это значительно облегчает ей подачу из густых тростниковых зарослей.
Шум, производимый крыльями утки, собака привыкает узнавать очень быстро и идет прямо на него; но, кроме того, шум этот приводит собаку в такое сильное возбуждение, что она шутя переносит все трудности, а зимой это особенно важно.
Если собаке случится поймать живого утенка, то тотчас же скомандуйте ей «подай!» и как только она принесет, скажите: «дай!», осторожно возьмите у нее утенка и выпустите его в заросли.
Не показывая собаке, спрячьте в тростнике утку, скомандуйе «ищи!», и, бросая камешки, старайтесь направить ее так, чтобы она, плывя против ветра, носом чуяла, где лежит утка. Если же собака не хочет плыть за птицей, то пошлите ее искать где-нибудь в другом месте. После этого выстрелом «изобразите», что вы подстрелили еще одну утку и пошлите собаку опять в воду на поиск птицы. Поиск всегда следует делать с подветренного берега, тогда все выгоды на стороне собаки.
Одна из самых тяжелых задач для собаки – это подача подстреленной утки, в особенности подранка, который может двигаться. Любой охотник, кому приходилось охотиться в болотистой местности, поросшей густым тростником, знает, как редко удается собаке подать подранка с такой воды.
Охотник не должен стрелять дальше 40 шагов. Если дробь хорошо попадет по утке, то она очень быстро гаснет, и тогда собаке легче ее найти.
Важно знать признаки, по которым можно понять, подбиты у утки только крылья или же заряд попал точно в тело. Прежде всего надо обращать внимание на то, как утка во время падения держит шею. Если шея и голова опущены, то она подстрелена точно, а если, падая в воздухе, машет крылом и держит шею прямо, то это подранок. Эти признаки означают, что у ней перебито только крыло. Но, если после падаения она тотчас же не ныряет, то это значит, что дробь попала ей куда-то еще и она вскоре угаснет.
Если подстреленная утка упала в заводь, окруженную густыми зарослями тростника, то не стоит бесцельно утомлять молодую собаку, заставляя ее искать тушку. В крайнем случае покажите собаке примерно то место, куда упала утка, но если она там ее не найдет, то отзовите ее свистом обратно.
Если утка только ранена, то искать ее нужно другим способом, иначе поиски будут продолжаться бесконечно долго. Идите дальше и вернитесь на это место через 2-3 часа или даже на следующее утро. Подранок всегда приплывает к берегу и прячется в прибрежном тростнике. На реках подранок плывет обычно вниз по течению.
Зима
Охотник должен быть очень осторожен и опытен, если он желает избегнуть всех рисков, которые грозят его собаке на зимней водяной охоте.
Если утки остались на зимовку, то охота на них производится главным образом утром и вечером.
Чтобы собака могла использоваться зимней водяной охоте у нее должна быть здоровая густая шерсть.
Ни в коем случае нельзя использовать собаку моложе 2 лет. Изнеженные собаки, воспитанные в комнате, также не годятся для зимней водяной охоты.
Ни в коем случае нельзя использовать больных или выздоравливающих собак, сук во время пустовки или кормящих щенков.
До охоты собаку следует накормить хорошим мясным кормом.
Никогда не следует водить собак на водяную работу в разгоряченном состоянии.
Не совершайте непростительную ошибку – посылать собаку в воду за каждой убитой уткой и до конца охоты заставлять мокрую собаку сидеть на холоде. Убитые или раненные утки должны оставаться на месте до конца охоты. После этого собака посылается их собирать.
Легко раненых уток надо искать на другой день.
Если собака выходит из воды, не берите ее на привязь, пусть она бегает и резвится. Это необходимо, чтобы избежать простуды. Активное движение лучше всего вызывает в организме собаки нужное противодействие холоду.
Если собака отказывается идти в воду, дрожа от холода, то не принуждайте ее: ледяная вода - не место для исправления недостатков натаски.
Придя домой, хорошенько вытрите собаку и оставьте ее в самом теплом месте дома обсыхать. Через час покормите ее.
Выпускать на улицу собаку можно только через 2 часа, и только, если шерсть полностью высохла.
Величайший риск на зимней охоте для собаки – это провалиться в полынью. Поэтому под рукой рекомендуется иметь спасательные средства: веревки, шест с петлею, лесенку, ледоруб, гак, резиновую лодку и т.д.
Одни щенки-спаниели при первой встрече с пернатой дичью потянут и ползя чуть ли не на животе, делают короткую приостановку и вспугивают птицу. Другие тянут также осторожно, но без всякой остановки вспугивают дичь. Третьи бросаются, как только запах птицы достигнет их чутья, и гонятся за ней, пока не потеряют из виду. Но все это ровным счетом ничего не говорит об силе их чутья. Щенок, выказавший сегодня осторожную потяжку, завтра может наткнуться, не выказав ни малейших признаков чутья, на целый выводок птицы. Или, например, щенок далеко потянул только потому, что случайно наткнулся на свежий след птицы.
Почти никогда или очень редко птица сидит смирно и не делает никаких перебежек при приближении собаки. Обычно птица сначала убежит, а потом уже снова заляжет.
Иногда, когда спаниель причует издалека свежий след, который просто еще крепко пахнет, то очень многие охотники сразу же делают ошибочный вывод о том, что он обладает хорошим чутьем и способностью причуять птицу издалека по ветру.
Иногда приходится слышать уверения, что тот или иной спаниель способен причуять птицу с 80-90 шагов. Подобное уверение основывается на глубоком заблуждении, поскольку собака даже с самым тонким чутьем может причуять целый выводок дичи только лишь за 60–70 шагов, а в случае одинокой птицы, вообще с 30 шагов. Спаниель, который причуивает свежеподстреленную и упавшую в траву птицу с расстояния 20 шагов, может считаться весьма хорошей собакой.
Обстоятельство того, что лишь немногие спаниели способны причуивать одинокую свежеподстрелянную птицу с 30 шагов, привело к легенде, что она слабее пахнет. Но это просто нелепо, чтобы еще теплая, окровавленная птица, пахла слабее через каких-нибудь несколько секунд после отстрела. Наоборот, отстрелянная птица пахнет больше, чем живая, которая залегла, сжавши крылья и перья.
Собачье чутье изменчивая и загадочная вещь, поэтому испытание на поиск птицы по следу ненатасканного спаниеля может привести к массе ошибочных выводов об его способностях. Даже, если он найдет птицу, натасчику будет все равно будет сложно определить: причуял он птицу по ветру или просто шел чутьем по следу. Поэтому силу чутья у ненатасканного спаниеля нужно испытывать лишь по крепко сидячей птице.
Для испытаний молодого спаниеля лучше всего подходит живая птица: утка, чибис, голубь или ореховка (
кедровка) и т.д., но птицу нужно связывать, чтобы она абсолютно не могла двигаться и шуметь. Можно использовать и свежеубитую птицу, только с момента когда ее убили должно пройти не более получаса, иначе ее запах, особенно при постепенном похолодании, станет для молодого спаниеля слишком слабым. Хищные птицы не годятся вследствие неприятного запаха для собак.
Помощник натасчика должен положить свежеубитую птицу в месте, заросшем низкой травой, камышом и т.д. таким образом, чтобы тушка лежала животом кверху.
Натасчик должен подойти со спаниелем на корде к тушке против ветра и остановиться примерно в 4–5 шагах от нее. Как только спаниель почует щапах птицы нужно приотпустить корду, остановиться и дать ему возможность уточнить место нахождения тушки. При этом следует хвалить и подбадривать собаку. Его нельзя подпускать к самой птице, но он должен видеть ее на таком расстоянии от себя, чтобы его интерес достиг высшей точки. Через несколько минут собаку нужно увести от птицы отбратно подальше. После этого помощник натасчика должен взять тушку, пройти с ней против ветра еще 30 шагов дальше, бросить в 10 шагах от себя в траву и вернуться по своему следу. Спаниель всех этих действий видеть не должен.
Натасчик должен с собакой на корде вернуться к тому месту, где лежала первоначально тушка и остановиться недалеко от него. Далее натасчик должен приотпустить корду и наблюдать за поведением собаки. Спаниель, помня о недавней интересной находке птицы, будет усиленно обнюхивать место, где она лежала. Он начнет быстро крутиться на месте, забегать влево и вправо, пытаясь точно определить откуда идет ее запах.
Чтобы оценить силу чутья у собаки натасчик должен заметить место, с которого спаниель потянул к месту лежки тушки, и шагами измерить расстояние. Если он потянул за шагов 20–25, то возможно у него очень хорошее чутье.
Для чистоты эксперимента подобное испытание молодого спаниеля следует провести в течение 5–6 дней, чтобы быть убедиться, что не произошло ошибки, вызванной случайностью – пересекающимся запахом другой птицы, зайца, полевой мыши и т.д. Если в течение всех 5-6 дней спаниель каждый раз причуивает тушку шагов за 25, то можно считать, что он обладает отличным чутьем.
При определении выводов следует учитывать и погодные условия - температуру, влажность воздуха, почву и т.д. Лучшими условиями для испытаний является прохладная погода. Кроме того, спаниель для испытаний должен быть в хорошей кондиции - здоровый и неусталый.
Но одного испытания спаниеля для окончательных выводов явно не достаточно. Сила чутья у собак очень изменчива, на нее могут влиять сотни факторов, например, даже небольшая простуда может превратить собаку с сильным чутьем в почти бесчутую. Нюх у собак на удивление тонко устроен, поэтому он может меняться даже при малейшем воздействии. Кроме того, молодой спаниель может показывать плохие результаты просто потому, что он еще очень любопытен и много отвлекается.
Если повторные испытания с соблюдением вышеуказанных условий, каждый раз давали плохие результаты, т.е. спаниель не причуивает в хороший ветер и прохладную погоду даже за несколько шагов, хотя при виде дичи проявляет желании схватить ее, то тогда с большей или меньшей долей уверенности можно сказать, что у него плохое чутье. Но если он одарен хорошими задатками, т.е. имеет хорошее телосложение и т.п, то через пару недель испытание лучше еще раз повторить.
Если натасчик в результате всех испытаний, причем не только по вышеуказанной, но и по полевой птице, убедился, что у спаниеля слабое чутьем, то для разведения эту собаку использовать нельзя.
Признаком хорошего нюха у спаниеля некоторые охотники считают верхнее чутье, т.е. манеру собаки искать, держа голову вровень с телом. Но это может быть только характерной манерой держать голову при причуивании. Все-таки о качестве чутья можно судить, только по результатам испытаний. Есть немало собак с верхним чутьем редкого качества и есть немало собак с нижним чутьем прекрасного качества.
Безусловно, научить собак, обладающих от природы верхним чутьем, использовать ветер гораздо проще. Но и любая, не обладающая от природы верхним чутьем, но достаточно сообразительная собака способна научиться использовать ветер для поиска птицы, поскольку абсолютно бесчутых собак просто не бывает.
Для охоты не годятся спаниели, которые долго копаются на набродах и поднимают нос от земли для того только, чтобы оглянуться кругом. Такие собаки вселяют подозрение, что у них очень слаб уровень чутья. Однако в случае молодого спаниеля необходимо быть очень осторожным в выводах, поскольку достаточно много молодых собак, которые в первые выходы в поле, едва отнимают носа от земли, но впоследствии оказывались одаренными блестящим чутьем.
Бывают случаи, когда собаки с высокой манерой причуивания, переболев простудой, начинают искать нижним чутьем. Молодые собаки нередко страдают простудами, особенно, если им приходится работать в воде в холодное время года. Простуда у собак встречается гораздо чаще, чем принято думать, поэтому необходима большая осторожность в суждении о чутье собаки именно по этой причине.
Уровень чутья у собак может увеличиваться по мере приобретения ею опыта охоты. Кроме того, на остроту чутья у собак также может влиять и фактор скорости их взросления. Например, некоторые молодые собаки в течение года или более выказывают посредственное, даже плохое чутье, а потом по мере взросления проявляют удивительные способности к чутью.
Способности к наблюдению, проявляемые спаниелем, зачастую не оцениваются натасчиками должным образом, что совершенно несправедливо, так как на охоте они имеют важное значение. Спаниель - разносторонняя собака для охоты. Он должен подавать птицу, как в поле, так и с воды. Для этого достаточно сообразительный спаниель должен подмечать куда упала птица после выстрела, а также хорошо уметь разбираться в особенностях местности. Способность наблюдать и замечать у всех спаниелей разная. Есть собаки, от которых на охоте ничего не скроется, они замечают каждую птицу, каждый кустик, каждое колыхание ветки. Другие же совсем лишены способности видеть и отслеживать ситуацию на охоте и ведут себя зачастую несказанно глупо, хотя это иногда просто потому, что они обладают плохим зрением. Бывают собаки, которые плохо видят ночью, а некоторые - даже в сумерках, - и с наступлением темноты прячутся и отказываются выходить. Собаки с различными глазными проблемами для охоты практически не годятся.
Когда натасчик определит какое у спаниеля чуть, он может определить, обладает ли он соответствующей страстью к воде.
Охотник, желающий использовать спаниеля в основном на охотн по водяной птице, должен определить, обладает ли его собака склонностью к воде. Эта склонность обычно проявляется уже у щенка, поэтому ее легко можно оценить с полной определенностью. Как только вода весною достигает достаточной теплоты, щенка в сопровождении знакомого ему взрослого спаниеля приводят к какому-нибудь водоему и предлагают взрослой собаке поплавать, бросив ей палку. Щенок, у которого прирожденная страсть к воде, не задумываясь полезет в воду вслед за взрослым спаниелем и выкажет при этом явное удовольствие. Он будет бегать по воде, лакать ее, а в последствии не пропустит на улице ни одной лужи.
Плохо, когда пример взрослого спаниеля не побуждает щенка войти в воду, если он стоит на берегу, выказывая опасение намочить лапы. Нужно повторить опыт несколько раз, лучше всего в солнечные дни. Если все опыты останутся безрезультатными, то следует сделать еще, одну попытку. Можно использовать, как приманку живую ручную утку на отмели. Еще лучше отыскать стайку уток и скомандывать взрослому спаниелю подать утку. Одни утки, конечно же, станут разлетаться, хлопая крыльями по воде, другие будут нырять или прятаться в прибрежных зарослях. Если же такой пример не побудит щенка войти в воду, то для охоты по водяной птице он явно не годится.
В какой степени спаниель способен к водяной работе можно определить и при выходе его на берег из воды. Не любящый воду спаниель при выходе на берег сразу же отряхнет противную ему воду. Такие собаки на охоте всегда будут класть подаваемую ими утку на берег, чтобы немедленно отряхнуться. Кроме того, если после купания спаниель сидит дрожа на берегу, стараясь согреться в лучах солнца или старательно вылизывает мокрую шерсть, то с определенной долей уверенности можно сказать, что у него весьма посредственные способности для водяной работы.
Никакое принуждение, никакая грубость к собаке не допустимы, когда речь идет о водяной работе. Это правило действует не только в отношении ненатасканных собак, но и вообще ко всем без исключения. Если молодой собаке нравится плавать к высаженной на воде утке, то это упражнение следует повторить неоднократно. Так можно развить прирожденную страсть к воде у собаки. Вообще работать по воде зимой или в более тяжелых условиях будут только собаки с огромной прирожденной склонностью к воде.