[h=1]Как Россия создала финскую государственность[/h]
В настоящее время многие жители России и не вспомнят, что ещё недавно (по историческим меркам) Финляндия была частью Российского государства и что именно русские создали финскую государственность. Что при первых князьях династии Рюриковичей современная Финляндия была одной из северных окраин Руси. Причем Финляндия за это заплатила России чёрной неблагодарностью: финны, получив независимость, стали строить «Великую Финляндию» (за наш счёт) и дважды — в 1918-1922 и 1941-1944 гг. — пытались захватить русские земли.
Обычно Финляндию любят представлять в образе «маленькой и миролюбивой» страны, но именно финны дважды первыми напали на огромную Россию и сделали это исключительно ради территориальных захватов.
Русская и шведская колонизация
К началу IX столетия угро-финские племена занимали значительные территории Северной Европы от Ботнического залива до Урала. Оседлое население, занимавшееся земледелием и скотоводством, было расположено в основном на юго-западном побережье, а также в долине реки Кумо (Кокемяэн) и её озёрной системы в Сатакунта и Хяме (Тавастланд). В других частях региона в основном жили небольшие группы охотников и собирателей (саамы). По своему происхождению финны были смешанным народом, имеющим индоевропейские (германские и балтийские) и сибирские (уральская языковая семья) корни.
Финские племена не имели ни государственности, ни единой культуры. Уже во время правления князя Рюрика (Сокола) в сферу влияния Руси вошла большая часть современной Финляндии. Финские племена платили дань русским князьям. Жителей юго-западной части Финляндии на Руси называли сумь, финские племена, проживавшие в Средней и Восточной Финляндии, называли емь (ямь). В X—XII веках племена, жившие на территориях современной Финляндии и Карелии, платили дань русам. Эти земли считались собственностью Великого Новгорода. Таким образом, финские и карельские племена начали входить в состав Древнерусского государства примерно в тоже время, как финно-угорские племена, которые проживали в районах Мурома, Мещеры и других местах.
Западные деятели, да и доморощенные западники любят называть любое расширение русских земель и сферы влияния «агрессией», объяснять экспансию «генетической склонностью русских к насилию и жестокости». Мол, вот и финнов чуть не включили в состав своей «тоталитарной» империи. Однако это обман и искажение действительности. Если сравнить русскую экспансию и западную колонизацию, то можно обнаружить коренное отличие. Западный мир, расширяясь и поглощая новые земли, убивал местные цивилизации, культуры и народности. Запад — это своего рода «цивилизация-упырь», которая высасывает все соки из жертвы. Не зря, видимо, они так любят фильмы про вампиров. Так, в своё время романо-германский мир подмял под себя кельтскую цивилизацию, почти убив её идентичность. Затем романо-германский мир уничтожил славянскую (часть суперэтноса русов) цивилизацию в Центральной Европе. Так, почти вся современная Германия, Дания, Австрия, да и часть Италии (в частности, знаменитую Венецию основали славяне-венеты-венеды) — это земли славянских племен. Берлин, Дрезден, Вена и Бранденбург — это древние славянские города. Далее можно бесконечно рассказывать об уничтоженных западными колонизаторами (в основном англосаксами) культурах и народностях в Америке, Африке, Азии, Австралии и Океании. Народы, которые не были полностью уничтожены, ассимилировались или сокращались до минимума (применяли самые различные методы — от грубой силы до «огненной воды»-алкоголя и биологического оружия). Так, потомки некогда гордых и могучих племен индейцев, австралийских и новозеландских аборигенов теперь развлекают туристов. Представителям западной цивилизации нужны были земли, ресурсы и чужие богатства, а «избыточных едоков» попросту «зачищали».
Русская колонизация была иной. Русы (русские) не считали представителей других народностей и рас «недочеловеками», которых необходимо уничтожать или порабощать. Русь всегда делала новые земли «русскими», и населявшие их люди имели те же права, что и сами русские. Часто бывало, что они ещё и получали привилегии, льготы, в частности, освобождались от военной службы. Понятно, что без конфликтов не обходилось. Но их и в современном мире полно, это обычное явление. Но конфликты не вызывали тотальных зачисток и геноцида.
И на Севере русская колонизация угро-финских племен коренным образом отличалась от германской и шведской экспансии. К примеру, немецкие и шведские феодалы всегда действовали по довольно простой, жесткой, но эффективной схеме. Они строили на колонизируемых землях опорные пункты (замки, крепости), некоторые из них разрастались в города, где жили феодалы, рыцари и их слуги. Окрестное население, вне зависимости от их воли, объявлялось крепостными феодалов, и должно было платить дань и выполнять различные повинности. Из местных жителей набирали рабов для обслуги захватчиков и формировали ополчения, которые выполняли роль «пушечного мяса» в различных конфликтах. Возможных или очевидных лидеров сопротивления тут же уничтожали, или привлекали в свой стан различными посулами. Туземцев, которые оказывали сопротивление, наказывали сами жестокими методами — жгли, вешали, распинали и т. д. Уничтожали целые селения и рода.
Одновременно местное население христианизировали. Христианизация была необходима для ликвидации идентичности местного населения. Туземцы утрачивали родных богов, постепенно теряли язык, переходя на язык оккупантов, имена, свои праздники, обряды и т. д. Туземцев, которые пытались сохранить свою веру, уничтожали. Переформатирование «матрицы» было важнейшей частью западной экспансии. Религия играла роль программы, которая лишала местные народы корней, прошлого, превращала в «этнографический материал», с которым можно было делать всё что угодно. Поэтому католические священники и иерархи были важной частью оккупационной администрации, всегда входили в свиту феодалов и сами были духовными феодалами.
Русские проводили колонизацию совершенно по-другому. Понятно, что вооруженные столкновения с финскими племенами происходили, но в целом колонизация шла мирно. Этому способствовало несколько факторов. Русские не подавляли местную культуру. Русским не нужны были рабы и крепостные. Русские не отбирали у финнов «экологическую нишу». Север был заселен крайне слабо, и русские, имея намного более развитую материальную культуру и методы хозяйствования, занимали пустующие ниши. Это позволяло им внедряться крайне безболезненно. Да и дань, которую накладывали на местных жителей, была небольшой, необременительной. По сути, это был признак покорности, а не реальное богатство.
Можно обратить внимание на тот факт, что русы-новгородцы XI-XIII вв. практически не строили крепостей в районе реки Невы, в Карелии и Южной Финляндии. Новгородцам не нужны были здесь мощные опорные базы, чтобы контролировать обширные территории. Также надо отметить, что после христианизации Руси русская церковь долгое время вела миссионерскую деятельность относительно слабо и мирными методами. К тому же христианство на Руси, в большей части областей, и особенно на Севере, имело слабые позиции, долго существовало двоеверие. Большая часть новгородцев в XI-XIII вв. была язычниками или двоеверами, то есть они почитали и Перуна, и Христа.
Однако процесс мирного вхождения финских земель в состав Руси был прерван внешними силами. Если Муромский и Мещерский края стали исконно русскими землями, а племена мурома и мещера (как и некоторые другие) стали часть суперэтноса русов, то территория современной Финляндии стала активно осваиваться шведскими феодалами, которых направлял Рим. Рим был старым врагом и непримиримым славянства и Руси. В сравнительно мирное сосуществование финнов и русов вмешались шведы и римские папы.
Рим постоянно натравливал шведских феодалов на финнов, карел и русских. Рим также направлял германских феодалов в Прибалтику, где шла колонизация балтов и финно-угров. К XII столетию в Швеции укрепилась королевская власть, что усилило натиск на Финляндию, её называли Эстерландией (швед. Österlanden — Восточная страна). По велению Рима были основаны новые архиепископства — в Лунде (1104 г.) и Упсале (1164 г.). Известно о трёх крестовых походах в Финляндию — 1157, 1249—1250 и 1293—1300 гг. Одновременно шведы, видимо, в союзе с меченосцами, пытались закрепить на Неве, а при удаче захватить Ладогу и разгромить Великой Новгород. Однако их замыслам положил конец Александр Ярославич, который в Невской битве в 1240 году разгромил захватчиков.
В 1249 году шведы покорили землю тавастов-еми (Тавастландию) и основали замок Тавастгус. В 1293 году шведские войска завоевали юго-западную Карелию и заложили там Выборгский замок. В 1300 году шведы снова попытались закрепиться на Неве и возвели крепость Ландскрона. Однако спустя год крепость была взята и разрушена новгородцами во главе с сыном Александра Невского князем Андреем Городецким.
Русь в тот период была слаба, развалилась на удельные княжества и земли, которые не могли самостоятельно дать отпор хорошо организованной экспансии. Долговременная стратегия Рима давала свои плоды. Господин Великий Новгород был торговой республикой, где правила боярско-купеческая элита, которая не имела стратегических планов и жила одним днем, думая только о своих доходах. Новгород не смог организовать должного отпора шведам. К тому же новгородцы сами не знали, как далеко простираются их владения на севере и северо-востоке, одной областью меньше или больше, невелика потеря. Русские же князья погрязли в междоусобицах и также не обращали особого внимания северным окраинам Руси.
Однако военные действия между шведами и новгородцами продолжались почти беспрерывно до 1323 года, и шведские феодалы, не имея сил для дальнейшей экспансии, смогли захватить только южную и часть центральной территории современной Финляндии. В 1323 году шведский король Магнус заключил с новгородским князем Юрием Данииловичем мирный договор в крепости Орешек в истоке реки Невы. По условиям соглашения, граница Швеции и Великого Новгорода была установлена на Карельском перешейке по линии: от устья реки Сестры (Систербека), вплоть до её истоков, далее через болота, откуда брала своё начало река Сестра, до истоки реки Сая, вниз по реке Сая до её впадения в Вуоксу, затем по Вуоксе до того пункта, где река делает крутой поворот на север и расположен огромный валун — «Солнечный камень». В результате новая граница делила Карельский перешеек в направлении с юга на север и далее шла до бассейна озера Сайма, а затем вплоть до впадения реки Пюхайоки в Ботнический залив. Это была древняя племенная граница между сумью (суоми) и карелами, она была подтверждена и сохранялась. Кроме того, Новгород сохранил право охоты и рыбной ловли на отходящих к шведам угодьях (ловищах); шестью угодьями новгородцы и шведы могли пользоваться поровну, а ещё на двух угодьях имели право на одну шестую часть добычи. Интересен тот факт, что в Ореховецком договоре был зафиксирован только юго-западный рубеж русских земель у Ботнического залива (река Пюхайоки-Похейоки). Как далеко на север шли русские владения не указывалось.
После Ореховецского мира произошло ещё несколько русско-шведских столкновений, но во всех мирных соглашениях границы примерно соответствовали Ореховецкому договору. Только Тявзинский мирный договор 1595 года, который завершил русско-шведскую войну 1590—1593 гг., серьезно изменил положение границ. Россия уступила Швеции Эстляндское княжество (Эстерботнию).
В этот период произошло крещение финнов (позднее они приняли лютеранство). Шведы вели активную колонизацию островных и прибрежных районов Финляндии. Шведский язык стал официальным языком региона. Шведские феодалы владели обширными территориями, в руках шведов находились все высшие административные и судебные должности.
В Смутное время Швеция смогла захватить значительную часть Северной Руси. Россия потеряла весь выход к Балтийскому морю и северное побережье Ладожского озера: города Ивангород, Ям, Копорье, Орешек и Корелу. Однако большую часть Карелии удалось сохранить за Россией.
Продолжение следует…