• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Сколько оленей нужно ненцу?

  • Автор темы Автор темы ayno
  • Дата начала Дата начала
Если автор темы позволит, хочу продолжить разговор про морского зайца или лахтака и поделиться своими соображениями на сей счет.
Ненца называют его "зайчик", подразумевая морского зайца.
Виктор, а слово "лахтак" они употребляют? В данном случае наверно у слова "лахтак" русское ( скорее всего поморское ) происхождение, потому как слово есть в словаре Даля :
ЛАФТА́К, лахта́к м. арх. сиб. вид большого тюленя, Phoca nautica (barbata?). || Шкура моржа, сивуча или тюленя, снятая вместе с салом; иногда и выделанная шкура морского зверя; байдарки обшиваются лафтаками; с Алеутских островов, за недостатком бумаги, писывали донесения на лафтаках. || Лоскут вообще. Платье сундуками, да шкура (кожа) лафтаками, о богатом муже. Снег лахтаками валит, вологодск. Лафта́чник лафта́чница лоскутник, заплатник, заплатница. Лахта́чный (лафта́нный) к лафтаку относящ. Лахтина ж. дернина, дерновой пласт (не ластина ли, от ласта?).
.
Таким образом, финно-угорское происхождение слова лахтак (от корня "лахти", то есть относящегося к заливу), пока что, как мне кажется, красивая гипотеза. По крайней мере я не нашел каких-либо тому подтверждений, впрочем как и опровержений. Я совсем не филолог, но что-то интересно стало.
 
финно-угорское происхождение слова лахтак
Вполне вероятная теория. Первые контакты новогородцев с финнами и карелами происходили задолго до составления Далем его словаря. При этом шёл активнейший лингвистический обмен, обоюдно заимствовалась масса слов. Скажем, в карельском языке ложка называется lusikka, а товар - tavara. Ну а поморы - в известной степени потомки всё тех же новогородцев. Они-то и могли занести к ненцам свои словечки в ходе их пути на восток. Кстати, тоже задолго до Даля. Для справки: первое поморское село в устье Печоры - Тельвиска - основано в 1574 году.
 
Случайно не знаешь как они выбирают беговых оленей?
Нет, кроме того, что уже написал в теме рассказа, то что они выбирают авок и просто сильных откормленных оленей, других примет я просто не знаю.



А как сегодня в чуме-есть спальный полог или нет. Используют лампаду сальник? Или сегодня уже "еврочумы" -с деревянным полом и железной печкой.
Летом не всегда. В комариное время - лёгкий полог из ситца.
Сальник не используют - это же не береговые чукчи. Жиру не напасёшься.
Ты еврочумом называешь буржуйку и доски поверх снега? Ну тогда ты прав)) Они все уже давным давно евро-ненцы))

--- Добор поста---

Виктор, а слово "лахтак" они употребляют? В данном случае наверно у слова "лахтак" русское ( скорее всего поморское ) происхождение
Они знают это слово. Но привыкли говорить "зайчик". Мало ли сколько привычек сменилось у поколений за несколько столетий?

поморы - в известной степени потомки всё тех же новогородцев.Они-то и могли занести к ненцам свои словечки в ходе их пути на восток
Да нет же)) Они прекрасно понимают, что лахтак - это иноземное слово. В ненецком языке конечно же есть слова обозначающие всех местных животных.
Морской заяц у них зовется - [FONT=&quot]ңартинзь. Кажется в буквальном переводе это означает "морской и без рогов" [/FONT]:ag:
 
Имхо, врядли ненцы переняли финно-угорские слова у русских, им проще было перенять у хантов, которые и есть финно-угры.
 
Первыми русскими, появившимися на ямальской земле, были новгородцы. 400 лет назад. Общались оба народа весьма дружелюбно, несмотря на вводимую православную веру. Никаких костров, судов линча и прочих миссионерских прелестей, как это принято у "цивилизованных" европейцев. Стычки правда были, но скорее очень местного масштаба. И не с теми поморами, которые приходили на кочах по Карскому морю, а с посланниками царской воли подмять под Русь самоядь. Первых посланцев царской воли вообще кажется перестреляли с перепугу... ну это совсем отдельная история. Она достойна отдельных тем и обсуждений.

А возвращаясь к этимологии слов могу сказать, что в ненецком языке до сих пор остались слова с тех времён. Просто их не было у ненцев
например водка у них называется "сярка". Ничего не напоминает? Это же русская чарка)).
Чая тоже не было у ненцев и они пользуют современное слово "сяй".
Спички у них по прежнему называются - сера,
Сахар - цукар.
Хлеб - нянь.
(Кстати, пельмени - сложное слово из финских языков, образованное из пелъ – «ухо» и нянь – «хлеб». Кто придумал пельмени и что означает это слово? : BestKulina.ru :...)
В общем много интересного в этом вопросе.
 
Нет ни малейшего сомнения, что ненцы заимствовали кучу слов у русских в процессе общения. Но именно финно-угорские слова они скорее всего заимствовали у финно- угров, у тех же хантов.
 
клык белого медведя.

Витя, опасаюсь, что опять говорю что-то провокационное, но откуда клыки:ad:? Используются, наверное, только верхние. А мужчин настоших там не мало:ab:!

А регистрация класс!!!!
 
Натан, возможно, что и так - сейчас, мне кажется, доподлинно установить крайне сложно. Поэтому спорить, наверное, не стоит.

--- Добор поста---

много интересного в этом вопросе
А как же много интересного в самой истории взаимоотношений разных народов на этой огромной территории! Впрочем, как ты совершенно справедливо заметил,
это совсем отдельная история. Она достойна отдельных тем и обсуждений.
 
Витя, опасаюсь, что опять говорю что-то провокационное, но откуда клыки? Используются, наверное, только верхние. А мужчин настоших там не мало!
Достоверно не знаю, однако по рассказам и личному общению с туземцами различных регионов бывшего СССР предположу 3 варианта кроме свежей добычи.
1. Не факт что клыки белого медведя, кто их отличит от клыклов бурого?
2. Не редко подобные вещи внутри рода переходят от предков (в Киргизии встречал местного, щеголявщего в шубе из снежного барса, шуба досталась от деда, да и видно было что она подновлялась)
3. Белые медведи гибнут, как и все живое, не думаю что местные дадут пропасть туше, в ход идет все что можно "спасти". Ходят же люди с украшениями из бивня мамонта, однако про современную охоту на волосатого я ничего не слышал.

Есть и четвертое предположение, но для нашей страны оно, в силу некоторых факторов, пока маловероятно. Так американские индейцы в своих традиционных нарядах используют перья хищных птиц, их черепа, клыки и когти хищных зверей. Если перья еще можно найти не повредив птицу, то орлиный череп, к примеру, его обладатель в линьку не сбрасывает. Есть кустари наладившие штамповку или отливку черепов, когтей, клыков из различных пластиков, смотрится очень реалистично.
 
отливку черепов, когтей, клыков

Я тоже подумал, что это может быть из кости выточено. Есть варианты. Но мне кажется, что для туземцев такие вещи очень важны, вроде некоего плацебо, и подделка "не придаст сил" в критической ситуации. Мне так кажется. Поэтому более вероятны 1-й и 2-й варианты. Но могут быть и другие, более реальные или более экзотические:ab:!
 
но откуда клыки?
кстати я понял, что эти ненцы далековато живут от побережья, где медведей немеряно...
С другой стороны, в тундре той егерей то нет один большой УОП, потому вальнуть при случае медведя, мне кажется проблем не составит. Если шкуру его с собой не таскать, то кто кого заподозрит?
 
Да даже если и таскать---кто ее увидит. А если и увидят, убийство медведя недоказуемо....
 
Вить, по казахски хлеб нан, а чай - шай. Правда водка и сахар, арак и кант соответственно. Может на самом деле всё проще. И все языки, это просто отголоски одного праязыка?
 
Те оленеводы, с которыми я якшаюсь, белых медведей не трогают. У них свои способы обеспечить существование. И ради клыков никто не станет валить зверя.
Всё правильно Влад написал. Передают по наследству, находят черепа.. Но конечно не вытачивают муляжи из кости)) Это же амулет!!! Какой в нём смысл будет, если это подделка?

Есть ненцы которые ради наживы добывают медведя. Но я с ними не знаком, потому-как дело это подсудное и наверняка об этом не болтают. Скорее всего это безоленные ненцы, которые не каслают по тундре и пытаются жить оседло на побережье. Шкура медведя по договоренности реализуется через моряков, которые проходят в ближайших водах. Цена достаточно велика - пожно получить снегоход Буран (скорее всего украденный где-нибудь в Архангельске), а для ненца снегоход сами понимаете - сокровище. Но это я пишу гипотетическую ситуацию. Безо всякого подтверждения слов. Просто по слухам. И Ямала это мало касается, об этом говорят больше на Гыдане. Тоже Ямало-Ненецкий округ, но соседний полуостров.

--- Добор поста---



 
Виктор, Спасибо за очередную встречу с Ямалом!

В районе Юрибея, в глубине от Байдарацкой губы, с дровами напряженка. Если только плавник с побережья заготавливать на зиму.
На фото внутри чума виден дым, в сезон мошки оправдано, а зимой??
Насколько рациональны зимние печки, по сравнению, с всем известной из "Осенних развлечений 3".

Есть чему поучиться у аскетичных ненцев?

С уважением, Владимир Борисович.
 
В районе Юрибея, в глубине от Байдарацкой губы, с дровами напряженка. Если только плавник с побережья заготавливать на зиму.
Почему то на берегу Байдарацкой губы, в отличие от побережья Карского моря, я не обнаружил ни плавника, ни какого нибудь полезного мусора. Да и вообще мусора не обнаружил, в котором так интересно копаться на берегу Карского моря.
Наверное в губу не выносит всё это богатство?
Да и людей там нет по-моему.. я только далёкую факторию Усть-Юрибей в бинокль разглядывал. Все стада к тому времени уже прошли на север и до осени не появятся.



На фото внутри чума виден дым, в сезон мошки оправдано, а зимой??
Да не... сильный дым даже в сезон гнуса не оправдан. Достаточно маленький дымокурчик у порога оставить. Ведь весь чум изнутри и так прокопченый и гнус внутри жилища ведет себя не активно.
Дым появляется в момент разжигания костра. Вот тогда действительно валит здорово - хоть наземь ложись. Но через несколько минут он расслаивается и поднимается к верней части чума. Хозяйка специально подкладывает побольше сырых веток, что бы побольше было дымку. Ей ведь нужно подкоптить рыбу, шкуры висящие вверху таганка. Дым играет очень важную роль в быту оленеводов как консервант.

А зимой дыма -то и нет особо. Зимой печка стоит с трубой. Даже уже в конце августа, каслающий народ подходит постепенно к своим местам на пути, где они в мае оставили нарты с зимними вещами, среди которых и печка с трубой. Всё лето эти нарты стояли на пригорке и ждали когда вернутся хозяева. там и запас дровишек на первое время и продукты (мука, сахар) и тёплая одежда.





Насколько рациональны зимние печки, по сравнению, с всем известной из "Осенних развлечений 3"
Вот этот вопрос я и пытаюсь сейчас изучать. В первую очередь размеры должны быть соответствующие.
Там ещё очень много нюансов и я пока не хочу их раскрывать пока не изучил полностью.

--- Добор поста---

Вот посмотрите ролик на тему дыма.
(кажется у меня на большинство вопросов есть видеоответ:ag:)
Поразила сильная задымлённость жилища наших северных народов.
Можно сто раз беречь здоровье - не курить, но от дыма в лёгких никуда не денешься.
Так бывает не всегда, конечно. Когда в чуме печь - такой задымлённости нет. К тому же дым - большой помощник в дублении шкур и консервации продуктов.
 
Назад
Сверху Снизу