• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Байдарка Налим

Кальмар на Налиме.

Четыре года назад приобрел QUICKSILVER 310 с 15-ти сильным Меркурием в основном для того, что бы ходить по горным рекам, ну и немного по притокам Великой Сибирской Реки. Процентов на 70-80 этот комплект меня устраивал. Остальные 30% - это неудобства связанные со сборкой и значительным весом комплекта, особенно мотора для одного человека, а для двоих с вещами размер лодки – предел. Стал подумывать о чем-то более легком. До этого был небольшой опыт обращения с двухместной Щукой и на море и на наших реках. Но, Щука не нравиться своим совсем уж плоским видом и узким и тесным кокпитом – совсем не для рыбалки и охоты. Налим гораздо интереснее – и закаячка – задранные нос и корма как у каноэ, и открытый кокпит, который позволяет сесть в любом месте, и удобно разместить груз, и вес еще меньший чем у Щуки. Была еще одна причина – сразу же решил ставить мотор, а на Налим его поставить и, затем, эксплуатировать гораздо легче. Поэтому и брал не самый маленький – 100-й, а 150-й. Мотор давно уже решил, что это будет Кальмар (когда-то лет 7 назад видел его на выставке) – ничего подобного не видел в каталогах производителей моторов, а то что есть, даже самое маленькое для байдарок не годиться. Кальмар подходит по всем статьям: маленький, легкий, водомет!, с коротким дейдвудом, четырехтактный. Этой зимой все срослось – привез из Москвы Налима, заказал Кальмар. Правда цена его выросла чуть не в двое, если раньше его можно было заказать прямо на заводе, то теперь они реализуются через Московский Мотомаркет по цене 38т.р.! Правда, выслали они почти мгновенно – после заказа по телефону (!) и наложенным платежом (!), с таким я еще не встречался. И, еще они делают к нему рюкзак (видно на фото).
Практически параллельно нашел тему на этом сайте, где Виктор спрашивал совета по установке как раз Кальмара на как раз Налим, но, ничего полезного там не нашел. Замечу тут, что зря Виктор послушался тех советов и купил то, что к Налиму в экспедиционных условиях не подходит. Подчеркиваю – именно к Налиму и именно в экспедиционных условиях. Первоначально мысль Виктора была архи правильной – применение легкого, но надежного снаряжения в условиях автономной экспедиции в высоких широтах. Надежного за счет простоты и ремонтопригодности и, главное, легкости.
Короче, пришлось думать самому как крепить мотор. Сделал, и тут же кинулся испытывать, хотя условий никаких – у нас только прошел ледоход на Реке и притоки еще забиты льдом. Первым результатом доволен! Хотя есть еще над чем поработать.
В общем, выработал следующие принципы.
  1. Самое главное, лодка должна быть накачана как можно сильнее. Никакой расхлябанности, все должно быть «крепко сбито» - от этого зависит и управляемость и безопасность. Лягушкой так не накачаешь, значит надо брать автомобильный насос, или большой лодочный.
  2. Нагрузку надо распределять не на короткий участок, а как можно более длинный. Здесь видно, что транец крепится к привальным брусьям протянувшимся на 2/3 лодки. Так же хорошо видно, что на накачанной лодке, умеренном весе мотора и жестком креплении получилась достаточно монолитная конструкция, которая крепко и надежно фиксируется надутыми баллонами. При этом еще впереди транца виден мощный уголок к которому снизу при помощи другого уголка притянуты три петли обшивки.
  3. Все элементы внешнего каркаса должны быть из «крылатого металла». Я использовал то, что можно купить в наших скудных магазинах, жители больших городов Большой Земли могут использовать не то, что попадется под руку, а то, что нужно. Основные элементы – привальные брусья, транец и бимс рекомендую делать из труб квадратного сечения со стороной в 2см., а соединять их – с помощью труб такого же сечения, но на 5мм больше. У меня были только швеллеры, а соединительных трубок было мало.
  4. Обязательно надо румпель наращивать удлинителем, тогда сесть можно дальше от кормы что бы не перегружать ее. Поскольку я работал еще по снегу и не знал развесовку, сделал сиденье по центру лодки. С таки расчетом, что мотор на корме уравновесит собака на носу, а вещами можно регулировать продольный дифферент. На фото видно, что мотор, опущенный в нижнее положение висит высоковато (выпускной патрубок выше уровня воды), видимо, буду сдвигать сиденье назад на одну петлю. И еще, видно, как вперед не очень хорошо торчат куски привальных брусьев. Это временно. На их концы планирую насадить втулку с еще одним бимсом и, возможно на нем установлю штурвал. Т.к. при длинном румпеле даже при малых углах поворота ход ручки очень большой и неудобно запускать мотор, а холостого хода у него нет!
  5. Ну и само собой, вся конструкция разбирается на отдельные элементы удобные для переноски.
Короткими проплывами по закраине остался доволен. После прохода льда и некоторых доработок попробую получившуюся конструкцию на большой воде, а затем, и на горных речках. Если интересно про получившуюся конструкцию могу рассказать и показать подробнее.
Ну, и в завершении несколько фот.
attachment.php
Соотношение Щуки и Сильвера

attachment.php
Управлять лодкой на горных мелких реках удобнее стоя – великолепно видно дно и куда уходит основная струя. Но, конечно, только на жестком дне.
 

Вложения

  • Налим с мотором 02.jpg
    Налим с мотором 02.jpg
    106,8 KB · Просмотры: 624
  • Налим с мотором 02.jpg
    Налим с мотором 02.jpg
    136,4 KB · Просмотры: 591
  • Налим с мотором 01.jpg
    Налим с мотором 01.jpg
    149,9 KB · Просмотры: 514
  • Налим с мотором 01.jpg
    Налим с мотором 01.jpg
    134 KB · Просмотры: 774
  • Налим с мотором 01.jpg
    Налим с мотором 01.jpg
    130,6 KB · Просмотры: 692
  • Налим с мотором 01.jpg
    Налим с мотором 01.jpg
    139,4 KB · Просмотры: 475
  • Налим с мотором 01.jpg
    Налим с мотором 01.jpg
    116,3 KB · Просмотры: 602
  • Налим с мотором 00.jpg
    Налим с мотором 00.jpg
    109,8 KB · Просмотры: 696
  • По Лангот-Ёгану.jpg
    По Лангот-Ёгану.jpg
    125,5 KB · Просмотры: 546
  • Налим с мотором 00.jpg
    Налим с мотором 00.jpg
    169,2 KB · Просмотры: 738
  • DSC01742.jpg
    DSC01742.jpg
    146,4 KB · Просмотры: 423
Интересный девай получился, удачи в обкатке и в эксплуатации!
 
Cordus, Обалденный супер-пост получился!
Даже не знаю с чего начать обсуждения и вопросы.
Я как раз сейчас приобрёл "Кальмар-М" и планирую его поставить на "Налим" 4-х метровой длины.
Но меня пугает довольно сложная конструкция крепления транца к лодке, предложенная тобой. Так ли уж необходимы привальные брусья?

Честно говоря, у меня была идея оснастить Налим стандартным креплением для транца. (Сам транец у меня есть)
Вот такого плана крепление.
Просто пришить к шкуре налима эту планку с отверстиями для подвязки транца.


Как думаешь? Какие отрицательные стороны в этой конструкции можно предположить? (С учётом того, что у меня длинный Налим)
 
Какие отрицательные стороны в этой конструкции можно предположить?
зацепится движок за что нибудь и вырвет на хрен эту пришитую хрень. У Александра не смотря на всю громоздкость конструкции, мне кажется сама конструкция безопаснее. Но тебе же Виктор надо это всё вместе с Чернухой по купе паровозным таскать, так что конструкция Александра для тебя не очень удобна.
 
Не думаю что твою конструкцию вырвет - водомёт всё-таки у тебя, да и скорости небольшие. Но то, что приложение силы мотора более эффективно в варианте, предложенном Александром - это точно. Я бы так же делал. Тем более у тебя лодка большая и чем эффективней будет работать мотор, тем лучше.
 
приложение силы мотора
Приложение толкающей силы одинаковое на мой взгляд.
Но у Алесандра конструкция более функционально работает против "вырывания" мотора и против его "загибания" под дно лодки.
При таких небольших мощностях, мне кажется, эти силы не так уж и велики. Стоит ли городить лишнее? Вот я о чем.
 
так что конструкция Александра для тебя не очень удобна.
Ну почему же? Я так понял,что все разбирается и укладыывается в рюк.

Cordus, Александр,большая просьба можно более подробные фото всей конструкции
 
Вроде коротко изложил выше. Мое мнение, что если пришить - то тогда точно вырвет. А в конструкции ничего сложного нет. Все разбирается на втулках:
Отдельно транец (его видно на фото крупным планом); отдельно привальные брусья (длина ок. 1,2м, слегка изогнул по форме обводов); отдельно бимс (перекладина, лина 97см).
Собирать не так сложно, провозился 2 уик-энда, но я же обмозговывал все по пути.
Есть некоторые моменты о которых надо сказть - на пример, "щель" в транце сделал узкую - пришлось обрезать винты струбцины, а с обратной стороны подкладывать профиля и т.д...
Выложу фото и раскажу на след. неделе, а через час - в ПОЛЕ! НА ГУСЯ!!!
 
а через час - в ПОЛЕ! НА ГУСЯ!!!
Давай, Ни пуха!
А мы тут пока попишем и помозгуем))
Заходи обязательно!

Скоро буду в Салехарде, может полезно будет пообщаться.
 
по-итогу, Виктор на месте сделает конструкцию под мотор из подручных материалов (жерди, доски), чтоб тяжесть дополнительную не тащить... даже не знаю, почему так подумалось:ag:
 
даже не знаю, почему так подумалось
Да потому, что я уже маялся с этим)) См пост № 27

232962-3dd4b-49971631-m750x740-u14da6.jpg




Всё у меня "на верёвках, на гвоздях, на резинках, на соплях"))
Но ещё есть 2-3 недели, что бы нормальную конструкцию транца придумать.

Вот сижу сейчас и пытаюсь создать чертёж транца на заказ. У меня в наличии есть разнообразный профиль из дюрали, есть аргоновая сварка. Не хватает только мозгов и опыта, какой лучше сконструировать транец и как грамотно крепить его к лодке.

Если будут предложения - с благодарностью рассмотрю чертежи и эскизы.
Только у меня требования завышены несколько. Мне нужен УНИВЕРСАЛЬНЫЙ транец, на разные лодки типа Налим, с разной высотой борта.
 
вместо прямой жердины, вставить рогатку, так с двух сторон... а к рогатинам доску присобачить:ag:
ток в тундре рогатины сложно найти:ag:
 
ток в тундре рогатины сложно найти
В том-то и дело...
А вообще оригинальная мысль - 2 рогатки и доска.
Но пока я в Москве, хотелось бы что нибудь более цивилизованное соорудить.
 
Но пока я в Москве, хотелось бы что нибудь более цивилизованное соорудить.
Привари к транцу по бокам трубочки как рисунке, в трубки можно вставить набор дюралевых трубочек длиной желательно более метра , чем длиннее трубочки тем лучше будет упор на балоны, тем жёстче будет транец.
Приходилось делать такую конструкцию, только в место трубочек вставлял жерди диаметром мм 35 и длиной 2метра. Всё работало хорошо, транец не выворачивало.DSC00939.JPG
 
Привари к транцу по бокам трубочки
Спасибо, Виктор! Нечто подобное я и положу в основу конструкции.

Только здесь тонкий момент существует. Нужно выяснить угол наклона с которым приваривать трубочки. Что бы нагрузка от транца на лодку распределилась более равномерно. Боюсь этого не вычислить "на глазок" и придётся устраивать испытания.
 
Что бы нагрузка от транца на лодку распределилась более равномерно. Боюсь этого не вычислить "на глазок" и придётся устраивать испытания.
Надуй дома лодку, повесь транец, и будет водно как лучше приварить трубочки. И испытания не понадобятся, всё будет ОКЕЙ!
 
Cordus, Саша, а какое сечение у твоего профиля обводных брусьев, вдоль бортов которые? Как ты умудрился запихать эти брусья в петли вдоль бортов?
У моей лодки диаметр петли всего 25 мм.
 
Гуся добыл.

Гуся добыл, теперь надо найти время расказать поподробнее.
Охота на гусей 2012 014&.jpg
В петлях швеллер 2см.
А входит он в трубки 2,5см
Налим 012.jpg
 
  • Like
Реакции: ayno
Отвечаю подробно.

Андрей, тебе кажется, что у тебя есть транец, на самом деле его нет. Это все равно, что сказать «у меня есть колесо от КАМАЗа, значит я могу его использовать на Жигулях»
01ce89d5c535.jpg
Здесь видно, как крепится такой транец к лодке. Ясно, что к Налиму так не прицепить его так и обшивка из другого материала и давление другое. А пришить такой транец – все равно что привязать телегу к хвосту лошади или, в лучшем случае, к ее крупу, тогда как на самом деле – через хомут на шее с помощью оглоблей – т.е. в нашем случае – привальных брусьев. Кроме того, твой транец, наверно сам весит килограмма 2-3, да если сделать крепление, еще столько же. У меня же транец – 1,02кг, бимс 600г, а брусья по 100г. При этом транец перетяжелен потому, что не было подходящих материалов, технологий и ясного представления что же должно получиться.
Налим 003.jpgНалим 001.jpg

Для того, что бы любой мог изготовить нечто подобное применительно к имеющимся материалам, технологиям и предъявляемым требованиям расскажу, как идея воплощалась в жизнь.
· Надул лодку, положил на пол в гараже.
· Поставил сзади мотор.
· Постоял, подумал (это важно!).
· Положил на борта брусья, напомню, это швеллеры со стороной 2см. Сразу скажу, что если бы они не влезли в петли, то просто примотал бы их шнуром к петлям и стягивающей стропе.
· Сама собой родилась идея транца – труба квадратного сечения с краями согнутыми под тупыми углами, в которые вставляются эти брусья. Углы пропилов выбирал постепенно. В результате получилась п-образная конструкция с разведенными ногами, которая и является основой всей конструкции. Скажу больше – ей можно и ограничиться. Остальное служит для усиления и повышения жесткости.
Налим 006.jpg

· Снизу приставил еще такую же трубку – получилась высота транца и его толщина. Что бы все это скрепить и повысить жесткость снаружи «обернул» уголком с полкой 10см (то что было) и сверху еще положил полосу 5см что бы скрепить пропилы в полке уголка и трубок.
· Уголок 2см сверху – это для того, чтобы «отцентровать» винты струбцины против стыка квадратных трубок транца – так хочу избежать смятия конструкции и повысить ее жесткость. Для этого же и накладка изнутри под винты струбцины.
· Возникла идея еще лучше прикрепить конструкцию к лодке. Для этого спереди транца при помощи более мелких уголков прикрепил тот же крупный уголок 10см. Он крепиться с помощью болтов М6 к уголку 2см продетого в три петли обшивки (видно на фото кормы разобранной конструкции). Здесь повторюсь, расстояние между транцем и уголком должно быть побольше что бы влезли винты струбцин. Но у меня трубки были ограничены, а так бы сделал их длиннее, пришлось наращивать их с боков уголками (видно на фото).
Налим 010.jpgНалим 007.jpgНалим 008.jpgНалим 009.jpg

· В следствие того, что «дырка» получилась узкая, пришлось сзади добавить толщину транца из двух швеллеров (трубок то уже не было) и закрепил их еще уголком, отсюда и перевес и сложность конструкции!
· Далее – бимс. Опять же что бы повысить жесткость конструкции. На фото видно отверстие под заклепку в швеллере, но я не смог засунуть туда заклепочник, пришлось приделать сбоку и сверху уголки – так получилось прочнее.
Налим 012.jpgНалим 011.jpgНалим 015.jpgНалим 014.jpg

· Эх… если бы были подходящие конструкции, да аргон… Как говорила одна бабушка еще в СССР «Мне бы швейную машинку хорошую, да очки по глазам – и помирать не надо!»
Всю эту конструкции можно продлить до носа и навесить любое оборудование – шверты, парус, балансиры, навес, сделать катамаран, тримаран… пяти… семи…
Налим - это конструкция еще более перспективная и гениальная чем Щука!
Правда маленькое НО! Проехался немного под мотором – скорость не впечатлила. Может после обкатки и детального изучения можно будет что-то сделать. А так боюсь, что против течения горных рек не выгребет, а это для меня основное предназначение комплекта Налим+Кальмар. Но для равнинных тундровых рек нормально.
Так что, Виктор – сразу делай конструкцию и под твой большой мотор. Должно получиться и будет универсально. Только привальный брус в этом случае, думаю надо усилить, все-таки 20кг на хвосте это не 10.
 

Вложения

  • Налим 013.jpg
    Налим 013.jpg
    89,8 KB · Просмотры: 275
Андрей, тебе кажется
Саша, это ты с кем сейчас разговаривал??:ag: Во всей теме у нас ни одного Андрея)) и непонятно про какой транец он говорил.
Хотя ты наверное просто скопировал пост с другого форума?

Спасибо за подробные фотографии. Честно говоря напугал)).
Но стало всё понятно когда написал, что мастерил транец и в процессе додумывал. Можно было бы ещё десяток деталей добавить и не заметить:ag:.

На основании твоего опыта я и буду действовать. Типа как Микеланджело - "отсечь от глыбы всё лишнее". Уж больно много деталей и точек соединения.

В твоей конструкции меня смущают два основных момента:

1. Практически весь вес мотора 10 кг (+нагрузка тяги примерно 15 кг) висит на консоли! Следовательно, всё усилие принимает на себя один лишь узел крепления транца к брусьям. Это самое ответственное место и всё зависит от его крепости. Вот это мне не нравится более всего. Хотелось бы, что бы этот вес принимала на себя непосредственно корма лодки. Что бы транец большей частью лежал на корме.
2. Зачем тебе П-образная перекладина между брусьями? Она ужасно мешает на мой взгляд размещать вещи в лодке и передвигаться по ней.

Хотя у тебя и вправду небольшой Налимчик, в нём особо не походишь. Я то по своему 4,5 метровому как по Невскому проспекту передвигаюсь (то есть ползаю на четвереньках))).


боюсь, что против течения горных рек не выгребет, а это для меня основное предназначение комплекта Налим+Кальмар.
Кальмар точно не вытянет против сильного течения. Скорость течения должна быть не более 3-5 км/час. Я на Кальмаре даже не очень серьёзный перекат не мог пройти по весне, правда на другой лодке.

а брусья по 100г.
Ты не ошибся?? Не могёт такого быть..



Так что, Виктор – сразу делай конструкцию и под твой большой мотор.
Вот погляди, как люди выкручиваются из положения.
Пусть у нас в теме будет для информации.
Дёшево и сердито, что называется..



 
Назад
Сверху Снизу