Советую прочитать.
Вещи написаны простые и понятные, просто собранные в кучу и выданы простым языком:
"ПОЗИТИВНЫЙ РЕЗОНАНС" РУЖЬЯ И ИНЫЕ "ДИКИЕ" ГИПОТЕЗЫ
После пристрелки у меня возникло несколько вопросов, на которые я не нашел ответов в литературе и решил ответить на них самостоятельно. Главный из этих вопросов: почему ружье любит вполне конкретное давление и хорошо стреляет именно при нем?
Второй вопрос вытекает из первого: что заставляет ружье стрелять плохо при всех других давлениях, кроме любимого?
И еще один интересный вопрос: почему у меня при пристрелке и в том и в другом ружье имели место практически два пика стабильности - один абсолютно стабильный, а другой относительно стабильный? Причем у ИЖ-58М относительно стабильный пик был на обоих стволах при одной и той же навеске пороха (1,9 грамм), а у ИЖ-12 на нижнем стволе при навеске 1,9 грамм, а на верхнем стволе при навеске 2,0 грамма. Пики относительной стабильности у ИЖ-12 располагались рядом, но все же проявили себя при разных навесках.
У всех трех вопросов, разумеется, общая природа и искать ответ необходимо в механизме самого выстрела.
Ранее мы говорили о том, что при органичном согласовании позитивных качеств патрона и позитивных качеств ствола эти позитивы суммируются, что дает хороший результат при выстреле. Все это правильно. Но согласитесь, что, исчерпав возможности согласования позитивных качеств всех участников происходящего при выстреле процесса, мы все равно будем искать любимое давление для ружья, чтобы еще больше улучшить результат.
Многие авторы справедливо утверждают, что ружье (ствол) при выстреле получает сильнейший внутренний удар и совершает колебательные движения. Почти так же колеблется палка, если ею ударить о твердый монолит. При этом еще палка, как говорят, "сушит" руку. Но если палка колеблется в плоскости удара, то ствол, прижатый к плечу и удерживаемый двумя руками в районе курков и у цевья, напоминает собой полую консольную балку, которая колеблется во всех плоскостях, совершая у среза стволов круговые вращательные движения, а амплитуда этих вращательных движений определяет угол вылета. При этом угол вылета может быть, как мне кажется, не только положительным или отрицательным по отношению к линии горизонта (вниз-вверх), но также левым и правым по отношению к вертикальной плоскости. У одностволки присутствуют все эти углы, у двустволки-горизонталки в связи с жесткостью скрепления стволов по горизонтали наиболее выражены колебания в вертикальной плоскости, а у двустволки-вертикалки - в горизонтальной.
Для характера колебаний важно не только то, насколько тщательно с точки зрения внутренней и внешней отделки стволов, баланса и других нюансов сделано ружье, но и то, из какого по качеству металла оно сделано. Одни топоры звенят при ударе, а другие издают глухой противный звук, так и ружья. Понять ружье до конца - невозможно, его необходимо чувствовать. На характер колебательных процессов, происходящих при выстреле влияет даже то, как стрелок удерживает свое ружье и как прижимает его к плечу - серединой, пяткой или носком, крепко или не очень, делает плечо мягким и упругим при выстреле или твердым, как стена.
Говоря обо всем этом, я лишь хочу подчеркнуть, что ружье - это сложная колебательная система, а любой колебательной системе свойственны резонансы. Берусь утверждать, что каждое ружье имеет свои собственные резонансные частоты, которые, как узоры на пальцах человека, индивидуальны. Резонирует в ружье все вплоть до антабки, но главные резонансы, которые оказывают решающее воздействие на качество выстрела спрятаны, разумеется, в стволах. Любая переделка стволов, их перегрев, коррозия или механическое повреждение могут изменить их резонансную реакцию, и они начнут вести себя иначе. Именно это лежит в основе порой трудно объяснимых "капризов" ружей, которые вдруг начинают плохо стрелять, а потом "отвисевшись" без дела год-другой вдруг опять поражают хозяина блестящими результатами. Все это потому, что металл имеет свойство со временем иногда (далеко не всегда) восстанавливать свои утраченные свойства. Хороший металл удерживает свои свойства крепче и восстанавливает их активнее, чем металл посредственный.
Возбудителем колебаний в ружье является резкий скачок, а затем менее резкий спад давления внутри ствола. При этом ствол на всей своей длине то расширяется, то сужается, создавая в один момент более комфортные, а в другой момент менее комфортные условия для продвижения пыжей со снарядом и обеспечивая в ходе этого движения определенные средние условия прохождения "начинки" по стволу и, соответственно, среднее качество выстрела. Если же давление распределяется таким образом, что возбуждает в стволе частоты, близкие или равные резонансным, то для продвижения "начинки" создаются максимально благоприятные условия, что и определяет лучший выстрел. Это я называю явлением "позитивного резонанса".
Когда же соответствующее распределение давления возбуждает противофазные частоты, то наступают самые неблагоприятные условия для продвижения в стволе "начинки", и это обеспечивает самый неудачный выстрел. Это - "негативный резонанс".
В теории систем автоматического регулирования (САР) есть понятие устойчивости и неустойчивости колебательных систем. Существуют даже соответствующие критерии определения устойчивости САР (если мне не изменяет память, это, например, критерий Найквиста или критерий Гурвица). Грубо устойчивость и неустойчивость можно объяснить приблизительно так: часы заведены, но стоят - система устойчива, часы заведены и идут - система устойчива, часы заведены и по внешне непонятным причинам то встанут, то вновь идут - система неустойчива или находится на границе устойчивости.
Думаю, все это применимо к ружью и объясняет многие на первый взгляд необъяснимые странности.
Если вы изменением навесок пороха добились постоянного боя ружья, это означает, что вы добились давления, при котором обеспечивается устойчивость системы, но совсем необязательно, что вы находитесь в резонансном пике. Резонанс еще предстоит найти, регулируя это давление размерами пыжей, осалкой и другими рычагами. При этом достижение самой худшей резкости и кучности будет означать, что вы вошли в пик негативного резонанса, а достижение самой лучшей резкости и кучности будет сигналом тому, что вы - в пике позитивного резонанса.
Хочу заметить, что любой резонанс - очень тонкая вещь, и он всегда находится вблизи от зоны нестабильности. При плохом обращении с ружьем резонанс может "свалиться" в эту зону и его придется искать заново. Поэтому изредка нужно заряжать несколько патронов и отстреливать их по мишени для проверки нахождения в резонансном пике. Особенно, если ружье испытало механические повреждения.
Что касается двух резонансных пиков стабильности у моих ружей, то это очень интересное явление и оно, на мой взгляд, тоже вполне объяснимо.
Я, например, почти уверен, что если для патрона моего ИЖ-12 сделать навеску пороха не 1,9 грамма и не 2,0 грамма, как это было, а промежуточную - 1,95, то относительная стабильность будет достигнута при этой навеске для обоих стволов одновременно. Причем картина будет очень похожа на ИЖ-58М, где абсолютная стабильность была достигнута при навеске пороха 1,7 грамма, а относительная при навеске 1,9 грамма. Отличие будет лишь в том, что у ИЖ-12 абсолютный резонанс достигнут на более высокой навеске пороха (2,2 грамма) и относительный резонанс - на более низкой навеске (в данном случае это пока теоретически 1,95 грамма), а у ИЖ-58М - наоборот: абсолютный резонанс - на более низкой навеске (1,7 грамма) и относительный резонанс - более высокой навеске (1,9 грамма).
Более того, я почти уверен, что в районе относительного резонанса существует навеска, которая превратит этот резонанс в абсолютный, и он по качеству вряд ли сильно уступит своему второму собрату. Просто в ружьях на данном отрезке давлений существует два резонанса. Их может быть и больше, просто выбранная мною ступенчатость оказалась грубоватой, и поэтому не все позитивные резонансы оказались выявленными.
Высказанное предположение можно отнести к разряду "диких", но если оно подтвердится, то будет очень серьезным, потому что дает простор для многих дополнительных изысканий. Развивая свою мысль, осмелюсь предположить, что у ружей более высокого класса количество пиков позитивного резонанса в обозначенном промежутке внутридульных давлений намного больше, чем пиков негативного резонанса и промежуточных зон нестабильности, где ружье начинает вести себя от выстрела к выстрелу непредсказуемо. Теоретически можно представить себе ружье, которое вообще не имеет негативного резонанса и нестабильных зон: дай ему хорошо согласованный и оптимально снаряженный патрон и оно будет стрелять отлично. Если такие ружья когда-нибудь изготовят, то они будут настолько хороши и одинаковы, что их "константы" будут очень мало отличаться друг от друга.
Даже в моих коротких исследованиях есть доказательства того, что эта мысль может быть правильной. У двух моих ружей, изготовленных на одном заводе и приблизительно по одинаковой технологии, уже угадываются два резонанса в районе второй и четвертой серии. Таких совпадений просто так не бывает.
Из выведенной гипотезы можно сделать и другой очень полезный вывод: даже не очень хорошее с точки зрения технологии изготовления и дешевое ружье должно иметь хотя бы один "позитивный резонанс", используя который можно приблизить качество стрельбы из этого ружья к ружьям более высокого класса. Не воспользоваться этим - грех.
И последнее. Многие охотники, на мой взгляд, совершенно справедливо утверждают, что во всех ружьях есть что-то мистическое. И я бы ни в коем случае не стал сбрасывать это со счетов. Мистика - область неизведанная, и не разумно отмахиваться от всего непонятного. Лучше и полезнее к этому просто присмотреться, особенно, если дело касается ружья, которое стреляет, как говорят, один раз в год, будучи незаряженным.
Лозоходцы - люди, которые умеют отыскивать подземные источники воды и подземные реки, геопатогенные зоны Земли и делают многие другие фантастические вещи, с особым трепетом относятся к своим инструментам - рамочкам, маятникам, багетам. По существующим среди них правилам, эти инструменты ни в коем случае нельзя передавать в другие руки, потому что в чужих руках они дезориентируются, теряют свои чудесные свойства и, возвращенные затем в руки владельца, с трудом их восстанавливают. Они как бы не прощают измену. Но если лозоходец привыкает к своим инструментам, пользуясь ими только индивидуально, то и инструменты привыкают к своему владельцу и в несколько раз усиливая свою чувствительность. Они становятся как бы продолжением рук своего хозяина. Ружье - тот же инструмент, и оно, наверняка, тоже не терпит безразличного к себе отношения. Вывод из этого простой: надо относится к собственному ружью трепетно, заниматься им заинтересованно, и оно, может быть, тоже станет продолжением наших собственных рук. При этом оно обязательно в несколько раз улучшит показатели стрельбы. Это - еще один путь к магическому резонансу, но уже не к материальному, а к духовному.