DimaV
Завсегдатай
- С нами с
- 14/06/05
- Постов
- 573
- Оценка
- 183
- Живу в:
- Самара
- Для знакомых
- Дмитрий
- Оружие
- ТОЗ БМ
- Собака(ки)
- Курцхаар
Привожу вырезку из статьи одного умельца - может кому пригодится
" После пропитки конопляным (льняным) маслом и, естественно, сушки древесина лож самых дорогих ружей подвергается горячему вощению по древнейшей технологии, открытой автором данной статьи.
Свойства воска: "Воск нерастворим в воде и глицерине, мало растворим в винном и других низших спиртах, полностью растворяется при нагревании в бензине, скипидаре, бензоле, жирах и маслах, в хлорированных углеводородах (в древности, естественно, не было этих химий. - А. Б.).
Воск не смачивается водой. Пленки его парогазонепроницаемы. Воск плавится при температуре 63,7°С и, что особенно присуще воску и воскоподобным продуктам, до этой температуры сохраняет вязкопластические свойства.
Удельный вес 0,950 - 0,973, т.е. он легче воды. Неэлектропроводен.
Химический состав, %: воск содержит в основном три группы веществ - сложные эфиры (в среднем 72), углеводороды (14), высшие органические кислоты (14).
Обнаружено, что воск обладает противомикробными свойствами по отношению к некоторым микроорганизмам (входил в состав бальзамов для мумификации умерших фараонов в Древнем Египте. - А. Б.). Применяется для консервации тары.
Применение воска. Несколько тысячелетий человек использует воск. Это и таблички для письма, и свечи, и предметы изобразительного искусства... (Календарь пчеловода, 1977 г.).
Дубовые паркеты вощились горячим воском. Самые дорогие ружья, вернее их деревянные части, покрывались восковой "рубашкой", которая, в отличие от лаковых покрытий, никогда не трескалась, не обшаркивалась.
Воск в большей мере, чем конопляное масло, способен проявлять оптические* свойства древесины, прорабатывать текстуру ореха, бука, березы, делая ее более яркой, насыщенной и выразительной. Горячий воск запечатывает мельчайшие капилляры древесины, перерезанные в процессе обработки режущими инструментами, консервирует. Хорошо просушенное и выдержанное дерево ружейных лож после вощения не дает усадки и трещин, не разбухает от сырости и способно пережить века с тысячелетиями, о чем свидетельствуют деревянные бляхи скифского "звериного стиля", найденные при раскопках пазырыкских курганов наряду с золотыми, серебряными и бронзовыми статуэтками.
Способ вощения гениально прост. Воск плавится в протопленной и закрытой печи в любой посуде. В эту же печь можно поместить для небольшого подогрева и подготовленную к вощению ложу, положив ее на жесть или дощечку. (Я не останавливаюсь на протраве морилкой и пропитке маслом. Об этом очень толково сказано А. Посудиным).
Любая кисточка, любая чистая ветошь годится для намазывания жидкого воска на прогретую древесину. Если есть возможность, то лучше всего окунуть и подержать дерево в емкости с расплавленным воском. Не нужно осторожничать. Мажьте как можно больше. Пусть ложа "пьет", сколько хочет. Дерево само возьмет, сколько ему нужно, всеми своими порами и намного глубже впитает в себя жидкий воск в отличие от всевозможных лаков. Даже старые ложи с невыводимыми царапинами можно в какой-то мере спасти от дальнейшего разрушения, зашпаклевав, залив трещины и царапины горячим воском. Излишние натеки воска убирают гладкой березовой планочкой при предварительном растирании-выглаживании поверхностей деталей ложи. После ложу располировывают войлоком, сукном, фланелью. Работа до пота, но зато и ложа загляденье. Не мокнет под дождем, не рассыхается в жару, а от трения об одежду становится лишь глаже для рук и щеки и приятней для глаз.
В отличие от полиэфирных и нитролаков, используемых в производстве мебели и на оружейных заводах, восковое покрытие матового тона и не выдает блеском стрелка. Это большой плюс.
Можно сделать специальными резцами резьбу на прикладе, цевье, шейке, выполнив виньетки, завитушки травяного орнамента или анималистический сюжет, затем втереть холодный воск деревянной планкой и залить горячим воском с последующей располировкой. Скупо, дешево, в отличие от всечки драгметаллов, но благородно и красиво, если резцом работает рука талантливого художника. Четкий рисунок сочетается с гладкой поверхностью ложи. Нигде ни зацепа, ни ворсинки. Лазь по болоту и зарослям, не боясь зацепиться позолоченной всечкой и потерять ее с дорогого ружья. Рисунок просматривается четко, озадачивая непосвященного - как и чем сделано? Поди догадайся, что не выжжено и не рисовано.
Я так, баловства ради, отдыхая от писанины, разукрасил свежую рукоятку к плохонькому топоришку, что охотничьими сезонами прячутся в лесу под кучей хвороста с остальной обиходью.
Вырезал остяцкие старинные знаки, тамги, символы, нанес специальным резцом насечку, будто на ружейной шейке, отвощил. Так теперь на это топоришко у всех ночевщиков глаза горят:
- Только в музей, - и просят: - Мне как-нибудь тоже такое же "отлей" на память.
Вот вкратце и весь наш разговор, но уже не для японцев, а исключительно для читателей "РОГ". Те же, кто захочет попробовать вощение, потренируйтесь на каких-нибудь простеньких дощечках перед тем, как браться за ружейную ложу, и все будет в порядке. Каждый охотник не враг своему ружью и хочет сохранить его как можно надольше. "
Анвяр БИКМУЛЛИН
" После пропитки конопляным (льняным) маслом и, естественно, сушки древесина лож самых дорогих ружей подвергается горячему вощению по древнейшей технологии, открытой автором данной статьи.
Свойства воска: "Воск нерастворим в воде и глицерине, мало растворим в винном и других низших спиртах, полностью растворяется при нагревании в бензине, скипидаре, бензоле, жирах и маслах, в хлорированных углеводородах (в древности, естественно, не было этих химий. - А. Б.).
Воск не смачивается водой. Пленки его парогазонепроницаемы. Воск плавится при температуре 63,7°С и, что особенно присуще воску и воскоподобным продуктам, до этой температуры сохраняет вязкопластические свойства.
Удельный вес 0,950 - 0,973, т.е. он легче воды. Неэлектропроводен.
Химический состав, %: воск содержит в основном три группы веществ - сложные эфиры (в среднем 72), углеводороды (14), высшие органические кислоты (14).
Обнаружено, что воск обладает противомикробными свойствами по отношению к некоторым микроорганизмам (входил в состав бальзамов для мумификации умерших фараонов в Древнем Египте. - А. Б.). Применяется для консервации тары.
Применение воска. Несколько тысячелетий человек использует воск. Это и таблички для письма, и свечи, и предметы изобразительного искусства... (Календарь пчеловода, 1977 г.).
Дубовые паркеты вощились горячим воском. Самые дорогие ружья, вернее их деревянные части, покрывались восковой "рубашкой", которая, в отличие от лаковых покрытий, никогда не трескалась, не обшаркивалась.
Воск в большей мере, чем конопляное масло, способен проявлять оптические* свойства древесины, прорабатывать текстуру ореха, бука, березы, делая ее более яркой, насыщенной и выразительной. Горячий воск запечатывает мельчайшие капилляры древесины, перерезанные в процессе обработки режущими инструментами, консервирует. Хорошо просушенное и выдержанное дерево ружейных лож после вощения не дает усадки и трещин, не разбухает от сырости и способно пережить века с тысячелетиями, о чем свидетельствуют деревянные бляхи скифского "звериного стиля", найденные при раскопках пазырыкских курганов наряду с золотыми, серебряными и бронзовыми статуэтками.
Способ вощения гениально прост. Воск плавится в протопленной и закрытой печи в любой посуде. В эту же печь можно поместить для небольшого подогрева и подготовленную к вощению ложу, положив ее на жесть или дощечку. (Я не останавливаюсь на протраве морилкой и пропитке маслом. Об этом очень толково сказано А. Посудиным).
Любая кисточка, любая чистая ветошь годится для намазывания жидкого воска на прогретую древесину. Если есть возможность, то лучше всего окунуть и подержать дерево в емкости с расплавленным воском. Не нужно осторожничать. Мажьте как можно больше. Пусть ложа "пьет", сколько хочет. Дерево само возьмет, сколько ему нужно, всеми своими порами и намного глубже впитает в себя жидкий воск в отличие от всевозможных лаков. Даже старые ложи с невыводимыми царапинами можно в какой-то мере спасти от дальнейшего разрушения, зашпаклевав, залив трещины и царапины горячим воском. Излишние натеки воска убирают гладкой березовой планочкой при предварительном растирании-выглаживании поверхностей деталей ложи. После ложу располировывают войлоком, сукном, фланелью. Работа до пота, но зато и ложа загляденье. Не мокнет под дождем, не рассыхается в жару, а от трения об одежду становится лишь глаже для рук и щеки и приятней для глаз.
В отличие от полиэфирных и нитролаков, используемых в производстве мебели и на оружейных заводах, восковое покрытие матового тона и не выдает блеском стрелка. Это большой плюс.
Можно сделать специальными резцами резьбу на прикладе, цевье, шейке, выполнив виньетки, завитушки травяного орнамента или анималистический сюжет, затем втереть холодный воск деревянной планкой и залить горячим воском с последующей располировкой. Скупо, дешево, в отличие от всечки драгметаллов, но благородно и красиво, если резцом работает рука талантливого художника. Четкий рисунок сочетается с гладкой поверхностью ложи. Нигде ни зацепа, ни ворсинки. Лазь по болоту и зарослям, не боясь зацепиться позолоченной всечкой и потерять ее с дорогого ружья. Рисунок просматривается четко, озадачивая непосвященного - как и чем сделано? Поди догадайся, что не выжжено и не рисовано.
Я так, баловства ради, отдыхая от писанины, разукрасил свежую рукоятку к плохонькому топоришку, что охотничьими сезонами прячутся в лесу под кучей хвороста с остальной обиходью.
Вырезал остяцкие старинные знаки, тамги, символы, нанес специальным резцом насечку, будто на ружейной шейке, отвощил. Так теперь на это топоришко у всех ночевщиков глаза горят:
- Только в музей, - и просят: - Мне как-нибудь тоже такое же "отлей" на память.
Вот вкратце и весь наш разговор, но уже не для японцев, а исключительно для читателей "РОГ". Те же, кто захочет попробовать вощение, потренируйтесь на каких-нибудь простеньких дощечках перед тем, как браться за ружейную ложу, и все будет в порядке. Каждый охотник не враг своему ружью и хочет сохранить его как можно надольше. "
Анвяр БИКМУЛЛИН