предложения по урегулированию охотпроблем
Доступность охотничьего природопользования для граждан России в настоящий момент существенно ограничена и не урегулирована законодательно должным образом. Вышедшие в прошлом году «Правила добывания объектов животного мира…» (ПП№18-171) и принятый летом того же года и вступающий в силу с 1 апреля «Закон об охоте» изменить ситуацию к лучшему не смогут, поскольку не устраняют главных противоречий сложившейся ситуации. По имеющимся данным, готовятся к выходу новые Правила охоты к указанному закону, но есть основания полагать, что они не способны изменить ситуацию к лучшему и приведут лишь к росту социального напряжения и противостоянию в охотничьем сообществе, которое составляет в нашей стране несколько миллионов человек.
Основное противоречие состоит в наличии узаконенного класса посредников, именуемых «охотпользователями» между гражданами, охотниками, осуществляющими своё конституционное право на пользование природными ресурсами, и государством, являющимся собственником этих природных ресурсов. Посредничество не обусловлено ни экономической необходимостью для граждан и государства, ни интересами удовлетворения потребностей граждан, ни сохранения природы и охотничьих ресурсов. Более того, оно наносит огромный вред как интересам граждан, так и природе, поскольку контроль за угодьями осуществляется подчас случайными людьми, заинтересованными в первую очередь не в сохранении природы, а в удовлетворении желаний хозяев-«охотпользователей». Не являясь производителем ни товаров, ни услуг при охоте на обычные, нелицензионные виды дичи охотпользователи-посредники явочным порядком собирают с граждан поборы, по сути, при выдачи путёвок-разрешений, необходимость иметь которые для охоты, просто для входа в лес с ружьём даже имеющим действующий охотбилет является лазейкой для такой паразитической деятельности. Следует заметить, что подобной ситуации нет в странах с развитым охотничьим хозяйством и схожих с нами по природным условиям охоты (Северной Америке, Скандинавии), приём и дача любого вознаграждения за факт входа на определённые земли при производстве охоты запрещается напрямую. Более того, у нас лицензии, выдаваемые государством для отстрела лицензионных видов попадают в руки тех же посредников-охотпользователей, которые в открытую перепродают их толстосумам по ими самими назначаемой цене. Сложившиеся порядки широко обсуждаются охотничьей общественностью, в том числе простыми охотниками на интернет-форумах, возмущению многих нет предела. Часть охотников, не надеясь исправить ситуацию законными методами, находят выход в формальном, вынужденном «браконьерстве», на которое их выталкивает невозможность реализовать свои законные права в строгом соответствии с существующей нормативной базой и практикой её применения.
В последние годы и десятилетия немало наших соотечественников имели возможность жить и охотиться в странах со схожими природно-климатическими условиями, многие там остаются и имеют возможность поведать своим соотечественникам о том, как осуществляется охотничье природопользование гражданами в Северной Америке, Скандинавии да и других стран. Приходится констатировать, что доступность охоты для народа много выше, а стоимость необходимых затрат на неё заметно ниже даже в абсолютном денежном выражении, а с учётом разницы в уровнях доходов населения разрыв видится просто огромным и несправедливым для наших небогатых в своей массе людей, проживающих на одной седьмой части суши планеты. Этому там в немалой степени способствует простая, прозрачная, некоррупционная система осуществления охотниками своих прав напрямым обращением к государству, собственнику дичи и угодий, без паразитической прослойки посредников, которыми у нас являются так называемые охотпользователи (обычно юридические лица в форме «обществ охотников и рыболовов» или охотничьи «охотпользовательские» латифундии, принадлежащие представителям наиболее обеспеченных слоёв общества).
Для исправления положения и приведения его в соответствие с требованиями времени и мировой практики, для снижения социальной напряжённости, противодействия браконьерству и способствования делу охраны природы, для более полноценного и справедливого удовлетворения потребностей большой части нашего населения, имеющего как правило очень скромные доходы были бы адекватны меры по совершенствованию законодательного регулирования:
1. Отмена «путёвок-разрешений» для охоты на нелицензионные виды дичи.
2. Охота на нелицензионные виды дичи должна быть доступна для охотников, имеющих выданный государством действующий охотничий билет при уплате государственной охотпошлины (посредники в виде «охотпользователей», занимающиеся продажей «свежего воздуха» и права входа в лес должны быть упразднены).
3. Охота на лицензионные виды дичи должна осуществляться по продаваемым государством непосредственно охотникам лицензиям, перепродажа их «охотпользователями» по спекулятивным ценам должна быть запрещена и подобная деятельность стать реально наказуемой. Все продаваемые лицензии должны находиться в свободной продаже, а в случае их дефицита и повышенного спроса со стороны охотников – разыгрываться по лотерее либо доставаться по очереди, такая практика существует в вышеупомянутых странах. Всё распределение лицензий должно быть гласным, прозрачным и подконтрольным охотничьей общественности через сеть интернет, чтобы каждый заинтересованных охотник мог проконтролировать кому персонально они достаются и на каком основании.
4. Контроль за добычей дичи и мониторинг охотничьих ресурсов должны осуществлять государственные органы госохотнадзора, такая система существенно менее коррупционна и более эффективна, чем посредническо-«охотпользовательская», именно она востребована в странах с успешной и проверенной временем системой охраны дикой природы (Северная Америка и др.).
5. Искусственное разделение охоты на промысловую и любительскую устарело и в нынешних условиях является анахронизмом. Промысловики платят государству госполшлину, лицензии за добычу лицензионных видов и установленный законом налог на добытое сверх необходимого для собственного пропитания, система налогооблажения должна быть максимально упрощена, исключать посредников и любые дополнительные поборы со стороны третьих лиц. Выделение участков для ловушечной добычи пушнины должно носить заявительный характер и в качестве платы за его использование государство должно засчитывать уплаченные охотником налоги, при условии достижения ими минимального для данной местности уровня, определяемого региональными властями.
Устранение из системы охотничьего природопользования паразитической прослойки посредников-«охотпользователей», представляющих собой частью переродившиеся с советских времён «общества охотников и рыболовов» переоформившиеся в «межрегиональные общественные некоммерческие организации» присосавшиеся к посреднической деятельности перепродажи гражданам права на природопользование, входа в лес, права добычи принадлежащей государству дичи, частью охотничьи латифундии представителей богатейших слоёв общества, как правило вообще не желающих пускать в лес простых охотников под любыми предлогами – единственный путь к восстановлению конституционного порядка и гражданского спокойствия среди наших лесов и полей для миллионов наших граждан.
(В порядке обсуждения)