Встреваю сюда только затем, чтобы начинающие охотники, читающие форум, не понаделали лишних ошибок (дай им Бог хотя бы с неизбежными справиться).
Собственно, хочется остановиться на сообщении № 310, точнее на приведённом там видеоролике с Украины. Это типичный пример не чётко сформулированного вопроса, не корректно поставленного эксперимента и, соответственно, абсолютно неверного вывода.
Итак, автор ролика задался целью сравнить эффективность разных калибров гладкоствольного оружия для любительской охоты. Он взял ружья 12 и 20 калибров с дульными устройствами «цилиндр» и «полный чок», и сделал одиночные выстрелы на дистанции 15, 30 и 45 метров по листам писчей бумаги, на которых был изображён контур вороны. В итоге был сделан вывод: для охоты нет никакого различия между 12 и 20 калибрами.
Теперь посмотрим, что же на самом деле было получено автором, и какие выводы из этого можно сделать.
В идеальных условиях стрельбы по неподвижной цели с неограниченным временем прицеливания, то есть при накрытии мишени центральной частью осыпи, оказалось:
1. «цилиндр» эффективен до 30, а «полный чок» – до 45 метров, причём как для 12, так и для 20 калибров;
2. заметной разницы в результатах такой стрельбы для различных калибров отмечено не было.
Но ведь по сути это и так известно: относительно предельной дальности стрельбы дробью при разных сужениях написано во всех пособиях по стрельбе, а по поводу дробовой стрельбы из разных калибров по неподвижной или малоподвижной цели тем более всё ясно уже лет 150: промысловики стреляют либо из 32 и 28 калибров, либо вовсе из малокалиберных винтовок. К слову, в Сибири вплоть до 20 века вообще не знали дробовой стрельбы – незачем было.
Стрельба дробью потребовалась тогда, когда появилась необходимость поразить быстролетящую цель в краткий промежуток времени. А вот тут погрешность прицеливания резко возрастает, и для её компенсации необходимо увеличение убойного круга, то есть в первую очередь калибра. Поскольку эта погрешность для разных стрелков и в разных условиях стрельбы разная, то, например, в тех случаях, где «отличному» стрелку хватает 20 калибра, для «хорошего» уже желателен 16, а для «среднего» - 12. Что касается «начинающего» стрелка, то ему в тех же условиях будет оптимален 12 калибр с цилиндрическим стволом при ограничении дальности стрельбы до 25 метров, поскольку его погрешность прицеливания пока велика, и дичь он центром осыпи вряд ли накроет. (Отметим, что в наше время понятие «калибр» определяется не столько его номинальным значением, сколько реальной массой снаряда.)
Разумеется, в других условиях стрельбы относительные погрешности прицеливания меняются, поэтому и рекомендации по выбору ружья, дульного сужения и патронов могут быть другими. К примеру, итальянские легашатники, имеющие в среднем лучшую стрелковую подготовку, чем наши, стреляют осеннего вальдшнепа в кустах из ружей 12-го калибра со специальной раскидывающей сверловкой и снарядом в 56 г дроби № 9 или 10.
Исходя из этого, автор обсуждаемого видеоролика сделал бы куда более полезное дело, если:
1. провёл стрельбу по большим листам бумаги размером 70*70 см на дистанции 15 м, 100*100 см – на 30 м, и 150*150 см на 45 м, причём хотя бы 3 дубля;
2. резкость оценил не по картонке толщиной 5 мм, а либо как надо – установив обрезки одной и той же сосновой доски за мишенями, либо вообще её не оценивал;
3. ввиду такой неприязни к вороне, начертил её контур на кальке, и подвигал по стреляной мишени, определив убойный круг, то есть такую область, где в корпус птицы пришлось бы не менее 4-х дробин.
Вот тогда, зная типичную погрешность прицеливания стрелка своей квалификации в наиболее распространённых условиях стрельбы (стенд, утиные перелёты, тяга вальдшнепов), и сравнив её с радиусом убойного круга, каждому стало бы ясно, из ружья какого калибра, с каким сужением и до какой предельной дальности ему следует стрелять влёт.
Что же касается вынужденной совместной «жизни и судьбы» нашего украинского собрата-охотника и его вороны, то почему-то сразу вспоминается повесть Н.С.Лескова «Захудалый род» (сразу уточняю: род не украинский, а русский, неких вымышленных князей Протозановых, - а то, глядишь, ещё «пришьют» унижение национального достоинства «незалежного» народа). Там, правда недолго, но ярко выступал хоть и бестолковый, но бравый и очень симпатичный отставной солдат-хохол по фамилии Грайворона, причём действительно, что бы он ни сделал – всё выходила «грайворона».