бороться с пеной стоит только в двух случаях:
1. Если мясо не совсем чистое (бывает такое в полевых условиях)
Вот как раз эти два пункта, мне бы хотелось обсудить (между чесанием яиц, разумеется).
Первый пункт, наверняка, вообще бесспорен. Ибо вся шерсть и мох всплывает вместе с пеной.
Но всё равно есть одно "но" ... Если уж совсем въедливо подходить к этому вопросу, и среди дегустаторов охотничьей похлёбки окажется вдруг трезвый человек, то он въедливо заметит, что мох и шерсть и трава - не полностью отошли вместе с пеной! Сильно прилипшие грязючки остались на поверхности кусков и варятся (о ужас) вместе с мясом )).
Да, действительно такое бывает очень часто.
Я, в таком случае, поступаю радикально. Как закипит - сливаю нахрен всё вместе с пеной, и промываю водичкой каждый кусок, протирая его руками. Всё равно навару ещё нет, и не жалко сливать.
И после этой процедуры, закипячивая вновь, грязь вся смыта, и пены становится меньше.
2. При борьбе за прозрачность бульона. Да и то как не снимай пену, а он как слеза прозрачным не станет. Все равно нужно оттяжку производить и процеживать.
По второму пункту - борьба за прозрачность бульона, я в некотором замешательстве, если честно.
Тому, кто случайно окажется в компании трезвым, конечно хочется прозрачного как слеза бульона! И долг повара - удовлетворить это желание.
Так вот, был у меня случай ( и не один раз), когда я, очень усталый, приползал с путика в зимовье, и очень хотелось жрать. Ободрав наспех глухаря, не разделывая на части, а удалив только ЖКТ или по нашему три З (зоб, зелудок и зопа), я просто кидал его большую кастрюлю и варил. Крови в нём было дохрена ! Я даже никогда и не промывал, если кишки не разбиты.
Как только закипит - поднимается огромная шапка пены. Но я такой усталый, что закрывал крышкой, сдвигал на уголок печки, и засыпал, свернувшись рядом на нарах калачиком.
Так вот, когда в блюде много действительно чистой крови, то она, обваренная, бултыхается в виде больших лохмотьев. И это вовсе не грязь, это нормальный белковый продукт, в виде здоровенных лохмотьев, в томящемся бульоне.
Проснувшись по утру, я обнаруживал на остывшей буржуйке, кастрюлю, полную кристально-чистого, как слеза младенца, бульона!!!
А пену то я не снимал, если помните...
Так вот , теперь, резюме - отчего у меня замешательство и непонятки:
Буквально вчера, я стал варить холодец, из покупных на рынке продуктов.
Помятуя о том, что пену снимать не обязательно, я так и сварил, как есть, не снимая пены. И в результате - получил мутный бульон.
В общем я так ничего и не понял...
В одном случае, совсем не удаляя кровь, я получил густую пену, лохмотья денатурированного белка, который явно сработал как осветлитель, и в результате кристально-чистый бульон.
Во втором случае, используя обескровленный продукт, в виде говяжей голяшки, и тоже не снимая пены, я получаю мутный бульон.
Предлагаю всем коллегам, разумеется после вылизывания яиц, обсудить сей факт, и прийти к логичным выводам - как получить прозрак в бульоне?
(потому что классическая оттяжка из яичного белка - это отвратительно на внешний вид и слишком гемморно для охотничьей кухни. А оттяжка из чёрной, осетровой икры, как советуют книжки благословенного СССР - увольте.