Пока тут специалисты выясняют отношения... хочу рассказать историю о... заточке. Которой был свидетелем в юности, в доинтернетную еще эпоху.
Был я знаком с мастером-краснодеревщиком, золоторуким бессребренником, звали его дядя Толя. Был дядя Толя человеком глубоко верующим и так же глубоко бедным, так и не научившимся просить адекватную оплату за свою работу. В последние годы его профессиональной деятельности он на настоящем осетровом клею собирал доски для написания икон, складни, триптихи и т.д.
Так вот. Однажды в каком-то научно-популярном фильме, как тогда это называлось, увидел дядя Толя заморского спеца, американца, а может, шведа, уже не помню. И тот спец показывал трюк: ставил рубанок на наклонный брусок, и рубанок ПОД СОБСТВЕННЫМ ВЕСОМ полз по заготовке, выдавая непрерывную стружку какой-то сильно маленькой, но ОДИНАКОВОЙ толщины.
Дядя Толя возбудился необычайно. Полыхнуло самолюбие мастера, и он погрузился в эксперименты.
Примерно через неделю я зашел к своему другу, который был соседом дяди Толи.
Внезапно дверь столярки распахнулась, и на свет божий вынырнул сам мастер, с красными глазами и всклокоченной шевелюрой.
-Врут они, собаки! НЕ ЕДЕТ!! Я всё перепробовал! Есть обман какой-то!
Я совсем опешил. Какие собаки? Где обман?..
-Кто не едет, дядь Толь? И куда?
-Рубанок не едет!!
Оказалось, что дядя Толя всерьез решил повторить фокус того иностранца, подобрал схожий по параметрам рубанок и начал затачивать и выставлять на нем нож. Такую же стружку он получил сравнительно просто, и даже тоньше.
Он мне ее показывал, и микрометром перемеряли. Была похожа на просвечивающую толстую крафтовую бумагу. Но ехать под собственным весом рубанок отказывался.
Дядя Толя легонько толкал его мизинцем, тогда инструмент полз, исправно срезая стружку, но сам - не скользил.
Чем несказанно взбесил дядю Толю. Еле успокоили его аргументом, что ни вес заморского рубанка, ни сорт древесины в том фильме не был указан.
Дядя Толя сильно переживал. Он вообще по жизни не врал, и никогда не врал нам, пацанам.
Поэтому убеждал себя, что за исходные данные был взят обычный брусок и обычный рубанок.
В жизни дяди Толи всегда были разные заточенные железки и обработанные ими деревяшки. Во времена комсомольской юности он завербовался в экспедицию куда-то на Севера, где в свободное от работы время метал ножики-топорики и всякие стрелы в разные пеньки и бревна.
И в один такой вечерок нарисовалась у него за спиной дивчина, местная красавица и лучшая невеста стойбища. И без лишних экивоков заявила: бери меня в жёны. Нравишься. Сильно.
Дядя Толя отшутился, мол, молод еще, рано жениться и все такое. (В Ленинграде его ждала студентка-зазноба).
Местная красавица с каменным лицом удалилась, и казалось бы, инцидент исчерпан, но... Нет.
Вечером того же дня к их лагерю пришел старик-шаман. Вызвал Толю-комсомольца на разговор.
Девица оказалась его дочерью и сильно запала на парня.
Разговор был в том же ключе: женись. Оленей дам. Юрта дам. Собаки дам. Жить хорошо будешь. Большим человеком станешь.
Дядя Толя уже сам сообразил, что это не шутки, но отказался наотрез.
Старый шаман долго смотрел на него, и сказал: дочь (имя я конечно уже не помню, больше тридцати лет прошло) тебя не отпустит. Не будет тебе счастья в другой семье. Богатства не будет. Руки у тебя шибко хорошие. Будешь руками работать много. Передумаешь - возвращайся.
И отдал дяде Толе варган (или хомуз) в деревянном футляре, похожем на сапожок или унту.
Как сказал старик, так все и произошло.
С семьей не заладилось на всю жизнь. Работал дядя Толя руками, много и качественно, но был беден, как церковная мышь.
Иногда, в минуты совсем глубокой тоски он наигрывал на том варгане что-то заунывно-тягучее, как полярная ночь...
Хороший мужик был. Светлая ему память.
Кстати, именно от дяди Толи я услышал выражение, в правдивости которого убеждаюсь который раз.
"-Запомни, Коля! В России три вещи - гробы, кресты, приклады - будут востребованы всегда!"