Umwelt
Участник
Часть 1 Сверхлегкие (до 5кг) лодки.
Сверхлегкие лодки также называют пакрафт (дословно упаковка_плот), изначально предназначались для переправ в пеших походах. На охоте могут быть использованы для переправ при подходе к месту охоты, для расстановки чучалок, подбора дичи и т.д. Являются наилучшим выбором как для многодневных переходов так и для дальних подходов к водоему.
Пакрафты бывают из разных материалов и разных конструкций. Как правило используются ткани c ПВХ и ТПУ покрытием. ТПУ дороже и прочнее. Самые легкие экземпляры ТПУ могут весить до 1.5кг и сворачиваться в объем 3 литра. ПВХ варианты весят от 2.5кг. Неармированый ПВХ, как на пляжных лодках, в пакрафтах не используется, ввиду недостаточной прочности.
Лодки по конструкции делятся на открытые варианты (без деки) и закрытые (с декой). Открытые могут быть с самоотливом (отверстиями в дне ниже ватерлинии). Для охоты скорее подходят открытые без самоотлива.
Другое деление – двуслойная конструкция либо монобалон. Суть двуслойной конструкции – прочная негерметичная шкура и тонкие вкладные воздуходержащие баллоны. Двухслойки легче однослоек, но сложнее в обслуживании.
Список производителей и примеры моделей.
Т.к. по правилам ПХ ссылки запрещены, буду писать название и выделять [], все легко гуглится. Сразу буду обозначать длину (L), ширину в широком месте (W), максимальный диаметр баллона (D), вес (m), материал, и т.д.
Самые распространенные импортные пакрафты [Альпака] [alpacka]. Продуманная конструкция и высокое качество. Очень высокая цена.
В России пакрафты быстро распространяются. Перечень производителей и примеры интересных на мой взгляд моделей.
[лодки Каржаева] [Иволга] L – 270, W - 98, D – 30.5, m – 2.7, ТПУ.
[Тритон] [Пакрафт 295] L – 290, W – 101, m – 3.8, ТПУ.
[Сплав] [Crossriver] L - 296W – 102, m – 4.2, ТПУ+ПВХ.
[TmeTrial] [Фишпакрафт] L – 270, W – 100, D – 30, m – 4.0, ТПУ+ПВХ.
[RiverFord] [Biluta Light] L – 260, W – 92, D – 28, m – 2.9, ПВХ.
[Expedboats] [Тунгус-2] L – 245, W – 93, D – 29, m – 3.6, ПВХ.
Не пакрафтом единым.
Изначально пакрафты были в форме слегка овального бублика. Максимальная грузоподъемность и устойчивость при минимальном весе. Однако в угоду ходовым качествам и удобству гребли, появляются зауженные, заниженные, удлиненные. Обычную же форму рыбацкой «плюшки» называют сверхлегими лодками.
[Лодки-лас] [ЛАС Малёк] L – 180, W – 96, D – 28, m – 2.75, ПВХ.
[Stream] [Ерш] L – 230, W – 110, D – 32, m – 5, ПВХ, есть комплектация с поворотными уключинами.
[TimeTrial][Крохаль] L – 210, W – 100, D – 30, m – 2.8, ПВХ.
Сверхлегкие байдарки.
[Акваграфика] [Бродяга] L – 280, W – 82.5, D – 25, m – 3.57 (4.46 с декой), ПВХ.
[Вольный Ветер] [Тайга 280] L – 280, W – 92, D – 28, m – 5, двуслойка.
[Сталкер] [Голавль] L – 240, W – 92, D – 30, m – 4.5, двуслойка.
Сверхлегкий каяк.
[Drakar][Эридан] L – 310, W – 92, D – 32, m – 5, двухслойка, надувное дно, самоотлив.
Весла. Сверхлегкие лодки по умолчанию подразумевают весла-гребки, как самые легкие и компактные. Как вариант можно использовать канойное весло. Если маршрут на воде сколько-нибудь продолжительный, то лучше выбрать байдарочное весло. Парные весла на уключинах на маленьких лодках не очень удобны, хотя они имеют ряд плюсов применительно к охоте. Гребля парными веслами отнимает меньше сил (по крайней мере при гребке «на себя»), в любой момент можно отпустить весла и снова их поймать. Что немаловажно, руки остаются сухими. Из-за малой длины и ширины лодки, уключины приходится приклеивать вперед от середины лодки, это плохо сказывается и на эффективности гребли и на управляемости. Возможно вам будет удобнее на маленькой лодке с уключинами грести «от себя», сидя лицом по направлению движения. В узких местах и в траве, парные весла доставляют много хлопот, а вот с байдарочным нет проблем. При некотором навыке гребля байдарочным веслом почти не отличается по трудозатратам от гребли парными.
Сиденье. По умолчанию в пакрафтах сидят на дне. Из экономии веса лодки, полезного места в ней, низкий центр тяжести повышает остойчивость. Сидеть на дне не всем удобно, затрудняет греблю через высокий борт в широкой лодке, пузырь продавленного дна ухудшает ход и уязвим для шкуродеров. Легкий вариант, шнуровка-подвес для рюкзака или гермы с вещами. Шнуровку (паук) можно опустить почти до дна, эффективно используя объем кокпита, при этом сидеть будет удобнее. Простой вариант – надувная сидушка на дне. Жесткие банки (сиденья) увеличат вес и габарит свертка, но по-своему удобны.
Итог. Если вам нужно сверхлегкая и сверхкомпактная лодка, ваш выбор Пакрафт из ткани ламинированной ТПУ. Грузоподъемность лодки считается по неким эмпирическим формулам и гораздо меньше водоизмещения, производитель имеет ввиду, что лодка не утратит свои основные характеристики при максимальной загрузке. Если же вы склонны к более «толстокожему» и более дешевому варианту, то ваш выбор ПВХ. Габариты нужно себе хорошо представлять, а лучше посмотреть в надутом состоянии. Далее по тексту станет понятно что малые габариты это не только малая грузоподъемность, но и много чего еще. Дека затрудняет загрузку и доступ к вещам, может быть оправдана когда охоте предшествует сплав по бурным рекам или выход в большие акватории. Самоотлив для тех же целей в «мокром виде», зато не затрудняет загрузку. Надувное дно полезно для мелководных каменистых речек.
Часть 2. Легкие лодки (5 -10 кг).
Основные пропорции и зависимые от них характеристики плоскодонных лодок.
Длина. Чем выше длина тем выше скорость, легче ход, лучше курсовая устойчивость, меньше рысканье при гребле. Косвенно легче обеспечить нейтральный дифферент и меньше его качание при гребле, выше остойчивость, мельче осадка, сильнее парусность.
Ширина. Чем шире судно тем выше остойчивость. Косвенно мельче осадка, сильнее парусность.
Диаметр баллона. Чем больше диаметр баллона, тем лучше остойчивость, выше жесткость, меньше заливает, сильнее парусность.
Само собой, увеличение габаритов ведет к увеличению веса и размера упаковки, уменьшает удобство гребли (кроме парных весел), увеличивает парусность.
Какие преимущества может дать лодка весом 5-10 кг, по сравнению с лодкой легче 5 кг.
Очевидно: надежность ввиду более толстого материала; больший размер кокпита и в связи с этим возможность взять пассажира; лучшую остойчивость и меньше заливание волной.
Неочевидно: легкий ход; лучшую курсовую устойчивость; правильный нейтральный дифферент; мелкую осадку; жесткость; размер при котором можно полноценно грести парными веслами.
С современными тонкими ПВХ любой производитель рыбацких лодок способен уложиться в 10 кг для одноместной лодки. Не буду перечислять варианты и не силен в производителях рыбацких лодок.
Примеры моделей одно и поутораместных лодок.
«Полтора землекопа…» Под полутораместной лодкой буду понимать лодку в которой свободно размещается взрослый гребец и взрослый пассажир.
[Рафтмастер] [Северянка-32] L – 320, W – 90, D – 28, m – 9.0, двуслойка, надувное дно, одноместка.
[Акваграфика][Викинг 3.8] L – 380, W – 95, D – 28, m - 10.4, жесткий киль, полутораместка.
[Вольный Ветер] [Ермак 340] L – 340, W – 94, D – 29, m – 9.2, полутораместка.
[TimeTrial][ Фишкаяк] L – 360, W – 94, D – 30, m – 9.2, сиденье айрдек, одноместкаместка.
[TimeTrial][ Щукарь 380] L – 380, W – 96, D – 30, m – 5.8, полутораместка.
[Сталкер] [Налим 300] L – 440, W – 92, D – 26, m – 10, двуслойка, двухместка.
[Expedboats] [Эскимос-400] L – 400, W – 95, D – 30, m – 8.5, ПВХ, двухместка.
[Stream] [Тузик] L – 240, W – 120, D – 32, m – 10, ПВХ, поворотные уключины, полутораместка.
[Drakar] [Ивланда] L – 360, W – 106, D – 36, m – 7.4, двухслойка, надувное дно, самоотлив, полутораместка.
Многие задаются вопросом не перевернутся ли они на таких узких лодках. Действительно узкий (70см) каяк с килеватым дном переворачивается на ура. Другое дело плоскодонка 90 см. Её уже никак нельзя назвать узкой, только визуально длинное судно кажется узким. Перевернуть ее сидя не выше середины баллона, на гладкой воде очень сложно. От выстрела она не перевернется, нужно как минимум хорошенько перевалиться через борт чтобы плоскодонка шириной 90 см. перевернулась. В некоторых моделях дно клеят чуть выше нижнего уровня баллонов, что еще немного повышает остойчивость. Тем не менее, спасжилет на воде никогда не бывает лишним. Ружье лучше пристраховать к лодке, на всякий случай.
Я пытался написать по-возможности сжато, многие вопросы не освещены. Дополняйте, спрашивайте. Понимаю что не многие добираются до места охоты без машины, надеюсь кому-то текст окажется полезным.
Сверхлегкие лодки также называют пакрафт (дословно упаковка_плот), изначально предназначались для переправ в пеших походах. На охоте могут быть использованы для переправ при подходе к месту охоты, для расстановки чучалок, подбора дичи и т.д. Являются наилучшим выбором как для многодневных переходов так и для дальних подходов к водоему.
Пакрафты бывают из разных материалов и разных конструкций. Как правило используются ткани c ПВХ и ТПУ покрытием. ТПУ дороже и прочнее. Самые легкие экземпляры ТПУ могут весить до 1.5кг и сворачиваться в объем 3 литра. ПВХ варианты весят от 2.5кг. Неармированый ПВХ, как на пляжных лодках, в пакрафтах не используется, ввиду недостаточной прочности.
Лодки по конструкции делятся на открытые варианты (без деки) и закрытые (с декой). Открытые могут быть с самоотливом (отверстиями в дне ниже ватерлинии). Для охоты скорее подходят открытые без самоотлива.
Другое деление – двуслойная конструкция либо монобалон. Суть двуслойной конструкции – прочная негерметичная шкура и тонкие вкладные воздуходержащие баллоны. Двухслойки легче однослоек, но сложнее в обслуживании.
Список производителей и примеры моделей.
Т.к. по правилам ПХ ссылки запрещены, буду писать название и выделять [], все легко гуглится. Сразу буду обозначать длину (L), ширину в широком месте (W), максимальный диаметр баллона (D), вес (m), материал, и т.д.
Самые распространенные импортные пакрафты [Альпака] [alpacka]. Продуманная конструкция и высокое качество. Очень высокая цена.
В России пакрафты быстро распространяются. Перечень производителей и примеры интересных на мой взгляд моделей.
[лодки Каржаева] [Иволга] L – 270, W - 98, D – 30.5, m – 2.7, ТПУ.
[Тритон] [Пакрафт 295] L – 290, W – 101, m – 3.8, ТПУ.
[Сплав] [Crossriver] L - 296W – 102, m – 4.2, ТПУ+ПВХ.
[TmeTrial] [Фишпакрафт] L – 270, W – 100, D – 30, m – 4.0, ТПУ+ПВХ.
[RiverFord] [Biluta Light] L – 260, W – 92, D – 28, m – 2.9, ПВХ.
[Expedboats] [Тунгус-2] L – 245, W – 93, D – 29, m – 3.6, ПВХ.
Не пакрафтом единым.
Изначально пакрафты были в форме слегка овального бублика. Максимальная грузоподъемность и устойчивость при минимальном весе. Однако в угоду ходовым качествам и удобству гребли, появляются зауженные, заниженные, удлиненные. Обычную же форму рыбацкой «плюшки» называют сверхлегими лодками.
[Лодки-лас] [ЛАС Малёк] L – 180, W – 96, D – 28, m – 2.75, ПВХ.
[Stream] [Ерш] L – 230, W – 110, D – 32, m – 5, ПВХ, есть комплектация с поворотными уключинами.
[TimeTrial][Крохаль] L – 210, W – 100, D – 30, m – 2.8, ПВХ.
Сверхлегкие байдарки.
[Акваграфика] [Бродяга] L – 280, W – 82.5, D – 25, m – 3.57 (4.46 с декой), ПВХ.
[Вольный Ветер] [Тайга 280] L – 280, W – 92, D – 28, m – 5, двуслойка.
[Сталкер] [Голавль] L – 240, W – 92, D – 30, m – 4.5, двуслойка.
Сверхлегкий каяк.
[Drakar][Эридан] L – 310, W – 92, D – 32, m – 5, двухслойка, надувное дно, самоотлив.
Весла. Сверхлегкие лодки по умолчанию подразумевают весла-гребки, как самые легкие и компактные. Как вариант можно использовать канойное весло. Если маршрут на воде сколько-нибудь продолжительный, то лучше выбрать байдарочное весло. Парные весла на уключинах на маленьких лодках не очень удобны, хотя они имеют ряд плюсов применительно к охоте. Гребля парными веслами отнимает меньше сил (по крайней мере при гребке «на себя»), в любой момент можно отпустить весла и снова их поймать. Что немаловажно, руки остаются сухими. Из-за малой длины и ширины лодки, уключины приходится приклеивать вперед от середины лодки, это плохо сказывается и на эффективности гребли и на управляемости. Возможно вам будет удобнее на маленькой лодке с уключинами грести «от себя», сидя лицом по направлению движения. В узких местах и в траве, парные весла доставляют много хлопот, а вот с байдарочным нет проблем. При некотором навыке гребля байдарочным веслом почти не отличается по трудозатратам от гребли парными.
Сиденье. По умолчанию в пакрафтах сидят на дне. Из экономии веса лодки, полезного места в ней, низкий центр тяжести повышает остойчивость. Сидеть на дне не всем удобно, затрудняет греблю через высокий борт в широкой лодке, пузырь продавленного дна ухудшает ход и уязвим для шкуродеров. Легкий вариант, шнуровка-подвес для рюкзака или гермы с вещами. Шнуровку (паук) можно опустить почти до дна, эффективно используя объем кокпита, при этом сидеть будет удобнее. Простой вариант – надувная сидушка на дне. Жесткие банки (сиденья) увеличат вес и габарит свертка, но по-своему удобны.
Итог. Если вам нужно сверхлегкая и сверхкомпактная лодка, ваш выбор Пакрафт из ткани ламинированной ТПУ. Грузоподъемность лодки считается по неким эмпирическим формулам и гораздо меньше водоизмещения, производитель имеет ввиду, что лодка не утратит свои основные характеристики при максимальной загрузке. Если же вы склонны к более «толстокожему» и более дешевому варианту, то ваш выбор ПВХ. Габариты нужно себе хорошо представлять, а лучше посмотреть в надутом состоянии. Далее по тексту станет понятно что малые габариты это не только малая грузоподъемность, но и много чего еще. Дека затрудняет загрузку и доступ к вещам, может быть оправдана когда охоте предшествует сплав по бурным рекам или выход в большие акватории. Самоотлив для тех же целей в «мокром виде», зато не затрудняет загрузку. Надувное дно полезно для мелководных каменистых речек.
Часть 2. Легкие лодки (5 -10 кг).
Основные пропорции и зависимые от них характеристики плоскодонных лодок.
Длина. Чем выше длина тем выше скорость, легче ход, лучше курсовая устойчивость, меньше рысканье при гребле. Косвенно легче обеспечить нейтральный дифферент и меньше его качание при гребле, выше остойчивость, мельче осадка, сильнее парусность.
Ширина. Чем шире судно тем выше остойчивость. Косвенно мельче осадка, сильнее парусность.
Диаметр баллона. Чем больше диаметр баллона, тем лучше остойчивость, выше жесткость, меньше заливает, сильнее парусность.
Само собой, увеличение габаритов ведет к увеличению веса и размера упаковки, уменьшает удобство гребли (кроме парных весел), увеличивает парусность.
Какие преимущества может дать лодка весом 5-10 кг, по сравнению с лодкой легче 5 кг.
Очевидно: надежность ввиду более толстого материала; больший размер кокпита и в связи с этим возможность взять пассажира; лучшую остойчивость и меньше заливание волной.
Неочевидно: легкий ход; лучшую курсовую устойчивость; правильный нейтральный дифферент; мелкую осадку; жесткость; размер при котором можно полноценно грести парными веслами.
С современными тонкими ПВХ любой производитель рыбацких лодок способен уложиться в 10 кг для одноместной лодки. Не буду перечислять варианты и не силен в производителях рыбацких лодок.
Примеры моделей одно и поутораместных лодок.
«Полтора землекопа…» Под полутораместной лодкой буду понимать лодку в которой свободно размещается взрослый гребец и взрослый пассажир.
[Рафтмастер] [Северянка-32] L – 320, W – 90, D – 28, m – 9.0, двуслойка, надувное дно, одноместка.
[Акваграфика][Викинг 3.8] L – 380, W – 95, D – 28, m - 10.4, жесткий киль, полутораместка.
[Вольный Ветер] [Ермак 340] L – 340, W – 94, D – 29, m – 9.2, полутораместка.
[TimeTrial][ Фишкаяк] L – 360, W – 94, D – 30, m – 9.2, сиденье айрдек, одноместкаместка.
[TimeTrial][ Щукарь 380] L – 380, W – 96, D – 30, m – 5.8, полутораместка.
[Сталкер] [Налим 300] L – 440, W – 92, D – 26, m – 10, двуслойка, двухместка.
[Expedboats] [Эскимос-400] L – 400, W – 95, D – 30, m – 8.5, ПВХ, двухместка.
[Stream] [Тузик] L – 240, W – 120, D – 32, m – 10, ПВХ, поворотные уключины, полутораместка.
[Drakar] [Ивланда] L – 360, W – 106, D – 36, m – 7.4, двухслойка, надувное дно, самоотлив, полутораместка.
Многие задаются вопросом не перевернутся ли они на таких узких лодках. Действительно узкий (70см) каяк с килеватым дном переворачивается на ура. Другое дело плоскодонка 90 см. Её уже никак нельзя назвать узкой, только визуально длинное судно кажется узким. Перевернуть ее сидя не выше середины баллона, на гладкой воде очень сложно. От выстрела она не перевернется, нужно как минимум хорошенько перевалиться через борт чтобы плоскодонка шириной 90 см. перевернулась. В некоторых моделях дно клеят чуть выше нижнего уровня баллонов, что еще немного повышает остойчивость. Тем не менее, спасжилет на воде никогда не бывает лишним. Ружье лучше пристраховать к лодке, на всякий случай.
Я пытался написать по-возможности сжато, многие вопросы не освещены. Дополняйте, спрашивайте. Понимаю что не многие добираются до места охоты без машины, надеюсь кому-то текст окажется полезным.