каждая уважающая себя русская печка просто обязана иметь вот такую вот заслоночку в пару к полной заслонке, которой её закрывают после протопки.
Дима, я по западу Вологодской уже тридцать лет перемещаюсь. Каких-только прикладных поделок перевидеть удалось, но подобную заслонку вижу в первый раз.
Причем назначение этой заслонки мне так до сих пор и не понятно.
Мысль:
Она очень сильно улучшает "аэродинамику" печи, в итоге печка практически не дымит даже при растопке в, мягко говоря, неблагоприятных условиях - сыро, холодно и т.п.
для меня сомнительна.
Прежде всего в жилом доме печь не остывает.
Местные и сейчас в ней готовят даже летом, хотя для себя сейчас редко, а для скотины жорево делают два раза в день.
Причем, что для выпекания хлеба и пирогов, что для сушки грибов и фруктов с овощами, что для приготовления различных блюд, важно именно тепло самой печи. Приготовляемые блюда просто в печке томятся. Пока горит в топке огонь, разве что картошку варят, а обычно, для ТБ, просто чугунок на выходе с водой стоит. После того, как дрова в топке прогорят, топку плотно закрывают заслонкой, чтоб удержать тепло.
Варят на отдельной плите. И расход дров меньше и регулировать огонь проще.
Кроме того, если вдруг пропадает тяга, просто чистят трубу от сажи. Вариант с плохой тягой в печи, как таковой, после её постройки, вообще сомнителен. Печь без нормальной тяги просто не сложили бы, мастера не умеющего сложить качественную печь никто бы для работы и не позвал.
Обычно в трубе уже после щита и лежанки, на прямоходе (выше только боров) делают отдельную дверцу с двойным назначением. Основное удалять осыпающуюся в трубу сажу (и посторонние предметы), а вспомогательное, как раз спровоцировать развитие тяги в холодной трубе. Поджигают кусочек бересты или бумаги и кидают за эту дверцу и печка "запускается".