Как целенаправлено, индивидуально, с подхода происходит охота на волка?
Ответ на данный вопрос требует некоторых уточнений.
Мы с моим охотничьим побратимом не промысловики и охотимся исключительно ради процесса , практически не собирая трофеев в виде шкур , рогов , черепов и т.д.
Если процесс и метод охоты интересен , он может поглощать всё наше внимание , независимо от количества положительных результатов.
Высоким пилотажем мы считаем индивидуальную охоту с подхода или скрадом в абсолютно незнакомой местности охотничьих походов по ненаселёнке.
На волка так тоже , в принципе , можна охотиться , но учитывая его малую плотность ( значительно менее 0,3 одной особи на 1000 га) , это охота "на большую удачу".
Поэтому , значительно более продуктивно происходят охоты с подхода по волку на изученных нами территориях. Такие охоты мы в шутку называем "балконными".
Географически - это северная часть Украины , в районе реки , по которой проходит граница активного о\х и зоны отчуждения ЧАЭС. Эта территориальная специфика накладывает определённый отпечаток на поведение всех проживающих там животных.Местность лесо-луговая , пойма реки , колки...Места довольно глухие : водится рысь и боровая дичь , a также все виды копытных , которые характерны для Европейской части СССР ( косуля европейская , кабан , олень благородный , лось).
Прекрасно представляя себе экологию волка , мы понимаем , что на площади примерно в 100 - 300 кв.км. держится одна семья . Это где-то 6-8 особей ( в зависимости от года и сезона).
Индивидуальная охота с подхода строится на особенностях охотничьего поведения волка ,в котором присутствуют такие составляющие , как
поиск , нападение и поедание.
Мы используем фазу поиска , когда состояние голода является доминантным в ЦНД и волк менее осторожен.
Волки , осуществляя поиск и обнаружение добычи ,применяют постоянные маршруты поиска. Эти маршруты проходят по местам нахождения и концентрации жертв в тот или иной сезон ;они очень рациональны и проходят не только по более богатым дичью угодьям , но и обеспечивают лучшие возможности подхода к жертве ( скрытность, обзор , лёгкость по энергозатратам,ограниченность для манёвра у объекта атаки и т.п.). Нужно отметить , что маршруты постоянны год от года и сохраняются даже при переходе территории "в собственность" к другой стае.
В описываемой мною местности в питании волков доминируют кабан и косуля.
Без тщательного определения маршрутов движения гуртов свиней и их пастухов - волков , а также мест концентрации косули , говорить о продуктивной индивидуальной охоте на волка не приходится.
Всё это изучается тщательным троплением , которое отнимает очень много времени и сил.Проверяются болотины , опушки , крупные поляны , места удачных волчьих охот и остатки трапез. Определяются места переправ через водную преграду.
После изучения картины "в целом" , уже можна установить "узкие места" волчьих маршрутов поиска и обнаружения добычи.
Такими местами должны быть участки , которые попадают под определение "на подходе к территории скрадывания и нападения". А именно : если волки привыкли атаковать гурт свиней в густой дубраве , то в этот сектор они заходят привычными маршрутами ; если свиньи выходят из Зоны , переправляются через полузамёрзшую реку и идут столоваться на территорию охотхозяйства , где проводится биотехния , то волки , как пастухи , следуют за ними.
Это , естественно , не очень малые территории , но поиск сужает очень существенно. Охота ,в основном , начинается во второй половине дня и может длиться далеко за полночь , если есть хорошая луна и снежный покров.
Задача : двигаться такими маршрутами , чтобы пересечся с волками , когда они идут в поиск по своим охотничьим маршрутам.
Узкие места волчьих маршрутов выбираются так , чтобы охотник имел возможность прострела из хорошей винтовки примерно на 300 метров в разные стороны. Таким образом перекрывается приличный сектор.
Очень удобно , когда река замёрзла не на всём протяжении и по следам видно , как волки делают по несколько попыток переходов через лёд , натыкаются на проталины , возвращаются назад и пытаются сделать это в другом месте.
Таких "узких мест" на территории волчьих маршрутов немало , поэтому всё зависит от удачи , охотничьей интуиции , конкретных обстоятельств и планов охотника по переходу с одного сектора обстрела в другой.
Такое "пограничное патрулирование" волчьих маршрутов и узких мест позволяет увеличить вероятность охотничьего контакта со зверем на порядок , против обычного обхода всех угодий.
Интересно отметить , что волки на маршруте не очень опасаются звука дальнего выстрела и нередки случаи , когда удавалось обстрелять, обнаруженную на тропе стаю, два-три раза. Оружие мы применяем под калибр .300 Вин.Маг. с мягкой пулей 11,0 г. Оптический прицел не ночной , но с красной точкой.
Как вариации на тему , можно в узком месте волчьих охотничьих маршрутов застрелить случайно подвернувшееся небольшое животное на открытом месте (желательно с приличной дистанции).Это может увеличить вероятность того , что волки свернут по ветру именно в этот сектор и сократят охотнику время ожидания и избавят от необходимости много раз переходить с места на место в течении одной ночи.
Высшим пилотажем мы считаем индивидуальную охоту на волка не с подхода , а скрадом в следующих за "поиском" и "обнаружением" фазах волчьего охотничьего поведения , а именно на стадии "скрадывания " , "нападения" и "поедания" волком его добычи.
Это архитрудно , но реально. Трудность не только в том , что очень-очень редко можно "поймать" волков на такой фазе.Но,как оказалось, что и для волков очень непросто успешно реализовать эти фазы и тем самым дать охотнику возможность приблизиться на выстрел.
В период гона молодые особи волков предоставлены сами себе и уже было два случая , когда во время охоты на волчьих маршрутах мы обнаруживали , что молодые волки парой преследовали лосей. Оба раза обстановка показывала , что вполне реально успеть по их свежайшим следам и подойти на выстрел - если не в момент "нападения" , то в момент "поедания". (Однажды даже было слышно , как взвизгнул волк после неудачной атаки). Как ни обидно , но оба раза подвели волки - по неопытности упускали добычу и "срывали" тем самым охоту на них самих.