Полисэнд. 1138. Плотность снега [/FONT]
[FONT="]Обычная плотность свежевыпавшего снега 0,05 г/см[SUP]3[/SUP] Плотность снега, выпавшего во время метели, доходит до 0,12...0,18 г/см[SUP]3[/SUP], а если ураган бушует многие сутки подряд, то и до 0,40...0,45 г/см[SUP]3[/SUP]. Любой лыжник знает, что лесной снег отличается от снега на равнине. В сибирской тайге, где не бывает зимних оттепелей, средняя плотность метровой толщи снега местами не превышает 0,10 г/см[SUP]3[/SUP]. В степях и в тундре метели сильно уплотняют снег, там высота снежного покрова значительно меньше, а плотность – в 2...4 раза больше.
Очень быстро меняется плотность снега в период весеннего таяния: от 0,35 г/см[SUP]3[/SUP] в начале, 0,45 г/см[SUP]3[/SUP] в разгар, 0,5...0,6 г/см[SUP]3[/SUP] в конце снеготаяния.
Практически уже при так называемой первой критической плотности – 0,55 г/см[SUP]3[/SUP] снег перестает быть собственно снегом. Вторая критическая плотность (около 0,75 г/см[SUP]3[/SUP]) наступает при таком близком расположении ледяных кристаллов, что происходит замыкание воздушных пор. При этом воздух уже не может вытесняться из снега, и он оказывает упругое сопротивление сжатию. Дальнейшее уплотнение возможно лишь при деформации ледяных частиц под давлением вплоть до слияния их в монолитную поликристаллическую породу – лед.
Снег скользкий потому, что при давлении и трении полозьев саней или лыж поверхностные частички снежного покрова тают, появляющаяся при этом пленка воды служит как бы смазкой. Поэтому «скользкость» зависит от температуры снега и от скорости перемещения.
Известно, что трение минимально при скольжении по сухому снегу при температуре близкой 0°C. Если снег увлажняется, трение начинает возрастать пропорционально увлажнению.
Опыты с экспериментальными лыжами из металла, из твердого пластика показывают, что коэффициент трения увеличивается с понижением температуры. Для стали – от 0° до минус 25°C – он удваивается, а для меди и некоторых пластиков возрастает в 3...4 раза. При температуре ниже минус 25°C сопротивление снега скольжению с малыми скоростями приближается к величине сопротивления скольжения по сухому песку.
Немаловажную роль в скорости передвижения по снегу играет материал полозьев и структура снега. Коэффициент трения зависит еще и от длины скользящей поверхности. Так, при испытании стальной лыжи обнаружено, что с увеличением ее длины от 1,0 до 1,7 метра трение уменьшается на две трети. Чем длиннее скользящая поверхность, тем продолжительнее трение и тем больше тепла выделяется на контактах полозьев со снежными зернами, а это улучшает «смазку» и снижает величину трения. Казалось бы, ясно: лыжи надо делать длинней и скользить быстрей... Но здесь вступает в свою роль величина давления. Если она недостаточна, трение о снег может возрасти. Особенно при малых давлениях и температуре снега около 0°C.
Если же лыжи коротковаты, они глубже погружаются в снег, следовательно, появляются дополнительные силы сопротивления скольжению.
Источник информации:
Журнал «Наука и жизнь», №1, 1982.