Опишу ещё одну охоту, которая в некоторых моментах, вернеее даже в одном, может дать какой-то положительный опыт для других. В том году эта была одна из последних охот на кабана, можно сказать, что лицензия уже "горела". Рано утром выехали на облавную охоту командой человек 9-10. Зверь к закрытию сезона уже был сильно нашуган, разогнан и вероятность найти и добыть зверя в предстоящем районе охоты была не очень большая. Мороз около 15 градусов, небольшой пронизывающий ветерок не очень способствовали комфортной охоте. Благо, что снежный покров еще позволял обходиться без лыж, ибо большая часть участвующих в охоте их не имела. Приехали на место начала охоты в лес. Предводитель уехал на своем УАЗике делать объезд одному ему известного района, предварительно поставив задачу мне и еще одному товарищу обрезать просеки (пройти туда до километрового столба, -назад, есть ли выходные, заходные следы). Необходимо отметить, что предводитель (он же вдохновитель и организатор всех наших тогдашних охот) не очень любил ходить пешком при подготовительном этапе охоты и всегда старался, не смотря на уговоры других, по максимому использовать возможности внедорожника - просеки, колеи, болотца, глубокий снег, иногда и лес для него не были для этого препятствием. Машину для этой цели не жалел. Именно по этой причине были случаи, когда весь короткий световой день посвящался не охоте непосредственно, а исключительно вытаскиванию и эвакуации транспорта из какого нибудь заболоченного места.
Обрезали свои участки, прибыли к основной группе уже начинающих замерзать охотников. Дождались организатора, который выслушав наши результаты обхода, сказал, что в загоне секач есть. Указал, вернее объяснил, кому где стать и уехал вновь на машине делать загон. В загон предводитель шел один со своим старым кобелем лайки. Кобель выглядел несколько необычно из-за постоянно перекошенной морды по причине криво сросшегося перелома нижней челюсти (результат отучивания от привычки кусать хозяина).
Расставились, зарядились. Ждем. Стою на просеке почти на углу голой вырубки и высокого леса, перекрываю уход зверя в заросшую сплошным мелким подростом посадку елочек на месте бывшей сечи. Невдалеке, метрах в 150 спрятался за ствол высокой ели соседний номер, мой сосед-доктор с новым ружьем - МЦ-21 (буквально 20 минут назад заявивший, что если кабан выйдет на него, то уж из 5 пуль он одним уж попадет в зверя). С другой стороны соседний номер стоит где-то далеко на другом углу голой вырубки, его не видно. Время идет, полная тишина. Начинает донимать морозец. Последовательно начинают замерзать руки, ноги, затем и все вспотевшее при обрезании следов зверя тело. Быстрее бы уже все окончилось. Чем больше проходит времени ожидания, тем меньше надежды на выход зверя. Тишина, лая кобеля не слышно. Появляются мысли, что предводитель ошибся и не нашел зверя окладе. Или ушел за ним в другую сторону от номеров. Вижу, как показался ранее не видимый мне номер в дальнем углу голой вырубки, увидел меня, развернулся и ушел обратно. Покинул свое укрытие и доктор, вышел на середину просеки и делает активные движения руками и телом, стараясь согреться. По себе чувствую, что все уже сильно замерзли и ждут только окончания загона, т.е. появления предводителя с собакой. Но терпят, закон облавной охоты соблюдают. Уже перестал обращать внимание на периодический треск деревьев от мороза, поначалу каждый раз заставлявший изготавливаться для стрельбы, снимать перчатку и ложить палец на курок.
Вдруг до слуха донесся нехарактерный постоянный звук - "динь-динь-динь...". Типа звона колокольчика. Что это? Звук постепенно приближается, я озадаченно пытаюсь сообразить, что же это такое. Ружье на плече, напряжено вглядыаюсь в сторону приближающегося "колокольчика". И вдруг, совсем неожиданно для себя, в просвет между деревьями замечаю огромного секача, рысцой бегущего краем высокого леса к просеке в сторону заросшей вырубки. Мгновенно сбрасываю перчатки с обеих рук, рву ружье с плеча. Прикладка, жду появления зверя из-за покрытых шапками снега мелких елочек-подроста перед просекой. ВОТ ОН! Метров 40. Зверь, не останавливаясь, мелкой рысцой бежит своим направлением. На хребте щетина стоит дыбом, смерзшиеся кончики пучков щетины покрыты льдяшками, которые при движении зверя, стуча друг о друга, и издают характерный звон колокольчиков. Небольшой вынос точки прицеливания, перед самым выходом секача на просеку - ВЫСТРЕЛ. Зверь сразу падает на бок, начинает семенить ногами и испуганно непрерывно хоркать. Второй выстрел не делаю, опускаю ружье, растерянно и удивленно смотрю на зверя - не ужели ВСЁ? Совсем неожиданно он встает на ноги и, подтягивая зад, обратным следом скрывается за мелкими заснеженными елочками. Вскинуть ружье и еще раз выстрелить из-за ступора, испытанного мгновением ранее, не успеваю. УШЁЛ!!! Бросаюсь вперед, в сторону уходящего зверя. Пробежав 10-15 метров, вижу убегающего секача. Вскидываю ружье, прицеливаюсь - ВЫСТРЕЛ! Кабан вновь скрывается за подростом елей. Бегу в сторону ушедшего зверя, на ходу перезаряжая своё ТОЗ-34. Проскакиваю мелкий подрост и неожиданно останавливаюсь. Секач лежит в 15 метрах передо мной на боку, делает редкие последние конвульсионные движения ногами. ЕСТЬ!
Сразу пропало чувство холода, сердце чуть не выскакивает из груди, кажется опять начинаю потеть. Кричу "ДОШЁ-Ё-Ё-ЕЛ". Постепенно подходят другие номера. Поздравления, гвалт, радость что охота результативная и от окончания мучения холодом. Кто-то начинает разводить костер, достают горячий чай, бутерброды, водку на кровях. Загонщика пока нет.
И вдруг все как то разом совсем неожиданно замечаем появившегося рядом кобеля и переводим взгляды в ту сторону, откуда он прибежал. Это ВСЁ надо было видить, слышать и почувствовать! Описать это невозможно. Предводитель весь в снегу, без шапки, с мокрыми и стоящими дыбом, как щетина у бежавшего добытого секача, волосами, со сверкающими от гнева глазами. "Я по следу кабана гоню, а вы тут... Кто разрешил?..." Далее раздается хорошо поставленным командным голосом непрерывная тирада слов, характеризующая что он думает о всех нас и каждом в отдельности ... и т.д, и т.д.
Робкие попытки некоторых членов коллектива объяснить и показать предводителю, что зверь уже добыт и вот он лежит, предводитель, гневно сверкая глазами и не останавливая свою громогласную речь не слышит и не видит. Наконец, тирада обрывается - это предводитель увидел секача. Хлопает глазами. Начинает слышать объяснения окружающих. На лице появляется смущение, виноватая улыбка - кто стрелял? Все сразу вновь одновременно радостно начинают ему все объяснять, из-за чего он еще долго не может понять, как было дело. Ну а далее как всегда - яркий жаркий костер, разделка зверя, отмечание "на кровях", разговоры, душевные беседы, воспоминания. В общем, одна из самых приятных сторон коллективной охоты. Домой собрались уезжать уже по полной темноте.
Ну и еще одно. Доктор, мой сосед по номеру (да и по дому), решил после окончания охоты посмотреть, как же бьет его новая "пятизарядка". Выцелил мишень, щелчок - выстрела нет. Новый патрон - тот же результат. Только и высказал шутку: "Слава богу, что на меня этот кабан не вышел. А то я бы не смог купить столько водки, что бы с вами расплатиться!" В общем, когда все уже начали отмечать "на кровях", он еще продолжал возиться со своим ружьем - пытался выстрелить, щелкал, разбирал, собирал его. Наконец, уже неожиданно для всех, раздался выстрел, дружно встреченный хохотом и шутками компании. А дело было в том, что перед охотой в мороз доктор просто не убрал смазку из ружья. Из-за этого смазка замерзла на морозе и оружие стало "не боеспособным". Возможно в дальнейшем в этом ружье доктором были найдены еще какие-то недостатки, т.к. больше он с ним не охотился - продал его и вернулся к своей старой привычной, надежной "вертикалке".
Всё. Выводы из рассказа делайте сами.