Хотя и не совсем по теме, но хочется рассказать еще один случай из охотничьей практики. О значении алкоголя при стрельбе. Есть такое мнение у многих товарищей, что небольшая доза принятого перед стрельбой алкоголя значительно повышает точность стрельбы стрелка. У меня, по крайней мере, этому есть одно практическое подтвеждение. Да и из давнешней военной учебы при проведении упражнений стрельб из пистолета (офицерское троеборье), непосредственно перед стрельбой тренер (он же преподаватель физо) заставлял выпить 30-50 грамм коньяка - он, по видимому, так же придерживался такой теории.
Теперь о подтверждении такого факта. Однажды мы вдвоем с товарищем зимой выехали на ночную охоту (отговорка для жен). На самом же деле мы были приглашены на дачу на празднование дня рождения супруги третьего товарища и, да бы не было недовольства, ворчания и скандалов по такому случаю своих дрожайших половинок, пришлось брать с собой все необходимое снаряжение - карабин, прицел, нож, вещмешок и т.д., т.е. пойти на благородный обман своих супруг.
Праздновали день рождения долго, с песнями, танцами, фотографированием. Гости стали расходиться уже поздно. Стали собираться и мы, но перед этим решили посмотреть на наличие кабанов частично скошенное, частично укатанное кукурузное поле, благо оно находилось почти сразу за огородом дачи товарища.
Время - вторая половина ноября, под вечер выпал небольшой свежий снежок, погода мягкая, видимость хорошая, хотя был довольно сильный ветерок, периодически нагонявший темные тучи. Распрощавшись с юбиляршей и ее супругом, я предупредил его - что едем посмотреть поле и если что - я позвоню ему. Подъехали по кругу к полю, я вышел из машины и по свежему снегу пошел по занесенной грунтовой дороге вдоль леса - на выпавшем снегу свежие выходы и заходы зверей должны быть хорошо видны и без фонарика (которого у меня не было). Товарищ остался сидеть в машине. Хмель от выпитого алкоголя уже почти совсем прошел (хорошая, обильная закуска), но остаточные явления явно еще чувствовались. Пройдя метров 100 и вглядываясь перед собой в нетронутый следами белый снежный покров, вдруг неожиданно замечаю впереди себя цепочку темнеющих точек, тянущуюся от кустов через дорогу к полю. Неужели кабаны? Включаю прицел и смотрю перед собой. На удалении около 100 метров темная цепочка в прицеле превращается в стадо кабанов, причем все взрослые. Часть цепочки уже в поле, конец - теряется в заснеженных кустах на выходе из леса. Звери явно обнаружили меня, т.к. все замерли на месте и внимателно смотрели в мою сторону. Круто развернувшись, я не оглядываясь своим следом пошел назад к машине, кляня по пути себя за то, что поленился сразу взять с собой карабин, что поленился зайти с другой стороны поля против ветра, что, выйдя с машины, не посмотрел сразу на поле в прицел. А тут еще и товарищ на машине отъехал слишком далеко от места высадки.
Зарядил в машине карабин, подсоедиил прицел - и к полю. Зверей не видно. Ушли назад через дорогу в лес или ушли кормиться в поле в заросли наполовину укатанной кукурузы и бурьянов? Быстро захожу против ветра по занесенной свежим снегом дачной дороге, идущей между лесом и кустами перед полем, не пытаясь определить по многочисленным следам "туда-сюда"через нее, где же сейчас звери. Выхожу на противоположный угол, осматриваю поле - ничего. Начинается снежок с усилением ветра, погода портится. Прохожу по другой стороне поля метров 150, поднимаюсь на небольшую горку и вновь осматриваю поле. ЕСТЬ! В поле кормятся кабаны. Так и не понял, были ли они в поле при втором моем подходе и я их не увидел из-за низинки и остатков растительности на поле, или они уже вторично вышли в поле после моего прохода. Против ветра по свежему снегу иду в поле и начинаю скрадывать зверей, стараясь не шуметь и обходя клоки нескошенной невысокой кукурузы и бурьяна. Снег начинает усиливаться. Периодически контролирую местонахождение стада в прицел. Вдруг проезжающая по шоссе машина поворачивает на дорогу на дачи, кратковременно освещая кормящееся стадо кабанов. Звери, потревоженные светом и гулом машины, вновь выстроилсь в цепчку и двинулись по ветру в мою сторону. Машина прошла по лесной дороге на дачи, стадо зверей подошло ко мне метров на 80, разбрелось и вновь стало кормиться. Все, подходить больше нельзя, иначе звери на заснеженном фоне поля обнаружат мое темное пятно. Приседаю и с колена начинаю выбирать секача. Вот вроде бы он, отошел немного в сторону от стада и кормится отдельно. Остальные кабаны разошлись - кормятся небольшими кучками.
Добавлено через 1 час и 6 минут:
Пока я определялся с целью, большими хлопьями повалил сильный снег. Видимость, хотя я непрерывно и протирал линзу прицела салфеткой, стала критической. Надо стрелять. Выцеливаю лопатку отдельно кормящегося зверя и стреляю. Из-за ветра хлопка пули о зверя не слышал. После выстрела часть зверей бросилась врассыпную к лесу обратным следом, часть стада кабанов выстроилась цепочкой и быстро бежала влево от меня на угол леса, откуда я зашел в поле во второй раз. Стреляный зверь на месте не остался, в том направлении я вижу, как несколько кабанов врассыпную забегают в кусты. Перевожу карабин влево, выцеливаю в периодически скрывающейся за оставшейся растительностью на поле растянувшейся цепочке начало головы последнего зверя делаю еще один выстрел. Результата не вижу, т.к. кабаны мелькают между оставшимися стоячими кустиками кукурузы и бурьяна. Вроде бы никто не упал. Вновь выцеливаю последнего зверя и делаю еще один выстрел. Больше не стреляю, хотя до леса можно было выстрелить еще несколько раз. Один раз то должен был попасть, а лишние звери нам ни к чему! Видимости не стало совсем, т.к. очередной заряд снега пошел сплошной стеной. Выхожу обратно своим следом на дорогу вдоль поля и иду к машине. Вот видны быстро исчезающие под сильно идущим снегом следы ушедших на угол леса кабанов, по которым я стрелял два раза. Чуть ли ни на коленях разглядываю следы. Брызг следов крови не видно. Поворачиваю на углу поля, иду дальше. Вот следы ушедших россыпью в лес нескольких кабанов. Тщетно без фонарика пытаюсь различить следы ранения на быстро заметаемых снегом и исчезающих следах. Подхожу к машине, объясняю ситуацию товарищу. Звоню супругу юбилярши, что бы приготовил фонарик. Телефон не отвечает на неоднократные звонки. Приезжаем, будим заспавшегося товарища. Как всегда тот начинает неторопливо и медлительно одеваться, искать свои носки, одежду, веревку, фонарик, нож. Прошло еще около 30 минут и снег закончился. Вновь посветлело. Когда мы приехали и подошли к местам ухода зверей в лес, то ни следов зврей, ни моих следов совершенно различить было нельзя - сплошной нтронутый ковер снега. Пытался что-то найти в лесу, там под кронами деревьев снега должно было выпасть меньше, но так же безрезультатно. Прочесали кусок поля и ближайшие кусты районе первого выстрела - ничего. Стали прочесывать поле в районе 2 и 3-го выстрелов. Заспавшийся товарищ случайно спотыкается о лежащего под слоем снега секача. Подавленное настроение (так промазать!) сразу поднялось. Веревками перетаскиваем добычу к дороге, грузим в машину. Поискав еще для очистки совести и не найдя больше ничего на поле уезжаем и разделываем кабана.
С утра, после бессонной ночи, дома и на работе вновь в который раз прокручиваю в памяти всю сцену охоты. Звоню товарищу на дачу, прошу посмотреть места еще раз. Через пол-часа тот звонит и радостным голосом сообщает, что в 12 метрах от места нахождения первого зверя нашли еще одного. В другом месте - ничего не нашел, - "наверное первым выстрелом ты промахнулся". В обеденный перерыв едем за мясом. Неуспокоенность гонит меня вновь к месту первого выстрела (ну не мог я первым выстрелом по стоячему зверю не попасть!). Иду по дачной дороге к месту ухода зверей в лес. При подходе с земли в лесу рядом с дорогой поднимются несколько воронов и, покаркивая, садятся где-то рядом в верхушках деревьев. Я уже все понял. Сошел с дороги и буквально сразу же увидел темнеющую на свежем снеге полузанесенную тушу кабана. Вороны успели выклевать глаз кабану и частично принялись выклевывать задний проход. Мясо, тем более печень, с этого зверя я брать не стал, но оно своих гастрономических качеств, по мнению тех, кто его забрал, не потеряло. На этом предисловие к аксиоме о полезности небольших доз алкоголя для повышения точности стрельбы стрелками (конечно не для всех) заканчиваю