Doctor ,
их становится всё меньше и меньше числом, или я не прав?
Нет, Владимир, не прав.
Именно нации ненцев - не становиться меньше. Не удивлюсь если их становиться даже больше.
Но тут ведь вот заковыка какая. После развала социолизма, кочующих совхозных бригад стало поменьше. Ненцы опять разделились на родовые и семейные кланы.
(Это всё ИМХО, по моим наблюдениям, и может не совпадать с официальными данными). А из этого стало следовать, что им стало в тундре теснее. так как теперь каждая семья является личником (частным владельцем своего стада). Для минимальной возможности выжить автономно, (так сказать минимальный размер «потребительской корзины») семье требуется иметь примерно 200-300 голов оленей, а лучше 500-700.
И вот эти мелкие стада рассекают тундру с юга на север и обратно, постоянно тесня друг друга.
Нарушение условно оговоренных родовых границ грозит большими неприятностями для обоих. Олени могут смешаться и тогда кранты. Придется бегать с арканом и отлавливать каждой семье своих оленей.
А это 700 голов бешено бегущих по кругу животных, и каждого (!) надо умудриться заарканить!!! Представили?
Для мужчин это очень большая беда. Да и для женщин. Потому что пока мужчина носится за оленями, его женщины стоят и держат верёвку не давая уже пойманным оленям разбегаться из кораля.
И вот в такой создавшейся ситуации, появляется Газпром. Он говорит, что на тундру не претендует, ни в коем разе. Вот только добудет газ принадлежащий народу и уйдет через 30 лет. А пока….
1. делит Ямал пополам ниткой газопровода, через которую олени не хотят идти хоть ты тресни! Устраивает оленьи переходы через трубу, по которым впрочем олени тоже не хотят идти и их приходится тащить за узду каждого, а вольных не запряженных гонять собачками-оленегонками до потери пульса.
От стресса многие важенки скидывают плод. А некоторые олени отбиваются и уходят что бы одичать, и потом увести часть стада навсегда…
В местах этих переходов есть опасность столкнуться с другими стадами. а чем это грозит вы уже знаете.
2. Делит Ямал пополам ниткой железной дороги – с теми же проблемами
3. Для постройки дорог устраивает карьер для взятия грунта. Он правильно понимает, что карьер нужно сделать не в болоте, а только на буграх. И он срывает этот бугор из песка.
Но он не понимает, что ягель растет только на этих буграх, а олень зимой питается только ягелем, а не болотным мхом, и не всем подряд как летом.
Для Газпрома, что ягель-кладония, что сфагнум – это всё мох. А для оленя нет…
В результате ненец, пригнавший своё стадо на бугор родового зимнего пастбища, обнаруживает карьер и кучу бульдозеров.
Он гнал стадо к этому месту отдыха несколько дней думая об отдыхе своих оленей, а пастбища то и нет…
Приходится ему каслать дальше без остановок, в надежде что следующий бугор, в сотне километров сквозь метель, уцелел. При таком перегоне без отдыха олени могут пасть, а скорее всего разбегутся в поисках еды и смешаются с соседями.
Семья разорена в одночасье!!! Ничего не остается делать, как подаваться в поселок и, на любезно выделенную Газпромом богатую компенсацию, купить огненной воды с горя… Порезать родственника и обоим отправиться в путь. Одному на хальмер, другому на Тюменскую пересылку. Детей в интернат, а жену куда ей самой бог подскажет.
Законность восторжествовала, компенсации уплачены – все довольны!
Вот так происходит экологический геноцид.
дальше я уже не стану перечислять, а то вам скучно станет… но есть примеры и похуже.