Трубник
Участник
- Регистрация
- 01/03/07
- Сообщения
- 265
- Реакции
- 259
- Адрес
- Москва
- Для знакомых
- Михаил
- Охочусь с
- 1995
- Оружие
- Иж-27, МР-153, Benelli Argo 30-06
- Собака(ки)
- Нет
Сказ о синих горах
Часть I – Путешествие в прошлое
-- Ты, наверное, думаешь, что старик сдурел, на какую гору лезет, чтобы только издали посмотреть на Альгому? -- неожиданно повернулся ко мне Улукиткан.
-- Зря говоришь так, наоборот -- завидую тебе, что ты увидишь родные места, вспомнишь детство свое, которое так бережно хранишь в душе. Я готов подняться на две, на три такие горы, чтобы увидеть Кавказ, мой Кардоник, гдеродился, и так же, как ты, слишком рано и слишком далеко ушел от своих родных мест.
-- Послушай старика, обязательно туда вернись, посмотри из детства на всю свою жизнь.
Г.А. Федосеев «Последний костер»
Какие бы не были мотивы покинуть свою маленькую родину у каждого человека, его всё равно тянет туда. Тянет туда, где он родился, рос, взрослел, познавал мир, находил себе увлечения, друзей, формировался как личность.
В детстве и юности многое кажется в розовых тонах, наверное, поэтому и хочется вернуться в это время и в это место, чтобы еще раз испытать и пережить те эмоции, которые трудно вызвать, будучи уже взрослым человеком, обремененным условностями и более серьезными, чем в детстве, жизненными испытаниями.
Желание побывать в местах, где я начинал свою охотничью биографию, было всегда. Но реально это оказалось осуществимым лишь в сентябре 2007 года. Больше шести месяцев я докучал своими рассказами о своей родине друзьям. Мысленно во сне и с карандашом по карте прошел все маршруты, которые можно было придумать, бесконечное количество раз созванивался с отцом и обсуждал с ним все детали поездки. Согласовал отпуск. Купил билеты и вот наступил момент, которого я ждал на протяжении более 10 лет: механизм запущен, поездка перешла в стадию определенной, необратимой и повернуть назад было уже невозможно.
Всё время сборов и всю дорогу я думал о том, как же много меня связывает с этими горами! Сколько раз мы охотились там с отцом и дедом, сколько разных событий происходило там. Никогда не забуду свой первый день полноценной охоты, когда мне было торжественно вручено мое первое ружье- одностволка 16-го калибра, когда мы вместе с папой поднялись на хребет Баскак, обошли г. Брахмур и спустились коммерческим долом. Тогда охота принесла мне три первых рябчиков.
На фото: мы с дедом в день моей первой охоты, 2 сентября 1995 года
http://www.photofile.ru/users/trubnik/95002584/95069723
Ночь в самолете до Уфы прошла без сна… встретил в аэропорту мой дядя, сто лет его не видел. Загрузили нашу амуницию, общим весом более 50 кг и поехали навстречу светлеющему небу- на восток.
По дороге – как обычно, всё про охоту и про рыбалку. К сожалению, дядя еще раз подтвердил, что с дичью в последние 5-7 лет очень плохо. Тоже мне говорил и Виктор (Лемез) и некоторые другие охотники. Но это наших планов не меняло, тем более что я полагал, что даже если дичи станет в 2 раза меньше, то охоту все равно можно будет считать весьма насыщенной. Как оказалось на практике, в доступных местах её было раз в пять меньше. Такого я не ожидал. Приходилось уходить дальше в горы от старых лесовозных дорог. Поэтому, в конце концов, общие результаты можно назвать удовлетворительными, так как несколько дней было откровенно неплохой охоты, но давалось это достаточно большими усилиями.
План был такой: в первый день прилета и в следующий сделать однодневные выходы, привыкнуть к горам, обкатать амуницию. Потом идти на оставшиеся шесть дней за Икеньский перевал к верховьям Икеня и сделать лагерь там.
Приехали в деревню, где у нас был домик, который я помогал строить деду, когда мен было 12 лет, в который мы часто приезжали заниматься посадками и осенью, конечно же, на охоту.
Удивляюсь, насколько здесь ничего не изменилось! Те же долки, те же распадки, те же старые покосившиеся дома, та же вкусная вода в ключах, то же чистый воздух, те же синие горы вдалеке.
Абсолютно не могу поверить, что мне не пятнадцать лет, а двадцать пять! Кажется, что я, как и всегда осенью, приехал на своём мотоцикле на день на охоту, что завтра в школу и что до дома не 1600 километров, а всего 36. Боже мой, как же быстро идет время! Абсолютно не вяжутся пейзажи из юности, которые я тысячу раз видел во сне, а теперь вижу наяву, с тем, что у меня есть жена, растёт сын. Совсем другие мысли посещали меня, когда я смотрел на эти горы. Какими заманчивым, непредсказуемым и неопределенным казалось мне будущее. Как сильно мне тогда хотелось заглянуть в будущее и посмотреть на себя через 10 лет. Сколько волнительных моментов ждало тогда впереди: выпускные экзамены, поступление в ВУЗ, учеба, свадьба, переезды, рождение сына. В последний раз, когда я смотрел на эти горы, это было для меня будущим, теперь же для меня это прошлое и я рад, что есть такая возможность вдохнуть воздух этих гор раз и заново пережить и переосмыслить много хороших воспоминаний, связанных с этим дорогим для меня местом.
В первый день решили подняться на г. Веселая одним долом и спуститься другим. Это на карте расстояния и горы кажутся маленькими, хотя этим маршрутом я однажды уже ходил.
Сразу из машины не завтракая, схватили ружья, и зашли в дол. Пока я возился с рюкзаками и патронташем, Дима тут же высвистел рябчика, который на него и налетел…
Зашли в дол, подняли еще пару выводков, взяли одного, но стреляли по трем, видимо из-за бессонной ночи и перелёта глаза долго не хотели смещать мушку и цель.
Внезапно в долу быстро пропал ручей! Это очень плохо, так как по моим наблюдениям, основные рябчиные места должны быть выше, но без воды рябчик в горах жить не будет. Так оно и оказалось…
Поднялись на Веселый, полюбовались видом.
http://www.photofile.ru/users/trubnik/95002584/95069715
Посетили верховые болота на высоте 700 метров, судя по следам, часто посещаемые копытными и косолапыми –несколько раз встречали медвежьи лежки, потом нашли место, где медведь задрал лося и тащил его по стланику. Еще раз подивился силе своего тезки- там, где тащил лося через редколесье, образовалась настоящая просека.
Есть такое явление в лесу, и я с ним неоднократно сталкивался. Это когда возникает ощущение, что лес тебя не принимает. Особенно это заметно в начале сезона, когда человек заново выходит в лес. Всё как будто не клеится, ходишь шумно как слон, собираешь все ветки на себе и под ногами, ничего не видишь в лесу и не слышишь, упускаешь дичь, когда она должна быть твоей. Потом проходит какое то время и чувства обостряются. Движения становятся более легкими. Более оптимальными, бесшумными. Ты начинаешь видеть, слышать, чувствовать и понимать лес. Это очень четкое ощущение, которое ты не сразу замечаешь, но которое вызывает у меня в душе большой восторг. Приходит полная уверенность, что человек- прежде всего охотник, каким был в течение сотен тысяч лет, а не тот человек, окруживший себя благами цивилизации, которые он создал себе сам за последние 100 лет. Один век по сравнению с сотнями тысячами лет существования Homo Sapiens песчинка, мгновение. Все те инстинкты лежат внутри нас и раскрыться им помогает та среда, которая данные инстинкты и сформировала- дикая природа. Так как эти горы были для меня знакомы, то комфортно я стал себя чувствовать чуть пораньше, чем Дима, так лично мне кажется. Я сначала даже переживал за друга, но потом у него не только все наладилось, но и результативность его охоты стала очень высокой. Я удивлялся его терпению в высвистывании рябца. Обычно при большей его численности я старался долго на одном месте не задерживаться, так как рассчитывал, что бале подниму еще. Дима же высвистывал с таким усердием, что мне иногда кажется, что рябчик просто терял терпение и сознательно шел к нему «сдаваться».
И физическая форма его была лучше, чем у меня, что стало заметно в первый же день . при подъеме на г. Веселая. Надо худеть, подумал тогда Миша и с сожалением, вспомнил, с какой легкостью он преодолевал эти горы, когда ему было 16-17 лет и он находился на пике своей физической формы.
Наконец, наступило утро нашего полного ухода от человеческого жилья. Утро в тот день было ненастным. Весь горизонт обволакивали тучи и стеной стоял дождь, поэтому вышли чуть позже, чем задумали. Все-таки давит мысль идти в обложные доджи на неделю, так как я знал, что на Урале дожди в это время года могут идти без остановки очень длительное время. По сути, весь день был потрачен на дорогу к Кислиярам и на обустройство лагеря. По пути, в дежурном месте, мы взяли себе пару рябцов на ужин. Вечером отметили наше пребывание на новое место жительство жареными рябчиками и вискариком- не зря же тащили его, целый кг, в такую даль.
Следующий (4-й день) был теплым и солнечным. На двоих мы взяли 6 рябцов, хотя я, честно, рассчитывал на большее – пел он не очень хорошо.
На фото: мы с папой, осень 1996 года:
http://www.photofile.ru/users/trubnik/95002584/95069721
На том же самом месте через 11 лет...
http://www.photofile.ru/users/trubnik/95002584/95069718]
Ночь с 4-го на 5-й день и весь 5-й день шел сильный дождь, С утра попробовали поднять его на крыло, но растительность в лесу для этого времени года было еще очень много, рябчик пуганный, улетал очень далеко, да и вымокли мы, несмотря на плащи прилично. Попытали счастья походить по старым лесовозным дорогам, в надежде, что рябчик в короткие промежутки между дождем, переместиться на более открытые места, чтобы просушится, но безуспешно, видимо выводки вдоль дорог достаточно сильно прорежают. Лишь к вечеру, когда дождь стих, мы послушали песню у одного известного нам своей осторожностью, видимо «хорошо тренированного» выводка. Дима одного взял, второго я видел на крыле раза три, потом он чуть не сел на меня, налетев на мою песню, и увидев меня, дал такого стрекача в гору, что я его так и не смог не подманить, не поднять.
На следующий день я ушел на Икень, о чем есть отдельный рассказ, Дима остался охотиться на рябчиков один и смог добиться очень неплохих результатов, подобрав к ним свой собственный ключик, о чем тоже написал отдельный рассказ.
http://www.piterhunt.ru/scripts/forum/showthread.php?t=15306
http://www.photofile.ru/users/trubnik/95002584/95069719
7-й день охотились по рябцу, но результат был достаточно посредственный.
8-й день – день отъезда. Но охоту до обеда никто не отменял. Решили погонять дежурный «тренированный» выводок «бубновых» (с). Утро было холодное , траву прихватил иней, вода в котелке промерзла насквозь. Непосредственно охотой на рябчика я уже насытился. Для меня было важнее вспомнить, как это было, да и жалко, почему-то мне их стало. Наелись вдоволь рябчиков и жареными и вареными, напились очень знакомого с детства, очень полезного и вкусного бульона и хорош. Поэтому я не взял с собой даже патронташ, пару пулевых в карман и видеокамеру через плечо. Давно была мечта заснять рябчика в лесу. Выходим с Димой на уже знакомую полянку на повороте дороги. Где-то здесь на пригорке они и живут. О, на дороге след лося, хотя до лагеря было метров 300.
Все кругом как в серебре- в инее, на лучах взошедшего из-за горы солнца всё совсем засверкало. Жаль, что ни камера, ни фотоаппарат не могут в полной мере передать эти краски, запах леса и морозного утра.
Начинаем петь, рябчики откликаются в горе, но на манок не идут. Я заполз подальше Димы в лес с камерой, надеясь, что рябец будет подходить к его манку. Пролежал в сырой от инея траве то тут то там минут 30-40, рябчик, зараза поет, но не идет. Но мы не отчаиваемся, немного сместились- еще пара поет, заняли позицию. Одного подшумели сразу, второй почему-то тоже чуть позже снялся и ушел в гору. Да, недаром мы считаем этот выводок тренированным – живет на самом входе в дол, мимо него пройти не возможно, но выводок как был здесь полноценным 10 лет назад, так и сейчас остается.
Мы немного разделились и сместились ближе к лагерю. Маним оба. Нам откликается рябец, тут же он перелетает в мою сторону и садится на дерево метрах в 20-ти от меня. Я его вижу отлично, не дыша, достаю камеру и начинаю снимать. Снимал его «и в фас и в профиль» минут 5-ть. Всё-таки забавно наблюдать за ним. Он меня не видит, ходит по ветке, долбит какие то почти, смотри в ту сторону, где Дима поет.
Я ликовал!!! Наконец, то я его снял!!!
Выходу на тропу, жду Диму. Сам вне себя от счастья!
Собираюсь перемотать пленку назад, чтобы показать Диме. Что за черт!!! Пленка испорчена, ЖКМ не работает!!! Видимо из-за инея камера замерзла, а от руки при съемке отмокла и дала какой то сбой, хотя индикация при съемке была в норме.
Все настроение разом было испорчено. Я полдня пролазил на пузе, мечтал снять рябчика. Снял, но за все время моей эксплуатации этой дурацкой камеры, испортилось 7 минут пленки, именно включая такие бесценные кадры! Я эту камеру тогда чуть об дерево не разбил. Придется ехать в следующем году и доделывать недоделанное. J
Далее были сборы, грусть в глазах. В первые дни место, где мы обосновались, казалось чужим. Сейчас же мы к нему относились как к родному месту, которое нас накормит, согреет, даст кров и возможность отдохнуть. Всё обустройство лагеря делалось нагими руками: и скамейка, и сушилка, и рогульки и навес от дождя.
Восемь дней очень быстро пролетели, но за это время жизнь в городе уже кажется нереальной. Нереальным кажется. Что где-то ездят автомобили, шумят поезда, что вообще нужны деньги! Для меня это было вообще открытием, что я не прикасался к ним целых восемь дней. Оказывается, что иногда гораздо важнее нитки с иголкой в кармане, чем несколько тысяч деревянных.
На фото: прощальное фото на входе в дол, который был нашим домом
http://www.photofile.ru/users/trubnik/95002584/95069720
Лес учил нас быть внимательными и заботливыми друг другу, так как других людей не видели и очень ценили, то общение и компанию, что у нас была с самого начала. Еще старик Улукиткан говорил: «Когда ты хочешь испытать друга, берите с ним котомки, посохи и отправляйтесь в далекую дорогу по самой трудной тропе. Если по пути вам встретятся голод, болезни, разные неудачи, и вы оба дойдете до конца- верь ему, он твой друг!»
Я рад, что я в эту поездку поехал именно с Дмитрием. Очень надежный и настойчивый охотник и друг.
Спасибо ему за это.
Вот такая была охота!
Последнее редактирование: