Иэээх, мешаем божий дар
с яишницей в соотношении 1/10
Манеру причуивания путаем со стилем
Понятие стильности, со стилем работы
Судят не по стандартам, а по Правилам
Нормальный эксперт понимаеть что такое стиль, проблемы с их, экспертов, безграмотностью
А скока гордонов Вы видели в поле , чтобы понять что такое есть его, гордона, стиль то?
В каких книжках написано, что "што у гордонов так принято. Всёрно стойка неуверенная. "?
Кто равняет других легавых под стиль пойнтера?
Кто "обычно ставит за стиль "444" или "555"?
Манера причуивания, тн "верх" -
"способность собаки пользоваться воздушными течениями, чтобы причуять птицу."(с)
Понимаете, не след, не сидку, а саму птицу?
Причем здесь положение "носа"???
Откуда вы взяли, что у курца "в поиске голова должна быть чуть ниже спины"??
Что такое "стиль поиска "? Откуда взято такое определение?
Да, нет УТВЕРЖДЕННОГО четкого описания стиля легавых, есть только небольшие ремарки в породных стандартах
Однако есть описания стиля, которое ДОЛЖНЫ преподавать экспертам на курсах, если эти эксперты на них хордили и сдали экзамены по-честному, то должны знать вот это:
СТИЛЬ В РАБОТЕ ЛЕГАВОЙ
ПОНЯТИЕ «стиль работы легавой» пришло вместе с распространением английских легавых. Ко времени начала у нас полевых испытаний этот термин постоянно употреблялся при описании работы собак, как совершенно ясное, не требующее пояснений понятие. Но первый, кто подчеркнул значение стиля, как одного из основных качеств легавой, был выдающийся русский кинолог К. В. Мошнин. Ему мы обязаны тем, что это понятие приобрело четкие формы и вошло с 1903 года в таблицу оценки рабочих качеств легавых.
На Всесоюзном съезде кинологов в 1925 году в докладе о полевых испытаниях легавых собак другой кинологический авторитет Р. Ф. Гернгросс вновь поднял вопрос о стиле и дал этому понятию четкое и ясное определение, полностью вошедшее в правила испытаний, принятые этим съездом.
В последующее время этому вопросу были посвящены только три статьи: переводная - А. С. Тюльпанова («Украинский мисливиц та рибалка», № 10, 1928 г.), И. И. Бышевского («Сборник Донского общества кровного собаководства», 1925 г.) и М. Д. Менделеевой (сборник «Охотничьи собаки Ленинграда», 1947 г.).
Две первые статьи представляли интерес, но не отличались ни широтой, ни новизной постановки вопроса. Наиболее обсто ятельная и полная работа М. Д. Менделеевой малоизвестна, так как сборник был выпущен небольшим тиражом. Может быть из-за бедности литературы по этому вопросу в последнее время понятие «стиль» для многих любителей и судей-кинологов стало терять те черты определенности, которые оно имело раньше. Нередко даже ведущие судьи начали утрачивать понятие о стиле и его значении. Как пример, можно привести следующее высказывание А. А. Чумакова в книге «Мой метод натаски», изданной в 1963 году: «Резкого былого отличия в стилях работы легавых собак, в настоящее время, вследствие аналогичных, рациональных требований, предъявляемых к легавым породам, в лучших их экземплярах почти не наблюдается».
На наш взгляд, такое утверждение является результатом непонимания и путаницы в вопросе о стиле.
Стиль вообще - это единство основных, отличительных, наиболее характерных черт произведения; то общее, что характеризует эпоху и манеру мастера, его основные приемы, методы работы, подход к творческому решению темы.
Стиль в работе легавой - это наиболее общие, типичные для породы, лишенные случайных деталей приемы ее работы, определяющие весь ее характер: отношение к обонятельному полю, манера чуянья, решение вопроса о присутствии или отсутствии дичи, потяжки, стойки, подводки, характер хода и поиска.
Стиль - это те черты, которые создают из отдельных приемов общую картину всей работы собаки, впечатление, оставляемое ею. В работе - стиль то же, что и тип в сложении, экстерьере собаки. Для пойнтера, например, не типична будет приземистость, растянутость, голова «без перелома» и низко посаженное ухо, стелящиеся движения. Английский сеттер никогда не получит высокую оценку на выставке, если он укороченный, высоконогий, с головой, характерной очень резким и глубоким «переломом» и высоко сидящим ухом. В этом отношении его не спасет даже правильное сложение с точки зрения общего экстерьера и механики движения.
Стиль в оценке легавой придает породную специфичность ее работе. Без характерного для данной породы стиля работа не должна считаться типичной, а собака получать высокий балл в соответствующей графе и цениться, как племенной материал. Казалось бы, оба эти положения бесспорны. Но если первое из них стало аксиомой и вряд ли кто станет спорить, то со вторым положением дело не всегда обстоит благополучно.
Конечно, соответствующей племенной работой можно добиться, скажем, от курцхаара быстроты, страсти и манеры чуянья пойнтера. И не только можно, но, к сожалению, у отдельных экземпляров уже добились этого. Но зачем? Ведь такой курцхаар будет только крапчатым короткошерстным и горбоносым пойнтером. Достигнуть этого можно у отдельных экземпляров, но за счет огромной браковки. При выведении курцхаара ставились другие, прямо противоположные задачи, был затрачен большой труд и средства на их достижение, и при таком подходе мы неизбежно утеряем то, что достигнуто на этом пути. Не лучше ли тогда взять пойнтера, у которого это уже давно достигнуто и закреплено? К тому же это и проще, дешевле и дает больший эффект и не потребует жесткой браковки.
Существование разных пород co6aк тем и оправдывается, что они отвечают различным потребностям и вкусам любителей охотничьих собак.
Принципиально неправильно и отождествление стиля и красоты работы. Может быть захватывающе красива ползущая потяжка и лежачая стойка пойнтера или страстная, высоким верхом работа курцхаара, но понимающий человек не назовет их стильными, они не характерны, не типичны для данных пород, не соответствуют их складу и «психике».
Сказанное, конечно, не исключает того, что всякая стильная работа красива. Таким образом стиль включает понятиям красоты, но не наоборот.
Совершенно неправильным , является представление, что оценку стиля можно составить, оценивая отдельные приемы работы (поиска, потяжки, стойки и т. д.) вне связи друг с другом. Такое представление противоречит правильному определению стиля.
Скажем, если к зданию, построенному в современном стиле, пристроить античные колонны, то это здание стананет образцом безвкусицы. Так и работа английского сеттера, имеющего тяжелый волчий ход, но очень стильную ползучую потяжку и стойку, не будет стильной и «стиль» мы должны оценить низко, так же, как низко оценим мы в ринге сеттера с очень типичной головой, но имеющего склад пойнтера.
В породе в пределах общего для нее типа различаются внутрипородные типы, Поэтому в пределах определенной породы могут существовать и несколько «стилей», хотя и объединенных общими чертами. Так, для пойнтера характерны будут смелость движений и хода, «стремление ввысь», без крадущейся манеры и припадания к земле, с головой, несомой во все моменты работы высоко, значительно выше линии спины. В пределах этих общих черт можно выделить не менее двух основных стилей. Большинство собак старых, «пегих» семей работали, держа высоко голову и шею, но без резкого задирания носа и, причуивая, как бы «щупали» головой воздух, ловя струю запаха, но при этом не опуская голову вровень со спиной. На потяжке и стойке эти собаки не подавались сильно вперед и в работе их чувствовалось больше монументальности, чем экспрессии. Работа отличалась большей верностью и «рассудочностью», не очень дальними прихватками. Сейчас этот стиль опять начал распространяться среди современных лучших пойнтеpoв.
Второй стиль характерен для черных пойнтеров и через них одно время получил большое распространение (в последние годы встречается реже чем 15 лет назад). Для этого стиля характерна захватывающая манера очень высоко нести голову на сильно и напряженно вытянутой шее как на поиске, так и в других видах работы по птице. Нос у собаки обычно держится выше линии лба. Во время прихваток, которые у чутьистых представителей бывают очень дальними, собака вся подается вперед, навстречу запаху и как бы приподнимается вверх. Нередко в момент прихватки собака даже отрывается от земли передними ногами. Во всей работе ее чувствуется самозабвение, страсть, подавляющая «рассудок». Однако отсюда часто может страдать верность ее работы. Оба основных стиля имеют свои подтипы. Так, в первом наблюдается сильное стремление собаки податься вперед, когда сопровождаемое опусканием на стойке зада, часто при оттянутых задних ногax, однако без принижения переда и шеи с головой. Во втором подтипе задирание головы у собаки принимает утрированный характер и сопровождается сильным подъемом хвоста. Позы у собак получаются причудливые. Этот стиль годился, по-видимому, в Америке и сейчас сильно распространяется в Европе.
Для английского сеттера прежде всего характерны плавные, стелющиеся движения при огромной страсти, быстроте и стремительности на поиске и «крадучести» на потяжке и подводке. Такой высокий верх прихваток, как у пойнтера, не будет характерным для «англичанина»: голову «англичанин» несет вровень или несколько выше спины, которые - довольно высоко, но никогда не задирая кверху так, как пойнтер.
В пределах этих общих черт наблюдаются два основных стиля: с одной стороны, «ползучий» стиль, когда собака на потяжке и подводке ползет, припадая к земле, а на стойке распластывается, а иногда и ложится. При этом собака шею и голову несет высоко, однако никогда не задирая носа выше лба.
Второй стиль - без прижимания собаки к земле, но с крадущейся потяжкой и стоячей стойкой. При этом голова чаще всего немного выше уровня плеч, хотя у особо чутьистых сеттеров встречается и высокое положение головы. Улавливание запаха из верхних слоев воздуха для собак этой породы менее характерно, чем для пойнтера. На стойке и пойнтер, и английский сеттер замирают, оставаясь без движения, но для пойнтера не исключаются короткие оглядывания на хозяина, с целью убедиться, приближается ли он. Ирландский сеттер на ходу обычно, несколько горбит спину и несёт голову невысоко, отчего создается впечатление тяжеловатого хода. Однако во время прихваток и работы по птице, голову ирландский сеттер поднимает высоко и часто ловит запах из верхних слоев воздуха (для собак этой породы характерен высокий верх). На стойке сеттер чаще всего перо держит наклонно вниз и без полного замирания, нередко даже помахивая им.
Для указанных трех пород собак характерна большая страсть на всех этапах работы.
Для гордона характерны высокий верх, однако без задирания чутья, и умеренная страсть, а отсюда ход без напряжения и спокойная, «рассудочная» работа. Гордоны, несущиеся сломя голову и держащие голову на уровне плеч, не могут быть признаны стильными собаками.
Что касается группы современных, встречающихся у нас, континентальных легавых, т. е. главным образом курцхааров и дратхааров, то для них стильным является спокойная, рассудочная работа, умеренная страсть, средняя или несколько выше средней скорость галопа, с переходами на рысь во время проверок и приметок, но отнюдь не стремительный карьер. Манера чуянья у них довольно своеобразна: собака не должна беспрестанно «ковыряться», как думают некоторые, но она обязана уметь взять след бегущей дичи и по нему довести хозяина до птицы. Проверки низом, если они не переходят в «ковыряние», для такой работы не могут считаться снижающими стиль. Наряду с этим собака должна уметь пользоваться верхним чутьем, при этом высокий верх не характерен и вряд ли будет желателен. В связи с умеренной страстью потяжка, стойка и подводка должны быть без особого напряжения и экспрессии.
Удовлетворяет или нет такой стиль - это дело вкуса, но этих собак вывели в силу того, что немецких охотников не устраивали пойнтеры и сеттеры с их огромной страстью и узкой специализацией. Охотники не стремились к тому, чтобы их собаки били «англичан» захватывающей страстностью и эффектностью работы, и с этим приходится считаться, в частности и при судействе на испытаниях.
Стремление подогнать все породы охотничьих собак под одну мерку, привить им единый стиль и одни приемы работы также бессмысленно, как стремление придать всем породам одинаковый экстерьер.
Можно возразить, что правила наших испытаний не предусматривают разного подхода к оценке стиля да и связанных с ним других особенностей работы основных групп легавых - пойнтера, английского и ирландского сеттеров - или собак большого стиля и курцхаароа и дратхааров, с одной стороны, или собак умеренного стиля - с другой стороны. Наша система испытаний затрудняет такой дифференцированный подход. Что ж, с этим, пожалуй, можно согласиться. Выход, очевидно, в том, чтобы для континентальной группы собак устраивать испытания по особо разработанным правилам.
А. ПЛАТОНОВ, кандидат сельскохозяйственных наук
/Статья из журнала "Охота и охотничье хозяйство" 1963 г./
выдержки из рекомендаций по судейству легавых собак от эксперта всероссийской категории Смирнова Е.Н.
... все действия собаки, находящейся в поиске и особенно при работе по птице, эксперту необходимо как можно подробнее отражать в своих записях, обязательно отметив, каким образом все совершается собакой, т.е. насколько красиво и стильно проявляются в работе типичные породные признаки. Это в немалой степени поможет с достаточной объективностью приступить к оценке самых трудных (исходя из критериев оценки) трех граф Правил: стиля работы легавой. Поэтому необходимо иметь достаточно ясное представление о типичных признаках работы легавых собак разных пород и приблизительные критерии их оценки. Речь пойдет о стиле хода, стойки, а также потяжки и подводки легавых, также имеющих большую ценность племенного отбора.
СТИЛЬ ХОДА. Для каждой породы легавых, культивируемых у нас в стране, типичен свой стиль хода (какого-то усредненного стиля не существует).
ПОЙНТЕРУ присущ ход легким энергичным галопом, иногда переходящим в карьер. Ищущая собака производит впечатление скаковой лошади с высоко поднятой головой, для которой не существует преград. Работающий пойнтер создает впечатление самоуверенной смелой собаки, пренебрегающей осторожностью.
АНГЛИЙСКИЙ СЕТТЕР ведет поиск энергичным, быстрым стелющимся галопом с головой в линии спины и выше. Стремительный бег английского сеттера на полусогнутых ногах и особенно его страстные потяжки напоминают кошачьи движения.
ИРЛАНДСКИЙ СЕТТЕР ищет быстрым, энергичным галопом с головой в линии спины и выше. Его ход охотники называют "волчьим поскоком" за его волнообразность. Ход ирландца отличается продуманностью с изменением скорости в зависимости от обстоятельств. Перо ирландца в поиске и особенно при прихватках "работает" иногда как пропеллер.
ШОТЛАНДСКИЙ СЕТТЕР ищет энергичным, но размеренным, довольно спокойным и рассудительным галопом с головой не ниже уровня спины; ход кажется несколько тяжеловатым, но эта кажущаяся тяжеловатость, так как бег его остается все же довольно быстрым. КУРЦХААР в поиске идет умеренно быстрым коротким, не машистым, но равномерным галопом, переходящим иногда в рысь, особенно в местах, где большая вероятность нахождения дичи и обилие запахов. Голова в поиске у курцхаара обычно в линии спины и выше, но иногда и снижается для разбора следов.
ДРАТХААР, являясь в массе мощной собакой, ищет также умеренно быстрым, но более машистым галопом, чем курцхаар, с головой выше уровня спины, на рысь переходит редко, отличась равномерностью хода.
Таковы основные характеристики стилей хода шести пород легавых собак, которые следует рассматривать как идеал. Особо необходимо отметить, что стиль хода каждой породы легавых оценивается исходя из наиболее типичной манеры именно этой породы.
Высший балл за стиль хода можно ставить легавой, если она ищет так, как описано выше. А в каких случаях следует ставить баллы 4, 3 и т.д.? Здесь можно рекомендовать следующее:
- если ход собаки недостаточно энергичен, а голову в поиске она несет не столь высоко, что несколько портит впечатление о стиле хода, то можно оценить типичность стиля в 4 балла,
- в 3 балла можно оценить стиль хода собаки, которая ищет тяжелым галопом с частыми переходами на рысь, отчего ход теряет красоту, присущую ДАННОЙ породе,
- собаке, которая ищет ходом, не характерным для породы, ставят 2 балла и даже один, если все это проявляется в утрированной форме.
СТИЛЬ СТОЙКИ. Основное, чем необходимо руководствоваться при расценке стиля стойки - страстность, выразительность и "красота" стойки, присущие данной породе легавых. Расценивать стиль стойки следует по наилучшей из всех увиденных работ, так как иногда собака, попадая в сложные условия, может "не раскрыться" и показать не совсем характерную и неэффективную стойку. Образцом стилевых качеств стойки каждой породы можно считать следующее: для ПОЙНТЕРА - это напряженная, страстная, высокая, абсолютно неподвижная стойка, когда собака вытягивается в линию от кончика носа до кончика прута с поднятой передней лапой и головой в линии спины и выше;
для АНГЛЙИСКОГО СЕТТЕРА - это напряженная стойка крадущейся кошки на полусогнутых ногах с припаданием к земле, иногда и лежачая, с головой выше уровня спины;
для ИРЛАНДСКОГО СЕТТЕРА - это четкая, высокая стойка без припадания к земле с головой в линии спины и выше с поднятой передней лапой (но не всегда); ирландец не всегда замирает на стойке как, например, пойнтер и даже иногда может повилять хвостом;
для ШОТЛАНДСКОГО СЕТТЕРА - это отчетливая, но уравновешенно-спокойная стойка, словно собака во что-то уперлась, с головой в линии спины и выше; перо, как правило, полуспущено;
для немецкой короткошерстной легавой (КУРЦХААРА) - это четкая спокойная и выра- зительная стойка в напряженной позе с го- ловой в линии спины или чуть ниже, иногда с поднятой передней лапой или в позе стоя на всех четырех;
для немецкой жесткошерстной легавой (ДРАТХААРА) - это четкая выразительная стойка с высоко поднятой головой.
Не следует считать стойку ненапряженной для всех пород, когда собака на стойке иногда оглядывается на ведущего. Это скорее свидетельствует о хорошем контакте собаки с ним. Как оценивать стиль стойки в баллах достаточно ясно указано в Правилах.
СТИЛЬ ПОТЯЖКИ И ПОДВОДКИ. Несмотря на то, что для оценки стиля этих двух, по существу довольно разных элементов работы легавой, отведено всего 5 баллов, да и то в одной графе, определить с достаточной долей объективности эту часть работы собаки бывает трудно. В основном трудности заключаются в том, что довольно часто один из элементов (а то и оба) отсутствуют. Собака может красиво протянуть, твердо стать и не показать подводки, так как строгая птица при приближении ведущего поднимается на крыло. Или наоборот, собака с ходу, без потяжки становится, затем по команде красиво подает птицу на крыло. Может встретиться и третий вариант, когда собака с ходу становится и не имеет возможности продемонстрировать подводку, так как упомянутая выше строгая птица все время взлетает при приближении ведущего к собаке. В первых двух случаях можно рекомендовать оценить стиль одного из элементов, снизив оценку на один балл за отсутствие (а вернее - невозможность показать) другого. В последнем же случае справедливее дать 3 балла, как это и предписано действующими Правилами, чтобы беспричинно не лишать собаку столь необходимых баллов...
От Е.Н.
"Быстрота поиска - это не только скорость перемещения собаки в поиске. Это еще и его рациональность. Всякие приостановки для обнюхивания следов и набродов, пустые потяжки и стойки заметно уменьшают быстроту поиска, хотя скачка собаки между этими моментами и будет очень быстрой. Согласно Правилам определять быстроту поиска собаки следует по скорости ее хода. В то же время всем известно, что континентальная легавая не может скакать карьером, как пойнтер. А если и найдутся такие экземпляры, то это уже не континентальные (т.е. курцхаар или дратхаар практически никогда не могут получить 10 или даже 9 баллов за быстроту поиска при "пятерке" за стиль хода). Объективности ради следует отметить, что быстрота поиска в первую очередь и в основном зависит от быстроты скачки собаки, и во вторую - от рациональности (эффективности) поиска. При окончательной оценке быстроты поиска не следует пренебрегать факторами, которые снижают рациональность поиска, а следовательно, и его быстроту. Имеются в виду различные "неделовые" задержки, хотя ход собаки в поиске может быть и очень быстрым...
Итак, рекомендации по оценке быстроты поиска следует заключить тем, что она определяется после окончания испытания собаки с учетом быстроты хода и рациональности поиска."
Есть книжка Марканова, в которой почти дословно передрана эта статья Платонова.
Неплохо, для своего времени описала понятие стиля легавой Менделеева-Кузьмина, но для своего времени, когда континенталы , к примеру, шагом в основном ходили.
Но нужно понимать, что понятие стиля-не догма, оно меняются, в зависимости от изменения охоты и, соответственно фенотипа собак
И еще, перед тем , как писать, в том числе и на форуме, неплохо бы чего-то и почитать
Успехов обОим