Но позже газовики рассказали мне, что некоторые ненцы приходят в ярость, при оскорблении национальных святынь.
Кстати многих знаю из рода Пяков, большой род и стойбища раскиданы как минимум на три района. Разные среди них есть.
"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СВЯЩЕННЫХ МЕСТ НЕНЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ЮГЕ НАДЫМСКОГО РАЙОНА ЛЕТОМ 2014 ГОДА"
Адаев В.Н.
«По сути дела это хранители священного места, и, что показательно, они же следят за порядком на соседнем важном священном месте – озере Кан-то. Обычно в роли такого хранителя выступал кто-то из уважаемых людей, проживавших в верховьях р. Надым. В настоящее время такими хранителями являются братья Геннадий Авалевич (1975 г.р.) и Константин Авалевич Пяк (1977 г.р.). Известно, что до них ту же функцию выполнял Итывэку Мотлюмович Пяк (годы жизни: 1937-2009): «Итывэку Пяк – дед здесь раньше следил за порядком, его здесь поставили Надым охранять»
[ПМ. К.А. Пяк, 2014].
И.М. Пяк, возможно, получил эту почетную обязанность от своего отца (годы жизни: 1900-1989), дальнейшее продолжение цепочки хранителей проследить не удалось.»
Заключение.
Вопрос государственной охраны священных мест Тояйщу пуӆняна и Кан-то является сегодня весьма актуальным для местных жителей.
Коренное население чрезвычайно озабочено участившимися случаями вандализма на священных местах окрестностей оз. Нум-то со стороны новообращенных баптистов с территории ХМАО, появлением там «черных копателей» и других посторонних людей. В связи с этим, местные лесные ненцы были вынуждены в последние годы закрыть свободный массовый доступ на святилища, и пытались осуществлять контроль их сохранности собственными силами.
Одновременно в районе озера Нум-то активизировалось нефтегазовое освоение, все это естественно вызывает серьезные опасения коренных жителей. Подчеркнем, что проводившаяся нами работа по выявлению объектов культурного наследия и сбору о них необходимых сведений, встретила горячую поддержку и понимание среди коренного населения, и люди возлагают большие надежды на то, что государственная охрана поможет им сохранить наиболее важные сакральные объекты, связанные с их общенациональной святыней – озером Нум-то.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники ГАСПИТО (Государственный архив социально-политической истории Тюменской области). Ф. 23. Оп. 1. Д. 191; Ф. 3894. Оп. 1. Д. 50. Полевые материалы (ПМ) В.Н. Адаева и Р.Х. Рахимова, 2014 г. (Белоярский район ХМАО, Надымский район ЯНАО). Ремезов С. У. Чертежная книга Сибири [Рукопись]: Факс. воспроизведение рукописи Рос. нац. б-ки (Санкт-Петербург). – 1701. – 49 л. Литература Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург, 1995. – 606 с. Головнёв А. В. Путь к Семи Чумам (этнографическая экспедиция к ямальским ненцам) // Древности Ямала. – Екатеринбург; Салехард: УрО РАН, 1999. – Вып. 1. – С. 208-236. Дмитриев-Садовников Г. М. Река Надым // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, 1918. – Вып. 29. – С. 25-43. Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. В 3 т. Т. 1. Общий обзор страны, ее естественных богатств и промышленной деятельности населения. – М.: Либерея, 1995. – 376 с. Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. В 3 т. Т. 2. Географическое и статистико-экономическое описание страны по отдельным географическим районам. – М.: Либерея, 1996. – 432 с. Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Пер. с нем. и публикация д.и.н. Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. – 136 с. Рудь А. А. Знаки-путеводители по тайге или к вопросу о новом виде объектов культурного наследия ХМАО – Югре // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого: Сб. ст. /Отв. ред. Я.А. Яковлев. – Томск; Ханты-Мансийск: Изд-во Томск. ун-та, 2012. – Вып. 10. – С. 100-120. Хондажевский Н. К. Зимнее исследование нагорного берега Иртыша от Тобольска до Самарово и северных тундр между Обскою губою и Сургутом // Записки Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. – Омск, 1880. – Кн. 2. – С. 1-32
"Весной 1933 г. по инициативе культбазы из Казымского интегрального товарищества была организована рыбацкая бригада из остяков и русских и послана на оз.Нум-То на лов рыбы. Работники культбазы не учли, что на озере имеется святой остров ненцев..."
"Обращает на себя внимание роль озера Нум-то в самом крупном вооруженном выступлении народов Севера Западной Сибири против советской власти – Казымском восстании (1931-1934 гг.)"
http://www.hrono.ru/sobyt/1931sssr.html
(
Ямал) Евгений, те же грабли через 80 лет?
10050