Joki
Заблокирован
- С нами с
- 07/11/12
- Постов
- 1 794
- Оценка
- 437
- Живу в:
- Лужки
- Для знакомых
- Алексей. (на Ты)
- Охочусь с
- 2011
- Оружие
- HUGLU 202B
- Собака(ки)
- Карелка
Беседа с главным экспертом всеросийской категории, судьей РКФ ранга САС по породам лаек и ранга САСТ по рабочим качествам лаек Н.В. Чепурных
Беседовал я намедни с Н.В. Чепурных, экспертом всероссийской категории, судьей РКФ ранга САС по породам лаек и ранга САСТ по рабочим качествам лаек.
Вот такую ситуацию он мне обрисовал.
Так ли это, уважаемые господа лайчатники?
Жду коментов от Вас по делу и по ситуации, а также есть ли из неее на Ваш взгляд выход?
ДК Добрый день Николай Васильевич, каково состояние породной группы охотничьих лаек сегодня в России?
НЧ Печальное, очень печальное. Все идет в сторону зверовых качеств лайки. На экстерьер внимание никто уже не обращает. Лайка - это универсальная собака, по крайней мере для этого порода создавалась. Сейчас же все идут по простому пути - в вольеры, на притравки и испытания по медведю на цепи, вольерному кабану и барсуку. Недавно проводили исследование - только около 7-8% дипломов получены по вольному зверю. Много сейчас полевых победителей и полевых чемпионов по вольерному зверю. Соответственно и щенки становятся дороже. А поиска у собак нет никакого. Доходят до того, что хозяин сам вынужден искать зверя, и выставлять его под собак. Конечно, когда зверя увидали, он от них не уйдет, порвут любого. Злобность к зверю очень высокая. Я знаю, что специально для повышения злобности подливали к лайкам кровь терьеров (бультереров, амстафов), что очень отрицательно сказывается на экстерьере и других рабочих качествах собак. На 11 Всероссийской выставке охотничьих собак, проходившей летом этого года в Туле, в средней группе примерно из 60 собак только 6 получили отлично за экстерьер, остальные - оч. хор и хорошо. Ни на что не обращают внимание, лишь бы рвала зверя, все идет в <мясо>. Я судил и присутствовал на многих состязаниях, в том числе и на международных, вольер - 4 гектара, а собака не может найти зверя. Единственная порода лаек, сохранившая на данный момент свою универсальность в той или иной степени - это карельские (в прошлом карело-финские) лайки. По зверю они не очень используются, зато часто работают белочку, утку, боровую птичку. А вот у русско-европейских, восточносибирских и западносибирских - весь упор идет на зверовые качества собак, злобность к зверю, агрессивность, вязкость.
ДК Николай Васильевич, а есть ли перспектива выхода из создавшегося положения?
НЧ Сейчас РОРС проводит правильную политику. Собираются убрать вольерного кабана из основных дипломов, собака должна работать по вольному зверю. А то сейчас смотришь в дипломы лаек - подсадной медведь, вольерный кабан, вольерный барсук - и все.
ДК А как дела в государственных питомниках, например в Кирове и т.д.
НЧ Практически все везде перешло в частные руки. И ситуация практически одинаковая. Титулы, щенки дороже, злобность - главное качество.
ДК Понятно. Ситуация знакома по другим породам. Все завязано на бизнесе. В конце - концов такая племенная работа приведет к тому, что мы потеряем лаек, работающих по пушнине. И если пород, хорошо работающих по зверю достаточно много, то кто заменит лайку на пушной охоте?
НЧ А к этому все идет. Остаются единицы кунятниц, соболятниц, бельчатниц. Щенков берут от зверовых собак, которым чемпиона получить проще, красоту охоты с лайкой на пушного зверя сейчас мало кто понимает и мало кто ценит. В тех регионах России, где идет промысловая добыча соболя еще можно встретить достаточно лаек-соболятниц, а вот в Центральной России - <мясо>, <мясо> и только <мясо>. А заменить лайку-мелочовницу, работающую по пушнине - невозможно. Именно в России охота по пушнине имеет глубокие исторические корни, только в России большее количество меха традиционно добывали в лесу, а не на зверозаводах.
проще отсудить 20-30 собак в вольере, чем три-четыре в лесу. И денег больше, и сил тратишь меньше. Очень печально и грустно смотреть что происходит с породой. Лайка должна работать от <миши до мыши>, а сейчас вольер и загон во главе угла.
Кроме этого, работа собаки по подсадному зверю вредит и самой собаке. Кабан в вольере ведет себя принципиально по другому. Приткнется задницей к изгороди и стоит. А в тайге или в лесу - задача лайки не атаковать зверя с хватками по месту или не по месту. Задача собаки на охоте - самостоятельно найти зверя и не дать ему уйти, ограничивая его передвижение, отвлекая внимание и подавая сигнал охотнику лаем. Работа по медведю с головы или атака секача с хватками приведет к гибели собаки или ее серьезным ранениям. В этом вред притравок по зверю, содержавшемуся в неволи для смелых и злобных собак.
Очень жаль будет, если из-за недалеких интересов бизнеса мы потеряем уникальные свойства русской промысловой собаки, собаки помощницы в тайге и лесу, променяем их на узкоспециализированную функцию зверовой охоты, с которой сейчас успешно справляются и другие породы егерских собак.