Как страшно жить ! Я когда про свои односторонние пишу , то всегда в конце говорю ,что это мои личные предпочтения . Или отвечаю конкретному человеку , часто Вите Айно .
Самое смешное , что сам пользую одностороннюю заточку такую , как у Глеба . Но он в запале даже не дочитывает и начинает доказывать , что все население Якутии должно сменить толчковую левую на толчковую правую , начитались интернета негодяи . И я тоже начитался , хотя в других темах я сам за старых якутов и ребята из Якутии мне плюсы ставят за то , что помню старые ньюансы клинков. Еще у нас не форум по деревообработке , тем более исторической . Старый простой деревянный рубанок видел , как у него лезвие вставлено помнишь ? Если перевернуть , то будет зарезаться и делать рваную поверхность . Виктор Айно справедливо это заметил , а тебя вдруг понесло менять левшей на правшей .
По рассовой принадлежности . Я родился там , где бабушка из Ямбуя мясо с черепа срезает .И нож у нее стандартный - там где видим дол это плоская сторона , а ты думаешь что наоборот скошенная . И попробуй докажи обратное . Это Алданское нагорье , где и происходят события фильма или повести. Там был район действия Приленской экспедиции . Мать у меня геофизик-ядренщик ,отец механик . Батя всю сознательную жизнь в мастерских при экспедициях подколымливал изготовлением ножей для кореннных якутов . Он был очень дотошным человеком и делал четко по их заказам-прихотям до самых-самых мелочей пожеланий . В начале 60-х делались в основном из клапанов , частенько из качественной нержавеющей арматуры (для урановых штолен и шахт).Я конечно в детстве не очень вникал , но в руках их передержал сотни и именно по их эскизам . И мне они не нравились , батя даже психовал , что ребенок неправильный мягко говоря . Не мог я им нормально строгать свистульки .
Вот тут вступает в силу утверрждение Глеба и про русские корни односторонней заточки . Я про них упомянул задолго до появления Глеба на форуме ,в одном из первых разговоров с Витей Айно про одностороннники. Это влияние моего деда ,жившего на границе Московской и Тверской областей, в Старицком районе. У всех мастеровых мужичков в деревне были односторонники со скосом с правой стороны . Один раз в возрасте 5 лет , посторогав дедовым ножом с такой заточкой , я на это запал навсегда . Сразу был изготовлен дедом маленький складной в простой деревяшке полуклепик из обушной части старинной литовки и заточен на одну сторону . Дед меня очень любил (я ему в возрасте меньше трех лет жизнь спас - нашел с снегу между деревнями пьяного и уже заснувшего ; вернее мы с Трезором , но домой пса направил я и людей звал первых попавшихся в деревне ; А Трезор , внешне и по силе чистый волчара здоровый серый, брал меня маленького за воротник шубы и носился по деревне как с игрушкой - голова высоко , а ноги по снегу ; я вижжал , а ему жутко нравилось ; деда конечно пошел искать он и меня прихватил , а звал я,вот какой опус), во вторых я уже не лез и не портил дедов инструмент . Так вот односторонники в той местности были очень распространены , и складные и большие цельные . И еще больше у поколения моих прадедов , я застал только обного живым и ручку ,простой прямоугольный брусок , на мой первый ножик делал он . И деда хвалил , что пацана приучает к делу . А бабушка в крик , как всегда ,отрежет себе пальцы , руки , ноги... А батя про якутов злился ( он всю жизнь прожил в Якутии и манеру якутов к ножу перенял полностью , на охоту с ними ходил , пара была один большой прим.150мм и маленький в кости прим.7-8см ) , и говорил на меня - во , дедово чадо , все наоборот . Единственно , что в Тверской формы ножа были не якутские , обычные русские , более широкие , но односторонние . Топоры-потесы тоже были на обе стороны скошенные , но это наверное в любой местности. Детство до школы так и провел - полгода у деда с бабушкой - пол года в Якутии , болея всеми известными и неизвестными болезнями (жили в палатках в 60-е, поселки только начинались базовые ; когда было два года мне сделали в лагере один сруб на курьих ножках - моим предкам и семье моей крестной- у них тоже был спиногрыз Серега мой ровестник - вот и все дети в партии - и за это предки жили во дворце-срубе , который на санях грузовых вместе с отрядом перевозили и на новые курьи ножки-свайки ставили . Семья Сереги жила гдето до 80-х точно в поселке под Томмотом , в котором и я родился - читается туда-обратно , вот) С 70г мать перевели на Украину на новые перспективные месторождения в Кировоградской обл. Батя переехал , но меньше чем через полгода вернулся в Якутию . Не смог после воли прижится , тем более в хохляндии . Потом они разошлись и я через год ездил к бате на каникулах и уже в разные места от Мирного до Магадана . И ножи видел везде . В 6 классе батя сделал мне первый настоящий якутенок из нерж.подшипника (очевидно совр.95Х18-были редкие в те времена ) и под мою неправильную сторону (как у Глеба). С шикарным капом . Счастью не было предела. Помню ,батя подарил менту еще один похуже ножик в аэропорту , чтоб пропустили (он был 14см) и у летчиков перелетел. Летчики не кинули , отдали , помню предлагали какие-то дикие для меня мальчишки деньги , но я не отдал . Прожил у меня семь лет , потом украли , когда уже со службы на флоте в отпуск приезжал . Спер свой одноклассник . Это был наверное лучший нож в моей жизни , и технически и морально , и не потому , что якут .
Еще , раньше в теме Неманского, написал про мозги - засмеяли якутские знатоки . Вы что ,думаете что якутский нож для доставание мозгов и раскола костей ? Ну я типа ХЗ , якуты говорят...
Теперь Глеб указывает - вы что , думаете что якутский нож строганину строгать ? В якутии весна ,лето и осень жаркие , какая нафик строганина ? Ну я типа ХЗ , строгают строганину , хоть летом и бывает на Алданском за 45 ... , но зима ой длинная . Теперь про снятие шкур напишут ,Ведь Глеб ее всю проколет-порежет своим .
Прошу прощение за много бреда , за обшибки и очепятки . Уже у нас началось празднование наступающего Дня Геолога и всех причастных и просто профессиональных экпедиционников от души поздравляю и желаю , чтобы Все.. !!! И нам того же !!!