Сейчас на территории спорного карьера работают сотрудники «пиратской организации» «Корсар». На проходной сидят несколько хмурых охранников в грязной одежде, жгут костер. Прямо за воротами справа – разрушенная постройка. «Это «Русское молоко» снесло наш офис летом. Пригнали ночью трактор и закатали», - машет в сторону груды кирпичей и обрушенных стен генеральный директор ООО «Корсар» Олег Гаврильчев. Мы заходим в низенький вагончик, оборудованный под рабочую столовую, и на старой клеенке директор раскладывает документы.
- Когда мы начинали работать, считалось, что это была колхозная земля, которая отошла агрохолдингу Василия Бойко-Великого «Русское молоко», - рассказывает Гаврильчев. - Мы заключили с ним договор на аренду и начали работать. Сначала занимались переработкой полезных ископаемых, потом и сами получили лицензию на добычу. Несколько лет никаких проблем с Бойко у нас не возникало, но и прибылей больших не было. А когда мы начали зарабатывать, глава «Русского молока» решил, что «Корсар» арендует у него не только землю, но и недра, а значит мы должны платить и за полезные ископаемые тоже. Это произошло в апреле прошлого года. К тому моменту у нас якобы уже набежало 16 млн рублей. Ситуация была абсурдной, так как все недра принадлежат государству, которое одно и выдает лицензию на разработку, проверяет нашу деятельность и собирает налоги. При чем тут Бойко к государственным недрам? Но я не хотел начинать войну…Мы попробовали договориться: предложили ему повысить аренду, писали письма... Ничего не помогло. Тогда мы просто отказались платить, а наемники Бойко перекрыли нам работу. Приехали несколько десятков человек, разогнали наших сотрудников, встали на проходной, перекрыли въезд. Милиция, которую мы вызывали, на такие действия никак не реагирует – говорят, спор двух хозяйствующих субъектов, разбирайтесь в Арбитражном суде. Тогда мы обратились в администрацию, где нам пояснили, что земля эта, оказывается, к агрохолдингу никакого отношения и не имеет, а относится к землям неразграниченной государственной собственности. Администрация поставила его на кадастровый учет и сдала нам в аренду. Договор от 6 июля 2011 года. Вот наша лицензия на добычу, вот договор аренды, смотрите - гендиректор протягивает документы. – У нас есть все права на работу…
По логике в этом месте для ООО «Корсар» должен был наступить хэппи-энд. А на деле ситуация только ухудшилась.
-Мы информировали «Русское молоко», что заключили договор с администрацией. А они продолжали присылать своих боевиков. В ночь на 15 июля подъехала группировка, которая попыталась захватить предприятие. Приехала полиция, офицер зашел со мной и нашим техническим директором в наш офис, чтобы взять показания, но за нами ворвались охранники «Русского молока». Тогда офицер вышел, сказал нам закрыться внутри и не выходить, так как нас «уже ждут». Эти боевики пытались ворваться, хорошо, дверь железная, выдержала. Тогда они решили просто снести наш офис вместе с нами трактором, и машинист уже сел в кабину. Полиция перекрыла трактору подъезд уазиком, пригрозила, что в случае чего будут стрелять. В результате мы просидели в офисе больше 15 часов, а потом полиция дождалась подкрепления: подъехало около 30 человек, они оттеснили боевиков, сделали живой коридор и вывели нас из офиса, а мы вынесли на себе наиболее важные документы…
В следующую ночь офис «Корсара» все-таки снесли трактором «Кировец». На вопрос прибывших полицейских, что здесь делает трактор «Русского молока», был ответ «прибыл для выполнения сельскохозяйственных работ». Дело закрыли из-за того, что не смогли найти машиниста, управлявшего трактором. «После сноса офиса они сожгли два наших вагончика, остальные громили, вытаскивали и били рабочих, одному приставили к горлу топор, посоветовали убираться, пока жив. Рабочие от нас ушли. На проходной опять встали охранники «Русского молока»», - говорит Олег Гаврильчев.
При этом гендиректор демонстрирует несколько актов проверок «Ростехнадзора», где в графах нарушений стоят прочерки. Протягивает ответ из Министерства экологии и природопользования Московской области. «В соответствии с действующим законодательством о недрах ООО «Корсар» на основании лицензий имеет право пользования участком недр 4,4 га и 6,6 га Моревского месторождения», - говорится в письме. «Ни у одной из государственных служб нет к нам претензий, - рассказывает гендиректор. – Но на все наши документы Бойко-Великий говорит «вы это купили за взятку». Что ж, видимо, мы купили за взятку все государство».
«Спасла зима»
- 5 января мы вернулись на свое предприятие, выгнали шестерых охранников «Русского молока» и начали работу, - продолжает Олег Гаврильчев. - При этом мы знали, что агрохолдинг готовит захват: район у нас маленький, информация доходит быстро. Обратились в полицию, попросили защиты, но нам не поверили. На следующий день подъехал разрисованный автобус «Русского молока» с надписями «За святую Русь» и «За возрождение России» и еще 8-10 машин с людьми, всего больше ста человек. Они начали обстреливать наших ребят на проходной, попытались ворваться на территорию, думали, что наши охранники разбегутся как всегда… А наши не разбежались, а открыли ответный огонь, начали закидывать «Русское молоко» камнями. Многие со стороны агрохолдинга получили ранения, нашему парню пуля вошла в тело на 4 см, вытаскивали прямо на территории. Одному из наших руководителей Андрею Волынскому прострелили шапку, чудом не попали в голову… Вообще людей спасла зима: ребята были в толстых бушлатах… Когда приехали полицейские, автобус «Русского молока», уже съездивший в больницу, как раз проезжал мимо нашего карьера обратно, мы указали на них как на стрелявших, и полиция арестовала, кажется, всех там находившихся.
Почва для земельных споров
«В нашем районе это не единичный случай, а традиционная ситуация. Бойко-Великий поступает так со всеми более-менее крупными компаниями и собственниками. У него такая тактика: затаскать человека по судам и одновременно устроить силовой захват», - говорит Александр Нориевский, практически единственный крупный собственник земли в районе, кроме «Русского молока». Нориевский работал когда-то в колхозе «Путь Ленина», судился с Василием Бойко-Великим на протяжении нескольких лет, и все 9 судов отказали в претензиях на спорную землю «Русскому молоку» и подтвердили право ООО «Новый путь» Александра Нориевского. Тем не менее, весной и летом бывший колхозник так и не смог начать работу на своей земле: техники «Русского молока» одно поле вспахали, второе скосили и продолжают настаивать на своем праве. В той же ситуации оказались десятки крестьян, которые не смогли выйти на посев и покос уже зарегистрированных в собственность участков: ими продолжал распоряжаться агрохолдинг.