Статья 42. Плата за пользование охотничьими ресурсами
Комментарий к статье 42
Одним из ключевых принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, закрепленных ст. 2 Закона об охоте, является платность пользования охотничьими ресурсами. Комментируемая статья закрепляет два вида платежей, взимаемых за пользование охотничьими ресурсами, - это платежи, предусмотренные Законом об охоте, и платежи, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в частности Налоговым кодексом РФ.
К платежам, предусмотренным Законом об охоте, следует отнести арендную плату, вносимую субъектами предпринимательской деятельности по охотхозяйственным соглашениям. Согласно ст. 27 данного Федерального закона по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (см. комментарий к ст. 27). При этом годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки является одним из обязательных условий охотхозяйственного соглашения. Данный годовой размер арендной платы рассчитывается исходя из минимальных размеров арендной платы и годового размера сборов за пользование объектами животного мира.
Пользователи охотничьими ресурсами уплачивают также платежи, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в частности сборы за пользование объектами животного мира, предусмотренные гл. 25.1 части второй Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
Согласно ст. 333.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) плательщиками сбора за пользование объектами животного мира (за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации. При этом объектами обложения в данном случае признаются объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным п. 1 ст. 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу объектов животного мира, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не признаются объектами обложения объекты животного мира, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд:
представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.
Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.
Лимиты использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Порядок исчисления сбора за право пользования объектами животного мира закреплен ч. 1 ст. 333.4 НК РФ. В соответствии с ее положениями сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира, являющегося объектом обложения, как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.
В целях обеспечения постановки на налоговый учет и неукоснительности внесения плательщиками сборов за пользование объектами животного мира Налоговым кодексом РФ предусмотрен порядок взаимодействия органов, выдающих разрешения на их добычу, и налоговых органов. Так, плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами животного мира при получении разрешения по месту нахождения органа, его выдавшего. Органы, выдающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора. В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по разрешению, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, сведения о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.
При этом в случае истечения срока действия разрешений на добычу объектов животного мира вопрос, касающийся уплаты сумм сбора по нереализованным разрешениям, решается следующим образом: в данном случае организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями животного мира, вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, за зачетом или возвратом уплаченных сумм сбора.