Сюжеты из не написанной ещё книги об охоте...
... Давно мечтал о настоящей, «правильной» гусиной охоте. Даже год назад купил для этих целей ружьё-автомат МР-153, в магазин которого можно загнать до шести патронов, способном стрелять почти очередями, словом, вооружился по полной…
Но всегда что-то мешает, те или иные обстоятельства. Одним из приятнейших, кстати, в прошлую весну таких обстоятельств-ситуаций - явилось рождение нашего долгожданного малыша, в аккурат дочь «подоспела» к охотсезону!
Но... раз заложенная в «верхний компьютер», азартнейшая идея продолжала немилосердно грызть своего обладателя, который, надо сказать, с появлением малыша, становится уже не совсем хозяином своих решений и действий... Хотя и была в этом году с уфимскими братцами-охотниками такая договорённость: не мешало бы... и неплохо было бы... сделать поход ещё раз (в прошлом году охота получилась насмарку!) в оренбургские степи и озёра за гусём, но… "Бы" мешало. Сами посудите: до границы Казахстана - а именно здесь по восточной границе Оренбуржья, через челябинские просторы на север - проходит один из мощнейших миграционных путей гуменника, белолобого гуся (которые огибают на своём пути с обеих сторон уральские горы), но дело было... практически безнадёжным: 600 вёрст дороги только в одну сторону, на неделю пропасть из родных пенатов, самому себя извести в переживаниях, да, домашних напрячь… Как, словно очищающий взрыв на реке, запруженной весенним льдом, прозвучал звонок из Татарстана, от давнего моего друга - Алексея:
- Рустэм, приглашаю тебя на открытие охоты. На гуся!..
«Консультация» в семье, звонок напарнику, и… наконец, радостно в трубку: "Едем!.."
…И вот мы с приятелем Азаматом, после недолгих сборов (всё к охоте - маскхалаты, «болотники», манки, рации, навигатор, были, сами понимаете, перед святым для любого охотника Праздником – Открытия охотсезона, уже подготовлены!), и - в ночной путь. Поутру мы в небольшом городке, на юге соседней республики. Встретили нас – радушно, гостеприимно, после полагающегося при таких случаях застолья, с его неизменным в кругу охотников: «А помнишь, ещё был такой случай?», предложили отдохнуть пару часов...
Пока мы «осваивали» диваны в уютном коттедже, наша принимающая сторона - Алексей, развил в своём городке бурную активность: приобрёл по нашим (новеньким, единым российским!) охотничьим билетам - путёвки, лицензии в местные охотугодья, добыл «недостающие» чучела гусей, маскхалаты, сапоги, бензин, продукты, договорился с местными егерями о скрадках, собрал друзей, чуть ли не со всего Татарстана… Молодчага, одним словом!
Недолго едем от Нурлата на разливы реки Черемшан. Мама мия! За леском, выехав из-за горушки, наша кавалькада машин, оказывается перед настоящим Зазеркальем… Кругом везде - вода и вода, небольшая по сути речка затопила площадь, примерно, пять на пять «кэмэ», которую там-сям режут бугорки островков, заливы, протоки, плотины...
Едущий на передней «Ниве» Лёша, объясняет данные последней разведки: позавчера-вчера гуси садились на воду во-он с того дальнего поля, мы поставим машины здесь, у этой посадки, коротко перекусим, затем придётся идти километра два-три… Спешились, собрали ружья, кто-то донабил свой патронташ, перекусили, "сто грамм", как водится, на охотницкое счастье, облачились в «лЁшеобразные» костюмы – шутка, так и висела возле Алексея! - ... и потянулись, ввосьмером пытать сегодняшнюю удачу…
На часах – 21 «с копейками». Не обращая внимания на пролетающие тут и там стаи крякв, чирков-нырков, руководитель охоты постоянно нас торопит и негромко покрикивает отстающим, мол, тихо и поосторожнее. И он, буквально, как в воду глядел: один из наших неопытных ребят, промахивается, оступается, черпает полные болотники мокрой влаги. Вскоре выуживаются из рюкзаков друзей запасные носки, «свежие» газетные чулки, и снова – змейкой искать нескончаемый брод…Вскоре болотина сильно мелеет, по одним ему известным признакам, Алексей произносит, что-то, вроде: «Здесь скоро грянет бой…», и мы рассыпаемся, ища место «посуше». Наступает томительное ожидание наших гусиков, прерываемое лишь лихим свистом крыльев, пролетающих «на кислороде» десятков, нет, просто - сотенных стай уток. А некоторые из этих особей, просто-таки издевательски садятся на расстоянии, чуть ли не в метре от нас...
Пока нет налёта серых, прошу товарищей по охоте опробовать каждый свой манок. Двух манков, считают «мои татары» на группу вполне достаточно. Хэх-х…!! Мои гусиные манки, привезённые со славных брегов Агидели, издают гогочущий, с хрипловатым голоском, довольно пронзительный звук, а у моих сегодняшних друзей-приятелей – просто переливы длинных, негромких, гортанных посвистов, наподобие, дымковской игрушки.
- Ты, Рустэм, обожди применять свою «тяжёлую артиллерию», - говорит кто-то в сумерках под слышимый над водой беззлобный смех, - давай посмотрим, как на наши манки белолобые пойдут…
Забегая немного вперёд, подробно потом рассмотрел и попросил ребят показать технологию их варианта гусиных манков: для этого нужны тиски, «болгарка», на худой конец - ножовка по железу, и обыкновенные баллончики для сифона для «сотворения» домашней газировки. Донышко выпиливается на разной высоте (для нужной басовости звука), в верхушке баллончика делается отверстие нужного тембра. И уж совсем немного времени - для репетиций…
… Темнеет с каждой минутой. Вижу хорошо очертания, сидящей от меня в пяти метрах «кочки» - Саши, далее только смутные фигуры других стрелков. Но небо над нами ещё светло, всё в перистых облачках. Пробую утиный манок. Ещё раз. Наш штатный балагур Артур вполголоса замечает: ага, звук башкирской утки точь-в-точь повторяет кряканье тутошной, которую, мол, пару дней слышал здесЯ. И добавляет: не иначе, онЕ с одного гнезда, но как в индийском фильме, заблудились как-то в тумане две сестрицы-утки при дальнем перелёте, оказавшись в соседних республиках… Многоголосый хохот по болоту, прерываемой Алексеем. Отсмеявшись, передёргиваю плечами под маскхалатом, и рука так и тянется к предохранителю ружья - в каких-то двадцати шагах от меня шлёпнулась в воду утка, которая тут же начинает озабоченно, самозабвенно, без единого перерыва, крякать. «Ух-х, вдарил бы я тебе, окажись, ты где-нить на луже под Бурзяном…»
- Ну, и?.. – обращаюсь с дрожащей мыслью, которая всё бьётся в голове к Александру - сегодня не прилетят??.. - Прилетя-я-ят… Гарантия - 95%. Даже, сказал бы, и все девяносто девять. Как можно-то? Среди же нас - гости из солнечного Башкортостана… - смеётся он, вспархивая в вечернюю тьму крикливую утку. Продолжаю сидеть в воде, на коленях «МР-ка», ещё «не попробовавшее» гуся, мои забродники уже почти наполовину в воде. Кляну себя, что не надел лишних штанов, довольно промозгло в конце апреля в Татарстане…
- Идут… – шепчет мне Александр. - Идут??! Словно эхом отдаётся над водой многоголосое оханье и аханье сидящих рядом охотников – «Иду-у-ут!!!»
Из небесного темени, где-то с дальней черты у горизонта, отчётливо слышны, поначалу отдельные крики гусей-разведчиков. Летят они немного правее, метрах в двухстах от нас. Доносится поначалу какой-то неясный гомон, потом отчётливо уже слышны отдельные гусиные крики, затем уже виден их широкий, в полнеба клин, ясно слышны гагаканье десятков, сотен птиц!
«Первых гусей не бить!» – звучит команда. Тут же, один за другим, заливается наша манильная команда. Из-под бахромы «Лешего» на лбу видно, как над нами пролетает, отрывисто гагакая, пятеро гусей. Сашин-Лёшин манки уже надрываются, безостановочно посылая к небу призыв за призывом. Ружьё у меня уже в положении к зениту, пальцы нетерпеливо нащупывают кнопку предохранителя - вот ведь какая штука, вот только гляди-ка мёрз - а сейчас на лбу здоровенные капли пота!
Накатывает первая волна вожделенных, тяжёлых птиц: из тёплого, бархатно-чёрного неба, будто выныривает, явно снижаясь, группа из тридцати-сорока гусей. Ближе, ближе…
- Стреляем. О-гонь! – громко произносит Алексей, и в ту же секунду кто-то грохает левее меня. Первый общий залп ударил в небо, потом выстрелы пошли врассыпную. Помню, как билось ложем в плечо моё оружие, успеваю выхватывать боковым зрением, как падает рядом первый гусь, второй... Разбираться - чей, нет ни времени, ни возможности. В такие минуты всё существо каждого охотника под воздействием адреналина, думается, посещает какой-то отчаянный, весёлый азартец: в руках у тебя оружие, слева-справа - боевые друзья, впереди - тот (те), кого ты должен остановить, не пропустить. Это - как в армии...
А далее мой бедный организм, чувствую, впадает, в какую-то эйфорию… Ей-ей. Стаи гусей идут просто небесной лавиной! Команда манильщиков, видимо, действует столь мастерски, что гуси появляются из самых неожиданных сторон, то меньше стаей, то - больше! Если сказать, что ребята не успевали заряжать «нулёвками» свои ружья – будет как-то не так, но стрельба по плотной, ощущаемой всем телом очередной стае, шум крыльев, гогот гусей, восторженные крики стрелков, ядрёный мат, снова чей-то азартный вопль - стоят со всех сторон!!! Минут пять, после очередных выстрелов ружей – небольшой перерыв, опять «играет» один манок – перемолчка - другой - перемолчка - третий. И вот ещё гогочущая волна…
Лихорадочно перезаряжая четвёртым патроном свой МР-153, чуть не получил по голове, падающим с небес гусём-гуменником. Мля! Брызги от него окатили меня с ног до головы, но на это не было времени... Разворачиваясь, вверх-вправо, уходил его «соратник». Вдох-выдох, сажу его на прицельную планку – бах, БАХ!!! Он кувыркается вниз, к воде!!! И-и-и-иха-а-а!!! Мой первый гусь в Татарстане! Нахожу его в темноте, на водной глади, метрах в шестидесяти, им оказался тоже гуменник. ТЯЖЕЛЕННЫЙ!
Далее, предвидя ещё два дня охоты, не стал более перезаряжать ружьё, отдышался и просто смотрел, как стреляют «матёрые мужики с нашего кордону». Понравилось, как Саша, Артур, Кузмич, Алексей стреляли только наверняка: гуси кричат уже почти близко. Ждут. Уже в достаточно тёмном небе, слышно хлопанье крыльев. Ждут. Через секунду вскидывают ружьё – и «валят» серых птиц с высоты пятнадцати-двадцати метров!
Опыт и мастерство, как говорится, не пропьёшь… Скоро лёт помалу закончился. Ударил последний дуплет. Всё…
Почти незаметно, в подначках и хохоте наша бригада преодолела неслабую по протяжённости лунную дорожку по воде, недолгое фотографирование, "поляна" и надо было готовиться к утренней охоте в скрадках.
Потом была утренняя засидка, где гуси летели, надо полагать, слишком высоко. Удалось подманить, сбить «на кислороде» только одного. Второй поначалу снизился, после одного выстрела нашего снайпера, почти упал, но, выровнявшись, утянул за горизонт. Бабахали «магнумом». Нулём, два нуля, три. По пролетавшим стаям на кислороде, расстреляли мы их (т.е. патронов) - поря-я-я-ядочно… И манки меняли, и чучалки по иному расставляли, и патроны, и посадку в скрадке, и изготовку, но всё зря... Всё закончилось тем, что мы там же, "в окопе полного профиля", с неизлечимого горя "раздавили" бутылку татарского "коньяку"...
Что ж, на то и охота. Анализ будущих действий на перспективу.
Затем было небольшое весёлое приключение с браконьерами, залезшими в частное охотничье хозяйство, и попытавшимися «набить морду» егерю. Парень оказался довольно шустрый, успел всё же позвонить своему начальнику, обретавшемуся посреди нашей компании...
А уже днём, когда мы поставили бивак перед «вечоркой», и пока ребята разводили костёр, пошёл прогуляться по воде – «просто помочить забродники». И… стрельнул, пролетавших по своим птичьим делам одного белолобика, затем - селезня. Улыбка у меня - смеялись ребята – когда вернулся с добычей, была размером с «лёхин котелок»! Сварили мы, насколько позволяли размеры этого самого котелка, вкуснейший шулюм с картошкой – гусь+утка… Так жиру было, чуть ли не в ладонь...
Охотничий наш бог даёт напоследок самым терпеливым.
Самая главная охота состоялась в завершающий день нашего с Азаматом «сафари» в Татарстан. «Выжили», остались в этот вечер самые стойкие из нашей охотбригады. Отправившись впятером, уже на другой водоём, мы настреляли ещё шесть гуменников, девять белолобых гусей. Примерно, за те же полчаса времени. Но там был «тако-ой Сталинград»!..
Но это уже другая история, которая ещё ждёт своей очереди, быть положенной на бумагу…
Стоит обязательно сказать ещё и об этом: один из первых "гусиных опытов", выезд на охоту в соседнюю, о-о-очень гостеприимную республику состоялись – просто блес-тя-щи-е! Спасибо, что на свете существует такое слово, такое понятие, и – самое главное - ВЖИВУЮ – настоящие друзья, такие, к примеру, как мой Лёшка...