• Из-за закрытия китайского заведения, где мы раньше втречались, до того, как найдем, что-то подходящее для постоянных встреч, договариваемся о ближайшей встрече, на каждый первый четверг месяца, здесь: Кто в четверг к китайцам???

Забытые средства навигации. Какой компас выбрать?

Про такой компас разговор?:
Нет, наручный - вот на авито продают точно такой:
Компас.jpg
 
Я так думаю, что в лесу 10-15 градусов погоды не сделают.
Про 10-15 °С естественно, но задвину я тут, пока самоизоляция позволяет, ещё одну байку из своей жизни про пользование компасом. Тем компасом, чьё фото выше.
Надо для понимания написать, что в качестве жидкости в нем глицерин.
И так начало 80-х годов. Февраль месяц.
Каждые вторые выходные профсоюз выделял охотколлективу автобус для поездок на рыбалку.
В те годы любой мог себе позволить такие поездки.
Для понимания затрат. Бензин халявный, из обязательных затрат по 50 коп с носа водителю, по 50 ком с носа гайцам на КПП в Черемыкино (редко по 50 коп гайцам под Гдовом) и по 50 коп с носа бабке за ночевку. Если 1 руб то с кормежкой.
Ездили на Чудское озеро.
Часть коллектива выгружалась в Подлипье (или, если работал зимник то в д.Расскопель), а часть в Островцах. Кому интересно, это за Гдовом.
Стартовали из Ленинграда в 21-00, а к месту приезжали примерно в 2-2-30 ночи.
Собираться начинали обычно в автобусе с 20-00. И естественно с каждым вновь прибывающим в автобус, ранее прибывшие "добавляли по чуть-чуть" . После Черемыкино ограничение на алкоголь не действовало и поэтому к месту рыбаки прибывали в состоянии "ни какие".
В нашей компании только я и мой товарищ были "трезвенниками" и по сей причине, на нас возлагалась ответственная миссия. По прибытии на место мы должны были выбрать из спящих своих компаньонов, их ящики, ледобуры и прочую амуницию, всё это сгрузить из автобуса, а потом перетащить в дом и сложить кого на лежанки, а кому места не хватало у печки.
В ту поездку, когда случилось то, о чем напишу ниже, на улице было не выше -25 °С, дул не слабый ветер, и соответственно в воздухе висела непроглядная снежная мгла.
За час мы перетащили наших товарищей в дом, попили чаю, а что делать дальше не понятно. Спальные места заняты, за столом спать неудобно.
И тут мой друг родил идею выйти на рыбалку сейчас (это примерно 4 часа утра!).
Аргументы весомые. Идти нам обычно приходилось по 10-15 км от берега и если мы в темноте придем на место, то добавим к времени рыбалки минимум 2-2.5 часа.
В обычной ситуации мы при движении ориентировались по шпилю деревенской церкви, двигаясь по определенному азимуту.
Имея с собой компас, я не увидел каких-либо проблем дойти до места в темноте. Решили, и вперед.
Вышли на берег, замерил азимут и мы тронулись. Так по азимуту мы и шли, периодически поглядывая на часы, и на собственную цепочку следов сзади, чтоб быть уверенными, что движемся прямолинейно.
Через полтора часа решили забуриться и, если будет глубина, попробовать половить.
Забурились, но под чистым льдом практически сразу же пошел лед с песком. Решили, что попали на торос и надо идти дальше. Прошли ещё минут 30, забуриваемся, опять мелко. Прошли ещё минут 30 и опять нет глубины.
Мы в полном недоумении. За время, что мы шли, мы должны были уже дойти до глубины в 5-7м. Пока товарищ отдыхал, в решил сделать небольшую петлю. Увиденное во время обхода ещё больше удивило. Местами изо льда торчали стебли тростника, чего ни когда не видели на удалении от берега.
Придя к заключению, что что-то пошло не так, решили ждать пока рассветет.
С рассветом мы и поняли, что всё время мы шли идеально выдерживая направление примерно 10км на небольшом удалении от берега, но строго параллельно береговой линии.
Ну и причина стала понятна.
Я, не подумав, что от холода с компасом могут быть проблемы. Ещё выходя из дома, вытащил его наружу. Для движения по местности, где нет видимых удаленных ориентиров, можно только постоянно проверяя, что стрелка компаса находится, между рисок на лимбе. И лучше это делать почаще. Естественно убирать компас, при таком использовании нет смысла и летом он всегда висит на шее.
Когда глицерин в нем замерз , застопорив стрелу, точно не знаю, но думаю, что ещё на подходе к озеру.
И в таком положении стрелка и осталась всё время. Не было бы ветра со снегом, мешавшего нормально смотреть на компас, я бы естественно заметил, что стрелка неподвижна. А в той ситуации было не до разглядывания. Глянул компас, получается идем правильно. Значит пошли дальше.

--- Добор поста---

Судя по пластику это уже выпущено лет на 15-20 позже, да и смысла в таком компасе без базовой линейки, даже при наличии карты не понимаю.
 
Судя по пластику это уже выпущено лет на 15-20 позже
Пластик кстати дрянь. Колба и стрелка с противовесом хорошие. По дате покупался когда я еще в школе учился. Т.е. 100% до 1980 года, в 1982 я уже после института на работа пошел :) А смысл как и в компасе адрианова. Или в любом старом шлюпочном/карабельном (на них линейку ни разу не видел). Особливо без карты. Куда линейку то прикладывать? Пеленг взял, запомнил ориентир и пошел на него.
 
Пеленг взял, запомнил ориентир и пошел на него.
На чем я и акцентировал внимание.
Пеленг подразумевает, что Вы точно знаете, где находитесь и куда Вам надо двигаться. Причем в движении, если предполагается двигаться постоянно не по одному азимуту, Вам необходимо понимать, где Вы в данный момент времени находитесь после начала движения, чтоб в нужный момент и в нужной точке взять очередной нужный пеленг.
Только вот обычный пользователь ни о чем об этом просто не догадывается и не понимает, что надо делать.
А ориентиров у нас на северо-западе в лесу просто нет. Куда не глянь, везде стволы деревьев.
Куда линейку то прикладывать?
На карту естественно!
Если надо двигаться в определенном направлении из точки А в точку Б вынесенным на карту, то есть три варианта что делать.
1. Сориентировать карту на север, по компасу. Дальше крутить лимб, чтоб получить нужный азимут. Неудобство, что надо ориентировать карту, т.е. крутится на месте.
2. Если есть транспортир, то используя его, высчитать азимут. Неудобство - надо иметь транспортир, или офицеру - офицерскую линейку.
3. Если у тебя специальный компас, типа того, что на у меня на фото, то всё просто. Основная линейка прикладывается к вертикальной линии разграфки сетки, а корпус компаса поворачивается таким образом, чтоб нижняя линия на корпусе была направлена от точки А в точку Б. И всё. Дальше остаётся только двигаться проверяя, чтоб стрелка всегда была между двух коротких толстых штрихов у отметки "N", а направление движения по площадке компаса. Замер проходит точно, и меньше чем за секунду.
Причем в настоящих ГДРовских компасах на нижнем лимбе была предусмотрена и возможность механическим способом вносить поправку на магнитное склонение. На тех компасах, что выпускала наша промышленность, вот таких, мало того, что масштабы были под карты, которые выпускали для спортивного ориентирования, так и поправку такую нельзя было внести.
395363909564974z-kompas-zhidkostnoj-sportivnyj-9596415.jpg
 
Последнее редактирование:
Вопрос к ЗНАТОКАМ:
Стрелка компаса показывает на 0, т.е. НОРД.
С учетом склонения:
Допустим для Лен.обл. на сегодня склонение = 20 градусам (точно для лен. области можно найти в справочниках, его определяют периодически и печатают).
Так вот вопрос, настоящий СЕВЕР это 20 градусов по шкале, или 340?
 
mcb, откуда 20гр.???? Насколько я помню было где-то +10гр12мин.
К томуж у склонения есть знак +или-. + это восточное склонение, - соответственно западное. Т.е.магнитный север будет 0 гр а истинный грубо говоря 350 гр. Т.е. на 10 гр. Левее.
 
Последнее редактирование:
Так я то писал что КАРТЫ то нет
Так вот тут и "порылась собака!"

Надо четко провести границу между обученными профессионалами (штурманами, топографами, геодезистами, геологами, лесоустроителями и т.п.), знающими методику выполнения тех или иных работ, соответствующих их специальности и обычными людьми, имеющими начальные знания почерпнутые в школе.
Первые умеют прекрасно работать не только с различными приборами, необходимыми для выполнения тех или иных работ (компасами, буссолями, секстантами и т.п.) но и топоосновой необходимой для той или иной специализации, от морских карт, до лесоустроительных карт.
Вторые в лучшем случае представляют себе что есть Северный и Южный полюс, что-то слышали про меридианы и широты и задают вопросы типа:

Допустим для Лен.обл. на сегодня склонение = 20 градусам (точно для лен. области можно найти в справочниках, его определяют периодически и печатают).
Так вот вопрос, настоящий СЕВЕР это 20 градусов по шкале, или 340?
На самом деле на каждой карте ГШ, где сохранилось зарамочное оформление есть информация про магнитное склонение. Внизу есть вот такое обозначение:
2020-04-19_180855.jpg
Если читать и смотреть, что там написано то читаем:
2020-04-19_181033.jpg
Если учитывать, что это карта Ленинграда и его окрестностей (O-36-1) то становится понятно, что ни о каких 20° речи не идет.
 
Надо четко провести границу между обученными профессионалами (штурманами, топографами, геодезистами, геологами, лесоустроителями и т.п.), знающими методику выполнения тех или иных работ, соответствующих их специальности и обычными людьми, имеющими начальные знания почерпнутые в школе.
Да проведем. Но вот линеек на морских компасах нет. И ничего штурманы как то умеют определять точку на карте :) И причем даже в яхтклубе экзамен надо сдать. Что я и сделал два раза в конце 70-х и в 88. Без линеек на компасе. Просто по пеленгам и карте. Ну нет линеек на морском компасе...
img_1077.jpg
Как и особого смысла в них. Там к компасу прилагается еще немного приборов для определения места :)
 
Grey78, ..на морских картах все есть :)
И чтоб с ними работать как минимум нужно иметь параллельную линейку. А лучше и транспортир с измерителем.
А про то что говарил Александр Геннадьевич (компас с линейкой) на море применяется в виде компаса + параллельной линейки....ну и в довесок транспортир.
Просто нет в поле штурманского стола в 1,5 квадратных метров....где все это можно разложить с удобством под стаканчик кофе.
 
Последнее редактирование:
Так это отдельно, не на Компасе :)
 
Но вот линеек на морских компасах нет.
Это как это нет?
Вот фрагмент одной из карт, что есть у меня и разграфка на них есть:
2020-04-19_204851.jpg
Может мы про разное? Я про линии километровой сетки на ГШ, а Вы про что?
Для непосвященного беда в том, что там и проекция то совсем другая чем на картах от ГШ или ГГЦ, да ещё и масштаб в морских милях, а не километрах!
Штурману ведь надо ещё и снос по ветру учитывать, и влияние течений. На суше таких проблем нет.
У летчиков - штурманов свои сложности и свои приборы.

Но я лишь про то, что посвященный пользователь в солнечный день имея стрелочные часы и по солнцу отлично из леса выберется, а ночью, при чистом небе по звездам, а обывателю и такого компаса:
Компас СССР.jpg
более чем достаточно.
 
Последнее редактирование:
Вот фрагмент одной из карт, что есть у меня и разграфка на них есть:
Я вроде картинку Компаса показал? И писал про компас а не карту ...
А про посвященный ы Лен. области ему и мха будет достаточно на стволе :)
Кстати компас адрианова (то что приведи) у меня в комплект полевой метеостанции армейской входит по паспорту. Кроме анемометра, градусника и так по мелочи :)
Значит он не только обывателю полезен? Просто ну не обязательна совсем линейка на компасе, если знаешь как им пользоваться.
 
kkk2005, Александр Геннадьевич, там как правило кажется по левой кромке карты есть и километровая шкала. А так да...мили и для измерения нужно брать отсчет с той широты, где находится. Поскольку проекция Меркатор и в зависимости от широты сетка меняется, а для измерения расстояний используются минуты широты. Одна минута-одна миля.
 
Последнее редактирование:
Кстати компас адрианова (то что приведи) у меня в комплект полевой метеостанции армейской входит по паспорту.
Ё-маё!
С времен пионерских походов имею такой компас, но только сейчас, на старости лет узнал, что он пафосно называется "компас Адрианова".
Видимо специфика образования. Что такое горный компас и как им пользоваться научили, и даже зачет на полевой геологии пришлось по нему сдавать, а вот про что такой компас называется "компас Адрианова" даже на тактических занятиях на военной кафедре никто и словом не обмолвился.
 
но только сейчас, на старости лет узнал, что он пафосно называется "компас Адрианова".
Видимо специфика образования.
в армии это сразу вбивали как отче наш...:ap:
 
в армии это сразу вбивали
Я дальше "партизанского отряда" не продвинулся.
И там в нас вбивали два навыка, это как четко подойти к офицеру и доложить об этом и как зарядить и разрядить АЗП-57.
 
Про такой компас разговор?:
У меня как раз такой есть, ГДР!
--- Добор поста---

Основная линейка прикладывается к вертикальной линии разграфки сетки, а корпус компаса поворачивается таким образом, чтоб нижняя линия на корпусе была направлена от точки А в точку Б. И всё. Дальше остаётся только двигаться проверяя, чтоб стрелка всегда была между двух коротких толстых штрихов у отметки "N", а направление движения по площадке компаса. Замер проходит точно, и меньше чем за секунду.
Причем в настоящих ГДРовских компасах на нижнем лимбе была предусмотрена и возможность механическим способ

А вот это графически от руки нарисовать можно и тут выложить рисунок?
 
Один градус-одна миля.
Упаси, Бог! Минута!
 
Назад
Сверху Снизу