Интересный способ крепления. Ссылка Виктора.
Второй способ крепления довольно опасный, на спуске с сопки можно завалиться так, что и ноги повыворачиваешь (слишком жёстко фиксирует ногу).
ЬИХ ЛЫЖ
На охоте обычные лыжные крепления неудобны и зачастую очень сильно досаждают охотнику.
Приспособление для крепления лыж к обуви: а - проволочный крючок, б - пряжка крепежного ремня, в - свободный конец крепежного ремня, г -
ушки крючка, д - крепление в сборе и в соединении с лыжей
Наша местность, примыкающая к Карелии, изобилует оврагами, холмами и лощинами. Кроме того, в лесу приходится преодолевать завалы деревьев, густые заросли кустарника и т. п. Поэтому большинство охотников пользуется лыжами с одним носковым ремнем без пяточного крепления, что также очень неудобно. Все это заставило меня задуматься над усовершенствованием лыжного крепления Вот уже несколько лет я применяю простое и удобное приспособление, которое не уступит любым другим креплениям (см. рис)
Носковый, основной, ремень можно сделать с пряжкой, сшитый или, как встречается у имеющихся в продаже мягких креплений, с концами, затягиваемыми сыромятными ремешками. Для надежной связи ноги с лыжей я беру кусок нежесткой проволоки диаметром в 4-4, 5 мм и делаю загиб высотой 15-20 мм. Затем на свободных концах этого крючка делаю ушки высотой 25-30 мм, а концы закручиваю или запаиваю, предварительно пропустив их через прорези ремня, имеющего ширину 20-25 мм. Ремень предназначен для прочного соединения проволочного крючка с обувью. Конец ремня, имеющий пряжку, должен быть оставлен такой длины, чтобы она приходилась сбоку, снаружи голеностопного сустава ноги. Крепежный ремень можно, соединять с ушками крючка и с помощью завязи узлов, оставив между ушками расстояние в 25-30 мм. Свободный конец ремня нужно оставить длиннее, чтобы было удобнее застегивать приспособление на голенище сапог или валенок.
Длину крючка из проволоки нужно сделать по размеру своей обуви, чтобы загиб приходился над большим пальцем ноги
При ходьбе в любых условиях лыжи не спадают, а при падении или при какой-либо другой необходимости от них можно мгновенно освободиться.
ЛЫЖНОЕ КРЕПЛЕНИЕ С ФИКСАЦИЕЙ ПЯТКИ
Лыжное крепление. 1 – носовая бобышка (фанера 6 мм), 2 – задняя подкладка (фанера 4 мм), 3 – листовая резина S =2 мм), 4 – гибкая площадка (транспортерная лента S =6 –10 мм), 5 – скоба (сналь-нержавейка S =0,5, ширина – 25 мм), 6 - кольца треугольные 25 х 25 х 35 мм (проволока o3мм), 7 – носковый ремень, 8 – подъёмный ремешок (нейлоновая лента шириной 35 мм), 9 – пяточный ремень (нейлоновая лента шириной 25 мм).
Традиционные крепления охотничьих лыж относятся к «мягким» креплениям. Правильно подогнанные по обуви носковые петли креплений охватывают стопу только до места сгиба пальцев. Применение такого типа крепления очевидно – оно позволяет использовать любую обувь, быстро сбросить лыжи в случае необходимости. В то же время эти крепления имеют и существенный недостаток – при ходьбе трудно повернуть лыжу. Поднятая на весу лыжа, упершись в прутик толщиной чуть толще спички ни в какую не хочет поворачиваться, хотя пятка ноги уже повернулась градусов на сорок пять. Попытка отгрести в сторону носком лыжи снег становится весьма затруднительной. Длинный пяточный ремень, идущий от носкового, часто спадает с пятки (если на заднике обуви нет специального «прилива». Полностью этот недостаток устранён в предлагаемом креплении.
Конструкция крепления и его работа понятны из рисунка. Размеры не даны специально, т.к. они определяются габаритами обуви.
Немного об изготовлении. Толщина носовой бобышки должна быть равной сумме толщин листовой резины и задней подкладки. Если резина будет более тонкая, то придется срезать один слой шпона фанеры, Если резина более толстая, то нужно будет изготовить носовую бобышку или из двух слоёв 4 мм фанеры или из 10 мм, срезав один или два слоя шпона. Фанерные детали (носовую бобышку и заднюю подкладку) надо, перед установкой, покрыть лаком со всех сторон. Если этого не сделать, то они начнут подгнивать снизу и под ними начнет гнить древесина лыжи. Ширина окна между носовой бобышкой и задней подкладкой равна ширине носкового ремня.
Листовую резину, вырезают на 2 мм шире и длиннее, чем задняя подкладка. А прибивают резину скобочками вровень с краями задней подкладки. Резина вспучивается небольшим «горбом» и не даёт образовываться льду под подвижной частью гибкой площадки. Скобочки, изготовленные из нержавеющей стальной проволоки ( нержавеющая контровочная проволока o1 мм) забиваются степлером в лыжу, проходя насквозь резинку и подкладку.
Гибкая площадка изготавливается из транспортёрной ленты. В моём распоряжении была транспортёрная лента толщиной 10 мм. Было очевидно, что, сгибая такую толстую площадку, подъемная лента будет сильно давить на обувь и подъем ступни. Для уменьшения усилия изгиба на ленте был вырезан поперечный паз треугольного сечения. Паз прорезан только в резине и не затрагивает корд ленты. Оказалось, что достаточно прорезать паз только с одной стороны. Если бы этого было мало и усилие изгиба осталось большим, то пришлось бы вырезать аналогичный паз и в нижней поверхности гибкой площадки. Уверен, что при изготовлении гибкой площадки из транспортёрной ленты толщиной 5 – 6 мм никакого паза вообще не потребуется.
Скоба с треугольными кольцами устанавливается на гибкой площадке напротив лодыжек. К 10 мм транспортерной ленте гибкой площадки она прикреплена тремя оцинкованными шурупами o4 мм с головками «в потай» (на рисунке не показаны). Выступающие концы шурупов спилены. При более тонкой гибкой площадке скобу придётся приклепать к ней заклёпками.
Треугольные кольца изготовлены из 3 мм проволоки (стальная, покрытая медью – используется при устройстве линий электропередач.). Кольца гнулись с использованием в качестве оправки стального уголка 25 х 25 мм. Стык концов проволоки кольца сделан посередине длинной стороны и спаян оловянным припоем. Спайка не только упрочняет кольцо, но и предохраняет капроновую ленту от протирания по месту стыка концов проволоки.
Гибкая площадка устанавливается поверх резины и носовой бобышки, перекрывая окно для носкового ремня. Крепится оцинкованными шурупами o5 мм с головками «в потай». Два ряда шурупов устанавливаются по краям окна для носкового ремня. Передний ряд проходит насквозь через носовую бобышку в дерево лыжи. Задний ряд проходит насквозь через лист резины и подкладку в дерево лыжи. В случае необходимости, дополнительно, можно прикрепить площадку по переднему контуру, не выходя за контуры носовой бобышки. Если считаете нужным, то можно зафиксировать носковый ремень в окне, пропустив шуруп сквозь гибкую площадку.
Засверливая отверстия под шурупы ни в коем случае не просверлите лыжу насквозь! Тщательно рассчитайте и проверьте длину крепёжных шурупов, чтобы они не прошли лыжу насквозь.
Подъёмный и пяточный ремни могут быть пришиты к кольцам одним концом, а вторым продеваться в другое кольцо и крепиться «репейной застёжкой». Могут быть и съёмные, с пряжкой.
* * *
* * *