[h=2]Из арктической энциклопедии "Лыжи".[/h]В конце XIX — начале XX в. почти все группы эвенов и эвенков пользовались охотничьими лыжами. Они использовали как голицы — кайсар (ступательные, необшитые лыжи), так и скользящие, подшитые лыжи — мэрингтэ. Причем наблюдается доминирующая роль второго вида.
Лыжи мэрингтэ, согласно классификации «Историко-этнографического атласа», относятся к восточно-сибирскому типу, для которого характерны выгнутость в средней части, они короткие (120—150 см), широкие (25—35 см, иногда больше) и очень тонкие (в среднем 4 мм), носок тупой или полукруглый, задник чаще полукруглый, бытуют только в виде подшитых. Этот тип в основном был распространен к востоку от Енисея, в измененных формах доходя до Чукотки, Камчатки, Охотского побережья, характерен для всех групп эвенов и эвенков; техника изготовления везде одинакова [57, с. 80].
Их мастерили из ели или березы, которые ценятся за легкость и водоустойчивость древесины. Дерево выбиралось обязательно без сучков. Заострив топором передний и задний концы заготовки, закрепляли доску ребром в развилке палки, воткнутой в землю, и начинали обтесывать. Стружку снимали равномерным движением от себя. После этого поверхность лыжи выравнивали скобелем, обработку заканчивали ножом.
Лыжи должны быть легкими, гибкими, прочными, с ровным ходом и хорошим скольжением. Поэтому нужно было точно определить их длину, толщину и ширину, для чего была выработана определенная система. Мерой длины служил рост будущего вла-дельца, ширину в средней части лыжи определяли двумя расстояниями между вытянутыми большим и указательным пальцами (30—40 см). Концы лыжи несколько суживали (до 27 см), иногда задний конец делали уже переднего. Очень сложно добиться нужной толщины доски, а ведь от этого зависит эластичность лыж. Толщина не должна была превышать 4—5 мм. Лишь опорную площадку, где ставится нога, делают более плотной.
Заготовки лыж для размягчения размачивались и нагревались на огне, а затем вставлялись между поперечными планками в станок, состоящий из двух параллельных брусьев или досок, соединенных пятью поперечными, свободно вынимающимися план-ками. Расстояние между планками обеспечивает величину прогиба лыжи: две нижние, расположенные наиболее близко друг к другу, создают короткий отгиб заднего конца. Между двумя перекладинами, разделенными большим промежутком, вставляют передний конец, его отогнутая часть длиннее заднего. Пятая поперечина в центре прогибает лыжу посередине [7, с. 37].
В станке лыжа выдерживается до тех пор, пока не достигнет нужной формы. После этого ее снимают и окончательно выравнивают края. Для лучшего скольжения, а также большей эластичности и прочности, лыжи подбиваются меховой обшивкой из оленьих или лосиных камусов, ворсом назад. Иногда используются тот и другой одновременно для предохранения лыж от скольжения в стороны. В этом случае вдоль всей лыжи и посередине проходит полоса камуса лося, а по обе стороны от нее (от переднего конца и во всю длину) — более короткие — оленьи. От правильного расположения камусов зависит будущее скольжение [10, с. 20].
Способы прикрепления камусной обшивки сырой шкурой мехом наружу были различны. Она могла приклеиваться, пришиваться или прибиваться, но всегда закреплялась на скользящей поверхности с таким расчетом, чтобы мех не тормозил скольжение лыжи. Концы обшивки в виде узкой ленты загибались на верхнюю поверхность основы. Подбивка выгнутых лыж была обязательна. Лыжи, выгнутые на станке, имели предельную тонкость, и ввиду этого они, как правило, подбивались мехом, иначе тонкая основа могла легко сломаться.
В последнюю очередь (в уже готовой лыже) ножом делают отверстия для креплений. На опорную часть ее приклеивают плотную бересту, вырезанную по форме ступни. Для такой «стельки» хорош нарост, возникающий на березе там, где сняли когда-то кору. Крепление — две или три пары завязок, изготовленных из тонких ровдужных ремешков: при наличии двух петель одна предназначалась для носка и имела дополнительные боковые ремешки, при трех — одна предназначалась для носка, вторая — для пятки и третья — для подъема ноги. Береста была хороша тем, что она предохраняла обувь от обледенения и увеличивала прочность деревянной основы. Чтобы на лыжах не намерзал снег, перед уходом в тайгу их хорошо смазывали с двух сторон лосиным жиром [88].
Подшитые лыжи эвенов однотипны с эвенкийскими. Длина их 125—130 см, редко превышает 150 см. По внешнему виду они кажутся еще меньше из-за необычной ширины — 25—35 см. Это и отличает эвенские лыжи от лыж народов Амура, у которых они длинные и узкие. Оба конца эвенских лыж заострены, передний конец всегда, а часто и задний, приподнят. Задник украшался кисточкой из кусочков красной материи [57, с. 33].
Благодаря выгибанию на станке эвенские лыжи имеют своеобразный профиль: две выгнутости и одна выпуклость приходятся на верхнюю поверхность лыжи и соответственно этому две выпуклости и одна выгнутость — на нижнюю поверхность. Выпуклость верхней поверхности приходится на ту часть, где ставится нога. По этому признаку выгнутые лыжи эвенов, эвенков и амурских народов конструктивно очень близки между собой, что позволяет поставить вопрос об общности их происхождения.
Выгнутые и подшитые лыжи — неотъемлемая принадлежность охотничьего промысла эвенков и эвенов, они считаются подлинно охотничьими. В одном из преданий о происхождении рода кингалах мямяльских эвенов Усть-Янского улуса говорится: «Кангалас-ский якут Баягантайского улуса, сбежавший оттуда от оспы, женился на эвенской девушке Мямяльского рода. В первое время охотился на непокрытых шкурой лыжах и пугал добычу звуком своих лыж. Его прозвали Кингалах, что значит 'производящий шум'. Потом ему сделали настоящие эвенские лыжи и он стал лучшим охотником» [140, л. 132]. Эти лыжи были хорошо приспособлены к условиям кочевого охотничьего хозяйства указанных народов: удобны при охоте на дикого оленя, лося по снежному насту, потому что их широкая поверхность легко удерживает ногу от провала и способствует быстроте движения. Предельно тонкая, очень легкая выгнутая основа, подклеенная мехом, придавала им чрезвычайную гибкость и эластичность. Эти качества обеспечивали скорость бега по рыхлому снегу и позволяли без особой затраты энергии делать весьма быстро длительные переходы, необходимые при преследовании зверя. Меховая обшивка при подъеме в гору затормаживала движение назад, заглушала шум движения, облегчая тем самым приближение к добыче на близкое расстояние. Некоторые из ламутов благодаря своим подшитым лыжам отличались необычайной быстротой в беге на лыжах и считались лучшими лыжниками на Северо-Востоке Азии. Об этом свидетельствуют замечания многих исследователей: например, В.Г. Богораз отметил, что эвенские бегуны сопровождали собачью упряжку миля в милю, скорость бега лыжников равнялась скорости бега крепкого бегового оленя [19, с. 194].
Кроме камусных зимних лыж эвены, как и другие таежные охотники, пользуются голицами. В отличие от подшитых, они более разнообразны по размерам и особенно по форме, которая иногда повторяла форму подшитых лыж. Голицы обозначаются якутским термином кайсар [124, с. 42]. Они используются главным образом весной по насту, когда передвижение на подшитых лыжах в лесу затруднено — можно было легко повредить их подволоку. Способ изготовления тот же, что и лыж мэрингтэ, но голицы отличаются более грубой обработкой и тем, что их не выгибали. А поскольку они не выгибаются, толщина не играет такой большой роли, как для мэрингтэ, следовательно, они могли быть без обшивки. У этих лыж лишь слегка отогнут передний конец.
Дополнением к обоим видам лыж является посох (тийун), длина которого достигала плеч охотника. Он представлял собой палку, нижний конец которой снабжался колесиком, а верхний делался в виде неширокой лопатки [10, с. 30]. Чаще верхний ко нец имел насаженный железный или костяной крючок. Колесико на нижнем конце палки делали из тальника и прикрепляли с помощью ремешков. В прошлом по его отпечаткам на снегу узнавали, кто прошел. Следует отметить, что лыжные палки (тийун) несут большую функциональную нагрузку: на них не только опираются, ими копают снег, с их помощью поднимаются в гору, вспугивают и снимают с дерева белку (используя лопатку или крючок на конце посоха) [109, с. 13].
Обязательным элементом при ходьбе на лыжах являются снеговые очки, сделанные из кожи или дерева и имеющие узкие прорези. Они бытуют и у чукчей, азиатских эскимосов и прочих племен Северо-Востока Азии. У ламутов иногда встречались снего-вые очки из тонкой полоски серебра, выкованные из серебряных монет [20, с. 192].
Как указывалось выше, из двух видов лыж доминируют подшитые благодаря своим качествам, повышающим интенсивность промысла, — бесшумность, быстрота скольжения и возможность подниматься в гору. Этнографические данные свидетельствуют о том, что голицы были изобретены раньше, чем подшитые лыжи. Если прямые толстые голицы являлись малопригодными для зимней охоты, то изобретение обшивки было большим техническим достижением. Иной характер имеет выгнутый тип лыж. Здесь можно говорить уже о коренном изменении конструкции, связанном с применением специального прибора для выгибания. По главному признаку своей конструкции они не имеют аналогий с голицами. Из этого можно сделать выводы: во-первых, прототипом выгнутых лыж не является определенный тип голиц, во-вторых, они возникают на сравнительно высоком уровне развития (применение специального станка и совершенных орудий для обработки тонкой деревянной основы). Таким образом, можно предположить, что развитие изготовления охотничьих (подшитых) лыж шло двумя путями: 1) усовершенствование прямого типа, 2) выделение из него нового особого типа (выгнутые лыжи) [109, с. 34].