Костя, нахаживать и ставить работу собаки следует не в какой-то последовательности, когда что-то следует за чем-то, а по тем видам, на охотах по которым в дальнейшем предполагается её использовать. При этом стоит учитывать, что для приобщения к охотам собачке надлежит быть сформировавшейся и соответствующей нуждам данных охот в психологическом и физическом плане. Тем более при охотах по крупным, или опасным видам. Собака должна уметь владеть своим телом, иметь понимание и осознание своих действий и чуствовать уверенность в своих силах. При этом, некоторые собственные промахи в работе она может воспринимать не как собственную несостоятельность в данной теме, а как позитивный опыт, дающий возможность обрести и развить собственное мастерство. Думаю многие согласятся, что на развитие собаки весьма конкретный отпечаток накладывают условия выращивания и содержания собаки. Собака, которую холют и лелеют, оберегая от всяких невзгод и потрясений, даже таких, в которых собака нуждается для полноты своего развития, - такая собака и в половозрелом возрасте может выглядеть "малодушной", неуверенной. Собаки же, которые получают развитие, проходя через реальные "преодоления", через необходимость утверждаться и отстаивать собственные "личностные" потребности, и в возрасте менее года выглядят уверенными, готовыми подтверждать свою состоятельность.
Я пишу это для того, чтобы было понятнее, сколь верно развитие молодой собаки соответствует возможности приобщения её к той, или иной охоте.
Странно, но глухарь, имеющий довольно сильный запах, не привлекает внимание молодой собаки. Как-то так получалось, что большинство моих собак свои первые работы показывали именно по глухарю. По лосю некоторые начинали проявлять интерес даже в четыре месяца, но я старался поощрять интерес собаки к этому зверю, пытаясь удерживать ситуацию на уровне "ознакомления". Некоторые из собак уже во второе поле показывали по лосю очень достойную работу, но больше всех меня радовала в этих охотах та, которая лишь по третьему полю начала работать до уровня, когда из под неё смог быть взят первый зверь. После этого она стала самой путной "лосятницей".
Медведь же зверь ещё более сложный и, потому, требования к собакам выше. Один из моих потомков уже в полугодовалом возрасте в своей первой же охоте на медведя выступил главным "застрельщиком" в своре из трёх собак (две других были куда старше его). Но это был кобель, который уже готов был "оспаривать" статус "доминирующего" в своей своре.
Так что, Константин, всё по ситуации. Однозначно ответить на вопрос: в каком именно возрасте собаке работать того, или этого? - лукавить.
Да и если пошла на лосика - не факт, что может пойти по медведю. Моя лучшая "лосятница" лосей сначала боялась, позже опасалась аж до трёх лет, а медведей ненавидила лютой ненавистью и выражала им свою ненависть смолоду. Кобель в лосях - души не чает с четырёх-месячного возраста, а медведей воспринимает с большой опаской, хотя в "детстве" был довольно смел к ним.