Интересный способ создания убежища в зимнем лесу (в том числе и для ночевки) финскими снайперами описан А. А. Потаповым в разделе 6 "Искусство снайпера". Т.к. ссылок давать не могу (потому как первый пост), то позволю привести выдержку. Итак:
Старый финн, живущий под Ленинградом (ныне Санкт-Петербург) и отсидевший в свое время при Сталине 10 лет за участие во Второй мировой войне "не на той стороне", показал автору простой и доступный всем способ оборудования закрытой снайперской позиции с помощью подручных средств, всегда имеющихся в средней климатической полосе. Короткой пилой старик срезал сосенку (не елочку - у сосны иголки держатся очень долго, а у ели они опадают сразу). Затем он отрезал у комлевой части узел-звезду, из которого росли ветви в разные стороны. Старик перевернул отрезанный фрагмент сосны сверху вниз и поставил его на снег в таком виде. Получилось готовое перекрытие, как каркас у зонтика. Снега было мало, и старик поставил этот каркас на старый окоп, оставшийся с прошлой войны. С той же сосенки были нарезаны ветви, и этим "лапником" дед искусно заложил и переплел толстые ветви каркаса. Потом начал забрасывать все это снегом. Окоп начал исчезать на глазах и вскоре вообще сравнялся с ландшафтом. Для обзора и обстрела была проделана амбразура, в которую выставлялась винтовка.
Довольно быстро образовалось весьма уютное логово, в котором можно было сидеть. После того как входной лаз завесили старым немецким мешком из хозяйства этого знающего инструктора, внутри позиции вдруг стало необычайно тепло по сравнению с -20°С, которые были снаружи. К тому же там не было ветра. После того как старик зажег огарок свечи и поставил его в углу таким об разом, чтобы огонь не был виден из амбразуры снаружи, можно было снять рукавицы, шапку и расстегнуться. Инструктор объяснил все это тем, что воздушная подушка, образованная толстым хвойным перекрытием, очень хорошо держит тепло. К тому же, как он сказал, "огонек свечи делает человеку теплее на душе", а от этого становится теплее всему организму. По его словам, имея пару свечей, на такой позиции можно было продержаться сутки при самых жутких морозах. В довершение ко всему дед капитально полил укрытие водой снаружи, превратив его в ледяной дот. По тому, как быстро и сноровисто он все это делал в сгущающихся сумерках, автор понял, что свои 10 лет лагерей этот неразговорчивый человек получил недаром.