Ну, во первых, что мы хотим от щенка в возрасте 4-х месяцев? Его пребывание в лесу, кроме как прогулка, никак не назовёшь. Больше чем 3-4 часа безпрерывного движения щенку в этом возрасте выдержать будет физический очень трудно.
Владимир, применительно к этой фразе, я могу говорить только лишь о себе. Все мои желания от щенка 4-х месяцев будут проистекать, иметь своё происхождение именно от него, от щенка. Именно он, своими поступками, поведением и будет генерировать мои желания. Именно он, на данном этапе будет являться =причиной=, а мои желания - =следствием=. Заинтересовался щенок запахом под кучей валежника - моё желание поддержать его заинтересованность, умножить её и, по возможности, подкрепить её чем-то большим. Проходим мимо типичного, подлежащего более тщательному досмотру места - моё желание привлечь к этому месту внимание щенка. И примерно так, и в таком ключе. Формировать и закреплять навыки в молодой собаке - вот моё основное желание, обращённое к 4-х месячному щенку. Что же до движения, то вообще в этот период больше выступаю в качестве ведомого, который только лишь задаёт направление и внимательно приглядывает за поведением щенка, вмешиваясь, дабы указать на нежелательные моменты в поведении молодой собаки. В этом возрасте куда важнее не то, сколько именно пройдено, а то как ведёт себя собака на протяжении пройденного отрезка.
Теперь, что касается голода: за несколько часов ещё никто не умирал и физически не был истощён. А вот пропустить одно кормление перед походом в лес, пойдет щенку на пользу, потому как чувство голода усиливает охотничью страсть и побуждает, инстинктивно конечно, щенка к поиску.
Владимир, так вроде речи и не велось о том, что кто-то умрет, или обессилит. Речь велась о том, что сознание щенка, испытывающего чуство голода будет занято именно мыслями, направленными на стремление это чуство утолить. Именно эти мысли будут угнетать все прочие и этим они вряд ли будут оказывать щенку пользу. Что до усиления охотничьей страсти, до поиска, то до этого он пока ещё не дорос. Чтобы искать - надо знать кого искать. Молодой собаке это пока неведомо. Взрослым - да, для них страсть, охотничья страсть - это вполне конкретное, сформировавшееся чуство. Об этом, кстати, говорит yagyala. А для щенка, тем более для голодного, пока ещё запах харчей предпочтительнее.
Ориентировочная способность и умение отыскивать в лесу своего хозяина, тоже формируются примерно в этом возрасте. Кормление собаки у машины после прогулки, в раннем возрасте выработает у лайки устойчивый рефлекс возврата к месту стоянки через определённый интервал времени, в случае потери хозяина в лесу.
Вот здесь я замечу, что формирование способностей и умения отыскать в лесу своего хозяина я стремлюсь сформировать сам, не дожидаясь пока эти способности каким-либо образом сформируются у неё. Это то, чему я с первых же выходов уделяю первенствующее внимание, то, что я стремлюсь развить в щенках перво-наперво. Именно обретение этих способностей предоставляет собаке возможность вести себя в угодьях раскованно, свободно, без ежеминутной оглядки на хозяина и опасения потерять его. Именно свобода в поведении высвобождает в собачьем сознании значительную долю внимания, которое она может теперь перенаправить на другие свои устремления. Именно с момента, когда молодая собака естественным образом начинает включать и пользоваться для отыскания хозяина наиболее продуктивные органы чуств: чутьё, слух, зрение, - именно с этого момента наступает возможность реально заняться приобщением собаки к постижению тонкостей охот. Известно, что на начальной фазе своих попыток отыскивать хозяина щенки предпочитают пользоваться только лишь зрением. Потому я устраиваю эдакое подобие игры в прятки: увлекся щенок чем-то, я незаметно укрылся за деревом, кустом, пнём. Щенок обнаружил исчезновение и, покрутив головой, ринулся бежать, либо в пяту, либо в направлении предыдущего движения. Щенка я всегда стараюсь не выпускать из вида. Если отскочив на излишнее в моём понимании расстояние, щенок не думает осознавать ошибочность своего поведения, я привлекаю его внимание свистом, или окриком, заставляя вернуться "на исходную". После пары, тройки подобных "поправок" щенок начинает тянуть носом и включать чутьё. Подобным образом, позже, вместо окрика можно хрустнуть веткой, хлопнуть ладонью по дереву. Такие треннинги имеют значительную периодичность и со временем делают решение заданной "проблемки" весьма непринуждённой.
По поводу возможных ситуаций в лесу, связанных с потерей собаки, их великое множество и перечислять все не реально. Я описал наиболее распространённые случаи и призвал хозяина не паниковать, а принять к действию тот необходимый минимум, который поможет ему окончательно не потерять своего питомца.
Я против отработки команды "ко мне" в лесу с применением лакомства, по следующей причине: запах еды не даёт щенку сосредоточиться, щенок крутится под ногами и попрошайничает, и в этот момент его уже ничего не интересует, отработка такого важного элемента, как поиск, не получается, а ведь он один из важнейших у охотничьих собак.
Голодного щенка запах еды всегда будет сосредотачивать только на одном: на еде, на стремлении утолить чуство голода. Я об этом уже говорил ранее и не единожды. Почему-то моя подача данного факта не воспринимается. Более того, повторюсь и по другому моменту, о том, что следует различать такие вещи, как <<еда>> и <<лакомство>>.
Далее следует вернуться к прочтению предыдущего абзаца, в котором я говорю о том, что сначала, в моём понимании, щенка следует подготовить к освоению такой "дисциплины", как поиск. Тем более что он такой важный элемент в будущей работе собаки. Кроме всего прочего, как ни называй это, а нахаживание лайки - есть, процесс, своего рода, дрессировки, в которой существует поощрительно вкусовой метод, метод весьма эффективный, широко используемый.
Больше чем уверен, что у данного хозяина есть патологический страх потерять своего друга ( лайку ), и в этом случае хозяин сам мешает себе при нахаживании, формировании у лайки широкого круга поиска, отзывая собаку каждый раз после того, как та исчезнет из вида немного дольше чем обычно.
Если это адресовано мне, то это заблуждение. Я с давних пор осознал реальность возможности утраты охотничьей собаки. Достаточное количество утратил. или схоронил.
По этой причине давно зарёкся держать по одной собаке. Держу не менее двух, не более четырёх. Ну а о том какие они в охоте, об этом следует узнавать не у их хозяина. Скажу лишь, что я не готов с пониманием воспринимать людей, охотников, которые готовы многие годы держать собаку, не удовлетворяющие их потребности и требования в охотах.
За используемую терминологию прошу и меня извинить, так же пишу опираясь на исключительно свой практический опыт.