Нагон дроф
Все приемы этого рода нагона имеют некоторые характерные общие черты мастерства.
Охота нагоном, да еще в степном просторе, когда весь процесс охоты в мельчайших подробностях протекает на виду, полна захватывающего интереса.
Охота нагоном на дроф по техническим приемам во многом сходна с охотою на зверя псковским приемом. Меры предосторожности и маневренные действия по заезду и нагону дроф нередко сложнее, чем при охоте на лисиц.
Охота эта производится в течение всего осеннего сезона; но в том периоде его, когда имеешь дело с меньшими стаями и с менее взматеревшей птицей, способ этот дается легче. Как и при охоте нагоном на зверя, опытность загонщиков и охотников является залогом успеха и этой охоты. Как у зверя, так и у птицы имеются излюбленные направления, по которым она передвигается. Для определения ее пути, который в первую очередь должен быть занят стрелками, опыт играет решающее значение, равно как и знание данной местности. Весьма важно и уменье заезжать, поддерживая нужное расстояние до птицы, не увеличивая без надобности круг и не уменьшая его во избежание опасности преждевременно стронуть эту в высшей степени осторожную и зоркую птицу.
Для охоты требуются две-три подводы обычного крестьянского типа, употребляемые в данной местности. Соблюдение обычного вида предметов имеет значение, чтобы меньше настораживать внимание дроф.
Проезжая по дорогам, наглядывают дроф. Величина круга (оклада), в центре которого находятся обнаруженные дрофы, достигает 4—6 км. Малое количество стрелков дает и малое вероятие на успех. 5—6 стрелков является количеством небольшим, приняв во внимание, что расстояние между ними нецелесообразно увеличивать сверх 100—150 м и что, таким образом, 6 стрелковых номеров занимают небольшую часть окружности объезда.
Заметив дрофу и определив вероятное направление, куда она охотнее пойдет, если ее 'Стронуть, едут на пересечение этого предполагаемого направления, где и будет расположена стрелковая линия на расстоянии от птицы, не заставляющем ее выражать чем-либо беспокойство. За поведением птицы надо следить и понимать его проявления, соответственно приноравливая маневренные действия.
Достигнув стрелковой линии, охотники поочередно на ходу сваливаются сначала с первой, а затем со второй подводы, пользуясь прикрытиями. Подводы продолжают продвигаться дальше, заезжая дроф, причем возницы должны точно заметить расположение стрелковой линии для соответствующего направления птицы.
Расстояние между подводами постепенно увеличивается с таким расчетом, чтобы первая достигла примерно не более чем Уз фланговой линии, в то время как вторая, не останавливаясь, находилась бы на диаметрально противоположной стрелкам части окружности, а третья на том же фланге, по которому начался объезд, — против первой подводы. Если подвод две, они занимают позиции только на фланге, как и при средней подводе. Затем подводы, одновременно каждая со своего фланга, приближаются к дрофам, находящимся в центре круга, заставляя их двигаться к засаде. Маневры заезда и детали направления линии следования подвод на дроф могут только чувствоваться опытным загонщиком и не поддаются детальному описанию.
Дрофы сначала двигаются пешком, а затем медленно поднимаются и летят сперва не высоко, а затем несколько повысясь. Когда дрофа размахается, полет ее становится быстрым, хотя он и не кажется таким. Быстроту полета, особенно при довольно значительных расстояниях, при которых делаются выстрелы по этим птицам, надо иметь в виду при стрельбе, дабы делать соответствующие упреждения.
При приближении налетающих дроф «на штык» следует стрелять, не допуская птицу слишком близко, чтобы сбить дальнейший прямолинейный полет стайки и попытаться свернуть их этим на соседние номера. Стрелять дрофу, ввиду ее мощности и обычно дальней дистанции, нужно нулевыми номерами дроби.